Сериалы

Почему стоит посмотреть аниме-сериал «Евангелион»

«Евангелион» не создал жанр гигантских роботов, борющихся с такими же гигантскими монстрами. Он не был первым, кто взглянул на эти вещи и решил, что гигантская разрушительная сила, не подконтрольная человечеству, может стать прекрасной метафорой. Аниме-сериал просто оживил интерес ко всему вышеперечисленному. В 1980-х и 1990-х японская анимация переживала спад, частично вызванный экономическими проблемами, с которыми столкнулась страна. В то время массовая культура не так сильно интересовалась гигантскими роботами. А те, кому это было любопытно, проводили время за «Трансформерами» и «Могучими рейнджерами».

Но с приходом «Евангелиона» все изменилось. Он получил взрывную популярность в Японии и был причастен к возрождению в стране анимации. Главное, что он способствовал изменению отношения обывателей к аниме, которое в то время все еще считалось детским развлечением. На первый взгляд может показаться, что «Евангелион» – типичный представитель жанра сенэн. Это направление аниме, манги и ранобэ, ориентированное на аудиторию мальчиков и подростков от 12 до 18 лет. С высокой динамикой, изрядной долей юмора и сквозящим отовсюду пафосом. Отчасти так оно и есть. В «Евангелионе» 14-летние подростки в огромных роботах, напоминающих персонажей Gundam, сражаются с монстрами, представляющими угрозу планетарного масштаба, одновременно испытывая близость друг к другу, и в конечном счете спасают мир.

Однако под этой боевой оболочкой скрывается невероятная по своей глубине и эмоциональности история, рассказывающая, как постоянное пилотирование роботов оказывает огромное влияние на психическое и физическое состояние героев. Добавим к этому заимствования элементов из иудаизма, ислама и христианства, которые создатели пропускают через призму японской культуры. Что, безусловно, может показаться непростой темой для неокрепших умов подростков. И в результате перед нами предстает не просто аниме-сериал о мехах, а серьезное исследование философии и психологии человека.

«Евангелион» стартовал 4 октября 1995 года, когда на пике популярности были сериалы с идеалистичными главными героями: Dragon Ball Z или Slam Dunk. Режиссер аниме про мехов Хидэаки Анно пошел иным путем, построив историю вокруг застенчивого, необщительного и депрессивного школьника Синдзи Икари. Вместо мускулистых героев, до конца борющихся за справедливость, зрители увидели приземленного и чем-то похожего на них персонажа, сражающегося не столько с внешними, сколько с внутренними монстрами, олицетворяющими, в первую очередь, страх отвержения со стороны отца.

У Синдзи есть возлюбленная по имени Аска, которая скрывает свою пессимистичную натуру за маской энергичной и беззаботной девушки, аналогично получившей детскую травму из-за жесткого родителя (в данном случае матери). Подростки выработали защитный механизм, который мешает им взаимодействовать друг с другом, даже если бы они этого хотели. Используемый ими термин «дилемма ежей» (или «дилемма дикобразов») был придуман Артуром Шопенгауэром, а широкое распространение получил благодаря Зигмунду Фрейду. Что в очередной раз подчеркивает зрелость нарратива и его упор на психологизм. Причем подобные разговоры с аудиторией велись за много лет до выхода того же «Коня БоДжека», также глубоко погружающего в ментальные переживания героев.

Как уже упоминалось ранее, «Евангелион» содержит немало религиозного подтекста. Отдельные символы неоднократно встречаются на протяжении всего сериала. Например, древо жизни, распятие Иисуса или Кумранские рукописи (они же свитки Мертвого моря). Согласитесь,  странно (особенно в контексте середины 1990-х) встречать подобные образы в мультипликационном продукте. Но таков «Евангелион», чье оригинальное название, Shinseiki Evangerion, буквально переводится как «Евангелие нового столетия». Немало поклонников аниме видят в нем именно попытку современной интерпретации Библии, повествующей о грехе и прощении.

Не менее важен и визуальный язык, за который полюбили «Евангелион». Он использует интуитивно понятный язык дизайна, основанный на минималистичном подходе. Единообразный по своей природе, он несет в себе дух аниме начала 1990-х со свойственной ему чарующей статикой и простотой, которые в свою очередь помогают зрителям уловить суть происходящего.

