Реж. Пол Верховен, 1987
Вдохновившись комиксами «Судья Дредд» и «Космический рыцарь ROM», сценаристы Эдвард Ноймайер и Майкл Майнер придумали детройтского копа Алекса Мерфи, которого сначала расстреляли бандиты, а затем кибернизировала злая и аморальная корпорация OCP. Ехидный голландец Пол Верховен наполнил футуристическую историю про получеловека-полумашину библейскими аллюзиями, крайней жестокостью и ярким антикапиталистическим месседжем, однако сердцем фильма стала попытка металлического героя заново обрести человечность. К сожалению, ни два сиквела от гуру комиксов Фрэнка Миллера, ни канадский сериал, ни выхолощенный недавний ремейк с детским рейтингом не смогли даже близко подойти к оригиналу. Возможно, это удастся южноафриканцу Нил Бломкампу, работающему сейчас над «Возвращением Робокопа» вместе со сценаристами оригинала.
Реж. Сэм Рэйми, 1990
После успеха «Зловещих мертвецов» Сэм Рэйми захотел снять экранизацию комиксов. Когда режиссеру не удалось добыть права на «Тень» и «Бэтмена», он решил создать собственного супергероя. Вдохновившись хоррорами студии Universal 30-х годов (ближайший родственник «Человека тьмы» — «Призрак оперы»), Рэйми придумал историю о благородном человеке, который превращался в монстра, полного отвращения к самому себе. По сюжету, работающий над синтетической кожей доктор Пейтон Уэстлейк получает сильнейшие ожоги, когда гангстер Дюрант взрывает лабораторию ученого. Чудом выживший, обезображенный и лишившийся рассудка Уэстлейк решает отомстить преступникам за испорченную жизнь. Именно Рэйми разглядел в Лиаме Нисоне не только отличного актера, способного изобразить безумную ярость (см. обложку материала), но и будущую звезду экшена. Свою супергеройскую фильмографию Рэйми спустя десятилетие продолжил трилогией о Человеке-пауке.
Реж. М. Найт Шьямалан, 2000
Если создатели «Гори, гори ясно» представили, что бы было, если бы Супермен был злым, то любитель твистов М. Найт Шьямалан представил, что бы было, если бы Супермен не знал о своих умениях. Дэвид Данн (Брюс Уиллис) живет обычной семейной жизнью работяги из Нью-Джерси, пока не попадет в страшную железнодорожную аварию. В ней он не только выживает, но и остается без единой царапины. Тут-то его и находит мегамозг-ницшеанец Элайджа Прайс (Сэмюэл Л. Джексон). Шьямалан тонко переработал идеи из комиксов, создав размеренную и реалистичную драму о поисках себя. Никаких схваток с главным антагонистом, минимум экшен-сцен. По сути, это растянутый на два часа первый акт типичной origin story, без частей, где герой тренируется на мелких преступниках и сражается с главным злодеем. К сожалению, игру с жанром в 2000-м мало кто оценил, и свой культовый статус реалистичная лента заработала уже после выхода на домашнем видео. В 2017-м Шьямалан зачем-то поместил во вселенную «Неуязвимого» отличный триллер «Сплит» про Джеймса МакЭвоя с расщеплением личности (пример идеальной «суперзлодеики»), а в этом году разочаровал фанатов кроссовером «Стекло», на котором буквально сел в лужу, столкнув всех героев друг с другом.
Реж. Ллойд Кауфман, Майкл Херц, 1984
«Токсичный мститель» — кровавый супергеройский сплэттер и главный хит культовой студии Troma. Здесь соединились воедино секс-комедия (основная специализация студии до 1984-го), кэмповские замашки, супергероика и чрезмерное насилие. В центре сюжета — нерд-уборщик Мелвин, который после купания в цистерне с токсичными отходами мутирует в перекошенного монстра, обладающего неимоверной физической силой. Теперь город Тромвилль может спать (и ходить в спортзал) спокойно: уродливый супергерой с упорством Джейсона Вурхиза разберется с коррумпированным мэром, спортсменами-садистами и грабителями-насильниками. Да что уж там, он даже появится у вас на кухне, чтобы помочь открыть банку с попкорном. Настоящий первый мститель. Недавно стало известно, что классику трэша переснимет режиссер сандэнсовского хита «В этом мире я больше не чувствую себя как дома» Мэйкон Блэр.
