Бунтарь, развратник, психопат, карикатурный злодей… Кого только не играл некогда великолепный Малкольм Макдауэлл! Звезда «Заводного апельсина» и «Калигулы» уже почти неизвестен современному зрителю. А если он и появляется на экране, то лишь в одном амплуа – на протяжении последних 20 лет англичанин в основном предстает перед нами в образе фриковатых стариков, безумцев или людей, оторванных от реальности. Однако так было далеко не всегда. В честь 80-летнего юбилея артиста «КиноРепортер» вспомнил яркие, но не самые популярные роли Макдауэлла.
Дебютная роль Малкольма Макдауэлла, открывшая ему дорогу в мир киносатиры и кубриковский «Заводной апельсин». Игра артиста и созданный им образ нонконформиста Мика Трэвиса сильно впечатлили режиссера «Космической одиссеи», который остро нуждался именно в таком персонаже для своей антиутопии. Но если в «Заводном апельсине» Кубрик в том числе раскритиковал государственный строй, то Линдсей Андерсон в «Если…» жестко прошелся по устаревшим порядкам английских частных школ того времени.
В центре внимания – ученик-бунтарь Трэвис, уставший от репрессивных форм контроля, дедовщины и истеблишмента. По мере развития сюжета он все больше осознает необходимость школьного мятежа, даже если для этого нужно обратиться к радикальным мерам. Герой Макдауэлла с его дерзостью, пугающей улыбкой и саркастическим юмором влюбляет в себя с первых минут. И симпатии публики, несмотря на взрывной финал, остаются с Трэвисом до самых титров.
«Если…» стал первой частью трилогии Андерсона, куда также вошли ленты «О, счастливчик!» и «Госпиталь «Британия». Все фильмы связаны одним действующим лицом, Миком Трэвисом, но при этом их нельзя назвать продолжениями друг друга. Герои-тезки Макдауэлла – прежде всего проводники в видение режиссера. И ключевые черты персонажей так или иначе сближают их со зрителем, помогая подать историю под нужным постановщику углом.
Герберт Уэллс отправляется в погоню во времени, чтобы остановить Джека-потрошителя. Простите, что? Нет, это не фанфик и не синопсис утерянного произведения великого фантаста, а завязка триллера «Путешествие в машине времени», в котором Макдауэллу досталась роль Уэллса. По сюжету, писатель создает устройство, позволяющее перемещаться в прошлое и будущее. Однако оно попадает не в те руки – доктор Джон Лесли Стивенсон, оказавшийся настоящим викторианским маньяком, использует машину времени, чтобы сбежать от преследователя. Уэллс отправляется за Потрошителем и обнаруживает себя в Сан-Франциско образца 1979 года.
«Путешествие в машине времени» – не столько научно-фантастический фильм, сколько сатира на нравы той эпохи. Уэллс в исполнении Макдауэлла предстает перед зрителем достопочтенным английским джентльменом и сторонником утопического социализма, глубоко разочарованным будущим с его мировыми войнами, деградацией общества и изобретениями во имя крови, а не науки. Джек-потрошитель, напротив, находит 1979 год идеальным местом для себя. Положение вещей лучше всего описывает его фраза:
«Девяносто лет назад я был уродом. Сегодня я любитель».
Макдауэлл, согласившись на участие в фильме, хотел отдохнуть от секса и насилия, которыми он насытился на съемках легендарного «Калигулы». Чтобы вжиться в роль Уэллса, актер слушал аудиозаписи фантаста, однако в дальнейшем он отказался от затеи перенять его манеру речи. Поскольку у Уэллса был очень высокий голос, подобный герой, как считал Макдауэлл, на экране смотрелся бы комично. А это было совсем не нужно ленте, высмеивающей пороки современного общества.
Но от секса в «Калигуле» актер отдыхал недолго. В 1982 году на экраны вышел эротический хоррор «Люди-кошки» про оборотней, превращающихся в леопардов и убивающих ради того, чтобы вернуть человеческий облик. Получилась весьма своеобразная, но не лишенная изюминки лента с обнаженным Макдауэллом, который трапезничает собственной кожей, перенимает кошачьи повадки и испытывает влечение к своей сестре в лице Настасьи Кински.
Поначалу Макдауэлл скептически отнесся к идее картины. По его словам, он не хотел сниматься в очередном фильме категории B, но режиссер «Людей-кошек» Пол Шредер поделился с артистом своим видением. И оно показалось Макдауэллу достаточно интересным. Даже спустя 30 лет Малкольм полагал, что у них получился достойный ужастик, не похожий на то, что создавали в 1980-е.
«Это был хоррор совершенно иного типа. Он больше походил на эротическую сказку. Несмотря на нормальность сцен, в них всегда присутствовала подчеркнутая опасность и сексуальность», – считает актер.
Макдауэлл сыграл одну из ведущих ролей в психоделическом полотне Карена Шахназарова «Цареубийца». Фильм рассказывает о пациенте психиатрической лечебницы с раздвоением личности, который искренне верит, что он – убийца царя Николая II. Ментальным расстройством больного заинтересовался врач в исполнении Олега Янковского, у которого с Макдауэллом сложился прекрасный актерский тандем. Даже с учетом языкового барьера.
Оба перевоплотились в двух разных персонажей, оба сыграли исторических личностей, и оба полностью доверились видению Шахназарова. Однако если у советского артиста с карьерой все было хорошо, то для Макдауэлла «Цареубийца» стал шансом вернуться в серьезное кино. Малкольм поспешил им воспользоваться: англичанина впечатлили и сценарий, и возможность сниматься в России. Но, как ни печально, роль психически нездорового Тимофеева стала последней весомой драматической работой в карьере Макдауэлла, с которой мы настоятельно рекомендуем ознакомиться.
Немногие актеры могут «похвастаться» фильмами, за которые им желали смерти. У Макдауэлла такой имеется – «Звездный путь: Поколения». Помимо того что артист снялся в картине исключительно ради денег (в чем он признавался без зазрения совести), схватка с его персонажем привела к гибели капитана Кирка в исполнении Уильяма Шетнера. Такого некоторые фанаты «Стартрека» пережить не смогли, поэтому особо впечатлительные зрители начали угрожать Макдауэллу. К нему даже приставили полицейскую охрану на время продвижения ленты. К счастью, все обошлось.
«Это была такая шутка, но никто не знал, воспринимать ли ее всерьез, потому что интернет тогда только зарождался», – поделился Макдауэлл.
Фильм «Поколения» интересен тем, что он объединил классический «Стартрек» в лице Шетнера и новый «Звездный путь» во главе с Патриком Стюартом и его капитаном Пикаром. Кроссоверу был нужен харизматичный, коварный, но при этом далеко не однозначный злодей с личной драмой, и Макдауэлл справился с поставленной задачей. Несмотря на чисто прагматичный подход к работе, доктор Толиан Соран получился любопытным героем. Конечно, он не дотягивает до великого Хана, но нужно отдать антагонисту должное – именно ему удалось убить легендарного капитана Звездного флота.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…