Театр

«Немой официант»: Как Костя Плотников из «Короля и Шута» залег на дно в Петербурге

В петербургском театре «Цехъ» идет камерный спектакль «Немой официант», который может заинтересовать (и интересует – билеты заканчиваются за две-три недели до дня Х) публику сразу по нескольким причинам. Во-первых, одну из двух ролей играет Константин Плотников – Горшок из сериальной панк-сказки «Король и Шут». Во-вторых, это постановка по пьесе Гарольда Пинтера: многие небезосновательно считают, что именно этим произведением вдохновлялся Мартин МакДона при съемках своего полнометражного дебюта «Залечь на дно в Брюгге».

Сюжетные сходства действительно налицо, разве что размах у «Официанта» поменьше. Двое киллеров – постарше и поопытней, помладше и потупей – в ожидании очередного «заказа» застревают в замызганном мотеле, переоборудованном из не менее дрянной забегаловки. Заведение продали другим владельцам, но народная тропа к нему не зарастает. Вот и приходится непутевым героям получать все новые заказы и отправлять на кухонном лифте то завалявшуюся в сумке пачку чипсов, то полпинты молока, то надкусанную слойку.

Замкнутое пространство и бытовые неудобства подчеркивают абсурд ситуации: без газа и спичек Гасу и Бену только и остается, что пить воображаемый чай и представлять, какой вид мог бы открываться из несуществующего окна. Кустарную атмосферу рождает само помещение – театр располагается в бывшей котельной, а вялые перепалки и заезженные фразы лишь обостряют зрительское внимание. Да и звуковое сопровождение не дает уйти в свои мысли: у Гаса, свидетеля непростой сценки, о которой он напрасно пытается поговорить с напарником (Алексей Вдовин), постоянно звенит в ушах.

Этот пронзительный звук, вкупе с работающим стробоскопом и полным отсутствием эмпатии у собеседника (Бену тоже сложно настроиться на рабочий лад), порождает ощущение почти осязаемого дискомфорта. Близость сцены его только усиливает, и тут в дело вступает актерское мастерство.

Плотников, чьи талант и фактура во многом обусловили успех «Короля и Шута», во всех интервью настаивает на том, что лишь примеряет на себя роль, а не превращается в персонажа. С расстояния в пару метров это умение погружаться в образ завораживает: зритель видит одновременно и актера, который слаженно работает с партнером и не забывает про зал, и героя, замкнутого на себе.

Словно тот за тонким стеклом, которое может разбиться от случайного удара. А ударов будет много – у Гаса взрывной темперамент и острый язык. В паре моментов накал страстей слегка смягчает перевод: понятно, что в английском ругательства звучат не столь вульгарно, но в русском они становятся слишком нейтральными.

Из своеобразного чистилища герои обращаются к зрителю. Там же мечтают об отпуске и темном пиве, вспоминают футбольные матчи и былые вылазки. А еще ждут очень важного звонка. Диалоговый юмор сменяет пронзительная трагика, а где-то рядом все время норовит вспыхнуть переворачивающее жизнь пьяное откровение – то самое, которое обязательно забываешь наутро.

Финал трагикомедийного триллера плюс-минус предрешен, но происходящим увлекаешься, несмотря ни на что, да и интерпретаций у концовки может быть несколько. Есть о чем подумать, когда все-таки добираешься до того самого темного пива, о котором наемники говорили с таким упоением.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

1 час назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

3 часа назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

5 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

7 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

10 часов назад

На поддержку отечественного кино направят 2,6 млрд рублей в год

Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…

24 часа назад