Реж. Джеймс Ганн, 2010
Раз уж речь зашла пошла о Troma, то нельзя не вспомнить супергеройскую комедию их «выпускника» и будущего марвеловца Джеймса Ганна. «Супер» — черная комедия о поваре-фантазере Фрэнке Дарбо (Рэйн Уилсон), который становится супергероем по имени Багряный Болт, когда его свеженаркозависимая жена (Лив Тайлер) бросает его ради наглого криминального авторитета Жака (Кевин Бейкон). Найдя сайдкика в лице гиперактивной Либби (Эллен Пейдж), Дарбо решает буквально отвоевать супругу обратно. Под слоем черного юмора прячется грустная, нежная и смелая драма о примирении с разрушенным браком и неспособности отпустить отношения. До работы над «Стражами Галактики» Ганн мог позволить себе гораздо более смелое, личное и безжалостное кино: именно во времена «Супера» режиссер писал все те шутливые твиты, из-за которых потом был уволен с триквела франшизы Marvel (его уже вернули, не бойтесь!).
Реж. Крэйг Мазин, 2000
В мае Крэйг Мазин выпустил на HBO один из лучших сериалов года «Чернобыль», однако известность кинематографисту принесли вовсе не атмосферные докудрамы, а сценарии к сиквелам «Мальчишника в Вегасе» и «Очень страшного кино». «Необыкновенные» — тоже пародия, только супергеройская. Команда супергероев переживает не лучшие времена: корпорации не хотят делать игрушки по мотивам их приключений, другие супергеройские отряды смотрят свысока, а Миссис Неразрушимая изменяет мужу, лидеру группы Стробоскопу. Герои постоянно выясняют отношения и совсем не совершают героических актов — даже свои способности демонстрируют лишь перед самыми титрами. Однако Джеймс Ганн (тут он сценарист и исполнитель роли Миньютмена; редкое появление на экране, между прочим) и Мазин забавно деконструируют жанр и дают представить, чем Мстители занимаются, когда на Землю никто не нападает.
Реж. Питер Берг, 2008
Историю о всеми презираемом бомжеватом супергерое-алкоголике, чей общественный имидж хочет изменить спасенный им пиарщик, Голливуд разрабатывал двенадцать лет. К сценарию приложил руку создатель «Во все тяжкие» Винс Гиллиган, а ставить кино собирались в числе прочих Тони Скотт и Майкл Манн. Однако блокбастер с Уиллом Смитом в итоге режиссировал последователь их идей Питер Берг. Критиков неровный экшен не впечатлил: слишком много сюжетных несостыковок и неработающих шуток, а по-настоящему смелой деконструкции жанра не случилось из-за детского рейтинга. Хэнкок лает, да не кусает, к финалу став окончательно правильным и скучным супергероем. Впрочем, эта история становления интересна тем, что тут нет главного антагониста: весь фильм Хэнкок решает внутренние и любовные конфликты. Для $150-миллионой постановки — настоящий эксперимент.
Реж. Брэд Бёрд, 2004
Самый кассовый фильм в подборке — творение студии Pixar, получившее два «Оскара» и вдохновленное шпионскими фильмами про Бонда и комиксами про Фантастическую Четверку и Мстителей. Семья Парров обладает суперспособностями: отец Мистер Исключительный — силач с волевым подбородком, мать Эластика гнется во все стороны, дочь Фиалка может становиться невидимой, а сын Шастик бегает со скоростью пули. В середине 1960-х супругам приходится скрывать свои умения, чтобы не расстраивать правительство (привет, «Хранители»). Однако оставаться в стороне не получается, когда глава семейства попадет в плен. Спустя 14 лет после выхода оригинала в прокат появился сиквел, который собрал по миру $1.2 млрд., став самым успешным проектом Pixar.
Реж. Джош Транк, 2012
Супергеройский found footage запустил сразу несколько карьер: режиссера Джона Транка («Фантастическая Четверка»), сценариста Макса Лэндиса («Яркость»), актеров Дэйна ДеХаана («Новый Человек-паук 2») и Майкла Б. Джордана («Крид», «Черная Пантера»). Фильм реалистично подходит к супергероике: овладев способностью телекинеза, старшеклассники Эндрю, Стив и Мэтт не спешат спасть мир. Более того, они просто развлекаются, летая по городу и проделывая разные пранки на камеру. Тем не менее, постепенно шутки становятся все жестче, и вот уже появляются первые трупы. История про подростковый ангст с привкусом «Кэрри», а также деконструкция супергеройских клише удалась кинематографистам гораздо лучше, чем создателям «Гори, гори ясно».
Реж. Майк Митчелл, 2005
Игровая «Суперсемейка», «Высший пилотаж» — история о Уилле Стронгхолде, сыне супергероев-агентов по недвижимости (Курт Рассел и Келли Престон), который пока не проявил никаких способностей. Из-за этого мальчик отправляется учиться в класс для «неспособных» сайдкиков. Детское диснеевское кино от режиссера «ЛЕГО Фильма 2» и «Мужчины по вызову» c хорошей моралью: быть «Робином» не так уж плохо, ожидания родителей — проблемы самих родителей, а главная красавица (Мэри Элизабет Уинстэд) в школе — наверняка сволочь. В главной роли— Майкл Ангарано, будущий милаха доктор Берти из содерберговской «Больницы Никербокер».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…