Минималистичная анимация «Евангелиона» дает возможность задуматься. Эти затянутые моменты могут вызывать тревогу, страх или даже смех. Время от времени, конечно, аниме предлагает абсурдные монтажные склейки, нагромождение резких, провокационных изображений. Но у них одна задача – усилить эмоциональное вовлечение аудитории. В целом операторская работа в «Евангелионе» оказала заметное влияние на всю японскую индустрию (и не только). Она и запечатлевает великолепно поставленные бои мехов, и служит источником гаммы эмоций, позволяя ощутить масштаб и сложность ситуации.

Вспомним хотя бы знаменитый в анимационных и аниме кругах эпизод безмолвного ликования, когда Мисато (оперативная командующая с фиолетовыми волосами) и Синдзи смотрят друг на друга, не двигаясь, после судьбоносного решения главного героя. Больше минуты они стоят на месте, и в голове невольно появляются мысли, что сериал либо завис, либо вы случайно поставили его на паузу. И лишь постоянные объявления о поездах на заднем фоне указывают на то, что шоу продолжается. В нашу эпоху, когда большинство боевиков – это безостановочные выстрелы и взрывы вперемешку с невнятными диалогами, подобное молчаливое бездействие откликается гораздо сильнее и позволяет нам заглянуть в свой разум вместе с персонажами.

Дополняет погружение великолепный саундтрек Сагису Сиро. Многие аниме, для которых композитор написал музыку, до сих пор остаются классикой. «Евангелион» не стал исключением. Саундтрек не сразу проникает в мозг, пока в какой-то момент не становится неотделим от всего сериала. Однако вступительная тема A Cruel Angel’s Thesis зацепит вас моментально. Композиции Сиро больше похожи на музыку из фильмов, чем на музыкальное сопровождение для телевизионных мультфильмов. Его работа над «Евангелионом», варьирующаяся от напряженных, ритмичных звуков гитары во время батальных сцен до мягких фортепианных мелодий в тихих, неловких моментах, получила премию Animation Kobe Award-1997. На 2023 год саундтрек «Евангелиона», состоящий из нескольких пластинок, разошелся тиражом в 9 миллионов экземпляров.

При всех восторженных отзывах и речах о культовости аниме и его вкладе в анимацию и научную фантастику следует помнить, что сериал пропитан далеко не самыми радостными настроениями. В первую очередь, поднимающими экзистенциальные вопросы и подчеркивающими, что люди – сложные создания со своими достоинствами и недостатками. Создания, которые нередко стремятся найти несчастье везде, где только можно.

«Евангелион» стал отражением борьбы Хидэаки Анно с депрессией. Режиссер интегрировал в свое детище много личного, начиная от имен персонажей и заканчивая взглядами героев на жизнь. Анно назвал аниме проектом, где его единственной мыслью была идея запечатлеть свои чувства в фильме.

«Я старался вложить в «Евангелион» всего себя – сломленного человека, который четыре года ничего не мог сделать. Человека, который четыре года убегал. Человека, который просто не умер», – писал Анно перед премьерой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

50 оттенков Кейт Уинслет: От «Титаника» до «Великой»

Кейт Уинслет отмечает свое 50-летие. Для зрителей это не про цифру в паспорте, а про десятки образов, которые уже давно…

19 часов назад

Экологичные киносъемки: Реальность или утопия?

Не секрет, что производство фильмов и сериалов – не самое дружелюбное к окружающей среде мероприятие. Не только в XXI веке,…

21 час назад

Громкие премьеры и культовая классика на фестивале КАРО/АРТ #4

Уже четвертый фестиваль КАРО/АРТ вот-вот откроет свои двери всем любителям авторского кино. 15 октября в московском кинотеатре «Октябрь» начнутся показы…

23 часа назад

«Звонок»: Полный гид по хоррор-вселенной

В отечественный прокат уже крадется сомнительный жутик «Звонок. Последняя сессия», уже по сложившейся традиции локализаций не имеющий никакого отношения к…

1 день назад

Портал «Узнай Москву» запустил спецпроект к 100-летию Марлена Хуциева

Ровно 100 лет назад родился Марлен Хуциев – классик советского кино и автор таких шедевров эпохи «оттепели», как «Мне двадцать…

2 дня назад

Фильмы, снятые в экстремальных условиях

В киноиндустрии нередко случается, что приключения за кадром выходят далеко за рамки сценария. Иногда кинематографисты сознательно отказываются от комфорта павильонов…

2 дня назад