В петербургском театре «Цехъ» идет камерный спектакль «Немой официант», который может заинтересовать (и интересует – билеты заканчиваются за две-три недели до дня Х) публику сразу по нескольким причинам. Во-первых, одну из двух ролей играет Константин Плотников – Горшок из сериальной панк-сказки «Король и Шут». Во-вторых, это постановка по пьесе Гарольда Пинтера: многие небезосновательно считают, что именно этим произведением вдохновлялся Мартин МакДона при съемках своего полнометражного дебюта «Залечь на дно в Брюгге».
Сюжетные сходства действительно налицо, разве что размах у «Официанта» поменьше. Двое киллеров – постарше и поопытней, помладше и потупей – в ожидании очередного «заказа» застревают в замызганном мотеле, переоборудованном из не менее дрянной забегаловки. Заведение продали другим владельцам, но народная тропа к нему не зарастает. Вот и приходится непутевым героям получать все новые заказы и отправлять на кухонном лифте то завалявшуюся в сумке пачку чипсов, то полпинты молока, то надкусанную слойку.
Замкнутое пространство и бытовые неудобства подчеркивают абсурд ситуации: без газа и спичек Гасу и Бену только и остается, что пить воображаемый чай и представлять, какой вид мог бы открываться из несуществующего окна. Кустарную атмосферу рождает само помещение – театр располагается в бывшей котельной, а вялые перепалки и заезженные фразы лишь обостряют зрительское внимание. Да и звуковое сопровождение не дает уйти в свои мысли: у Гаса, свидетеля непростой сценки, о которой он напрасно пытается поговорить с напарником (Алексей Вдовин), постоянно звенит в ушах.
Этот пронзительный звук, вкупе с работающим стробоскопом и полным отсутствием эмпатии у собеседника (Бену тоже сложно настроиться на рабочий лад), порождает ощущение почти осязаемого дискомфорта. Близость сцены его только усиливает, и тут в дело вступает актерское мастерство.
Плотников, чьи талант и фактура во многом обусловили успех «Короля и Шута», во всех интервью настаивает на том, что лишь примеряет на себя роль, а не превращается в персонажа. С расстояния в пару метров это умение погружаться в образ завораживает: зритель видит одновременно и актера, который слаженно работает с партнером и не забывает про зал, и героя, замкнутого на себе.
Словно тот за тонким стеклом, которое может разбиться от случайного удара. А ударов будет много – у Гаса взрывной темперамент и острый язык. В паре моментов накал страстей слегка смягчает перевод: понятно, что в английском ругательства звучат не столь вульгарно, но в русском они становятся слишком нейтральными.
Из своеобразного чистилища герои обращаются к зрителю. Там же мечтают об отпуске и темном пиве, вспоминают футбольные матчи и былые вылазки. А еще ждут очень важного звонка. Диалоговый юмор сменяет пронзительная трагика, а где-то рядом все время норовит вспыхнуть переворачивающее жизнь пьяное откровение – то самое, которое обязательно забываешь наутро.
Финал трагикомедийного триллера плюс-минус предрешен, но происходящим увлекаешься, несмотря ни на что, да и интерпретаций у концовки может быть несколько. Есть о чем подумать, когда все-таки добираешься до того самого темного пива, о котором наемники говорили с таким упоением.
Неутомимые романтики, настало наше время! Сегодня по всему миру отмечается не слишком затейливый, но уж очень милый праздник, что зовется…
В этом году ММНК началась с деловой программы на площадке кинозавода «Москино». Первым на сессии «Москва – город кино» выступил…
23 августа по всей России и за рубежом прошла уже 10-я акция «Ночь кино». В этом году рекордные показы состоялись…
Петр Тодоровский прожил большую жизнь, полную смены эпох и событий, и каждую эпоху он сумел отразить в кино через личные…
Внимание! Это не учебная тревога! Просим всех подняться на верхнюю палубу, чтобы отпраздновать юбилей Криса «Капитана Кирка» Пайна. Актеру и…
95 лет назад, 25 августа 1930 года, родился сэр Шон Коннери – лучший из Бондов, обладатель патриотической татуировки «Шотландия навсегда»…