К Всемирному дню бортпроводника вспоминаем захватывающие проекты о сильных женщинах, обуздавших воздушную стихию.
От взгляда в небо всегда захватывает дух. Возможно, именно поэтому режиссеры так любят делать своих героев пилотами и бортпроводниками. Но оказывается, что стюардессы интересны зрителю даже тогда, когда ходят по земле. Звездные актрисы и любые жанры – тоже не проблема: Татьяна Доронина сыграла в пронзительной мелодраме «Еще раз про любовь», Кирстен Данст и Гвинет Пэлтроу в ромкомах «Элизабеттаун» и «Вид сверху лучше». Елена Проклова засветилась в трагикомедии «Мимино», Эмма Уотсон – в триллере «Колония Дигнидад», а Пэм Гриер в криминальной «Джеки Браун». А ведь еще есть «Чунгкингский экспресс», где стюардесса почти не появляется в кадре, но именно о ней постоянно думает ее бывший возлюбленный! Но мы решили пойти другим путем и сконцентрироваться именно на воздушных приключениях сильных женщин в небесах.
Алла Демидова
«Стюардесса» (1967)
Черно-белая короткометражка по мотивам одноименного рассказа Юрия Нагибина. В центре сюжета – недавняя выпускница библиотечного института Ольга, которая ушла в авиацию. Все ради любви, но не к небу – таким образом героиня может изредка видеться с геологом, которого любит всем сердцем. Преград на пути к счастью, впрочем, хватает: это и боязнь полетов, и не всегда достойное поведение пассажиров. Да и цель полета – Крайний Север с бесперебойным бураном.
В полчаса экранного времени режиссерам (авторы «Тени исчезают в полдень» и «Вечного зова» Владимир Краснопольский и Валерий Усков) удалось уместить историю о безусловной любви и самопожертвовании без лишнего трагизма. А еще вплести несколько забавных скетчей, в которых снялись звезды советского кино – от Георгия Жженова и Евгения Евстигнеева до Владимира Этуша.
Александра Яковлева
«Экипаж» (1979)
Двухсерийный советский «Экипаж», в котором бытовая драма тесно переплелась с элементами фильма-катастрофы, принес известность Александре Яковлевой. Перед дебютанткой стояла действительно непростая задача: ей предстояло сыграть в двух разных жанрах, и в обоих она была на высоте. В мелодраматической части ее Тамара влюблялась в коллегу по экипажу (и одновременно влюбляла в себя всех мужчин по ту сторону экрана), а в драматической мужественно выдерживала удары судьбы – самолету необходимо было взлететь с поврежденной взлетно-посадочной полосы в условиях абсолютного хаоса. Неудивительно, что на премьере условного ремейка много лет спустя Александре Яковлевой, снявшейся в камео, рукоплескал весь зал.
Джули Хагерти
«Аэроплан» (1980)
«Аэроплан» – одновременно черная комедия и пародия на фильмы-катастрофы, в которых бравый экипаж спасает жизни пассажирам в совершенно непригодных для этого условиях. В центре сюжета – тандем бывшего военного летчика с ПТСР Теда Страйкера (Роберт Хейз) и стюардессы Элейн Диккенсон (Джули Хагерти). Знакомство во время войны во Вьетнаме, влюбленность, разрыв… И необходимость вручную посадить пассажирский самолет, следующий из Лос-Анджелеса в Чикаго. По сюжетной и визуальной канве «Аэроплана» можно изучать кинематограф тех лет – лента Джима Абрахамса и братьев Цукер изобилует отсылками к культовым проектам. Но при этом остается самостоятельным и весьма цельным произведением – номинации на «Золотой глобус» и премию BAFTA тому свидетельства.
Кристина Риччи
«Пэн Американ» (2011)
Ретросериал про работников известной авиакомпании Pan American World Airways. Фирма прекратила свое существование еще в начале 1990-х, зато в анналах истории осталась навсегда. Именно ее пилотом притворялся Фрэнк Абигнейл в «Поймай меня, если сможешь» (еще раньше Стивен Спилберг посадил на самолет компании самого Индиану Джонса), а Стэнли Кубрик упомянул название компании ни много ни мало в «2001 год: Космическая одиссея». В многосерийном «Пэн Американ», продержавшемся один сезон, всяких сюжетных кульбитов тоже хватает: очевидно, следить за полетной рутиной зрителям было бы скучно, поэтому – путешествия, отели, изящные женщины, элегантные мужчины и… вездесущие агенты ЦРУ. Кристине Риччи досталась одна из главных ролей – она старшая бортпроводница Мэгги, готовая отстаивать свои принципы. В общем, все в лучших традициях эпохи эмансипации, хотя «Пэн Американ», конечно, в этом смысле такой хороший взгляд в прошлое с позиций (уже условного, 10 лет прошло с момента премьеры) настоящего.
Марго Робби
«Пэн Американ» (2011)
Несмотря на то, что главных героинь в «Пэн Американ» четверо, помимо Кристины Риччи, выделить из них стоит еще и Марго Робби. Актриса в самом начале своего актерского пути – до «Волка с Уолл-стрит» и мировой популярности еще 2 года. Однако запал и фактура у актрисы уже выдающиеся: не зря ее героиня попадает на обложку журнала Life, что здорово раздражает окружающих. Но выводить Лору на совсем уж передний план создатели благоразумно не стали, поддержав нужный баланс сил в кадре.
Сонам Капур
«Нирджа» (2016)
Представительница одной из самых известных актерских династий Индии Сонам Капур сыграла стюардессу Нирджи Бханот в фильме, основанном на реальных и весьма трагических событиях. В 1986 году старшая бортпроводница ценой своей жизни предотвратила попытку угона самолета террористами, вовремя предупредив экипаж. На протяжении нескольких часов Нирджи пыталась спасти пассажиров захваченного лайнера, которых боевики взяли в заложники, требуя прислать новых пилотов. Мастерская режиссура, отразившая на экране роковой сюжет, и мощная кульминация позволили фильму получить две национальные премии и целый ворох других болливудских наград.
Кейли Куоко
«Бортпроводница» (2020–2022)
Поначалу создатели хотели сделать из «Бортпроводницы» мини-сериал, однако история Кэсси, слетавшей в Бангкок и вляпавшейся в историю с трупом, зрителям полюбилась. В итоге проект продлили, главная героиня завязала с выпивкой, заполучила место внештатного агента ЦРУ и оказалась в центре очередной международной авантюры. О третьем сезоне Кейли Куоко пока говорит без особой уверенности, зато мы точно можем сказать, что именно «Бортпроводница» наконец-то вывела звезду «Теории большого взрыва» на первый план. И позволила ей продемонстрировать недурную продюсерскую хватку: две номинации на «Золотой глобус» – за весь проект и личная за актерскую игру – говорят за себя.
Комментарии