Собрали пять отечественных проектов, в которых добровольцы тратят свои жизни на спасение чужих.
Бывает, что люди пропадают. По своей воле или нет, из-за болезни или чистой случайности. В кино подобное тоже находит отражение. Как правило, это эпизодические истории вроде той, что показана в «Замерзших», где весь заполярный город вышел искать пропавших детей в лес, и пара находок все же обнаружилась. Но «КиноРепортер» решил сосредоточиться на проектах, полностью посвященных волонтерскому служению, и собрал 5 самостоятельных фильмов и сериалов на непростую тему.
«Плейлист волонтера» (2023)
С волонтерским движением зритель знакомится глазами Штапича (Иван Янковский) – 25-летнего безработного парня, который живет с мамой и пытается смирится с неудачами в личной жизни. После очередного загула он каким-то чудом приходит в себя, пугая полицейского, принявшего его за труп. Проделав путь из области в город, герой узнает, что его разыскивают добровольцы. Едва познакомившись с членами отряда, Штапич едет с ними на очередной вызов – пропал 5-летний мальчик.
«Плейлист волонтера» снят по одноименной книге Артема Ляшенко – реального Штапича, который лично прошел немало километров в поисках пропавших людей. И заветная фраза «Найден. Жив» звучала не всегда. Тем не менее создателям удалось привнести в свой проект искры тепла и надежды. А еще юмор, который порой вырастает из странных и даже болезненных ситуаций.
Снят сериал с ощутимым документальным эффектом: естественное освещение то и дело заставляет прищуриваться, но художественности при этом кадр не теряет. Помимо Янковского, в нем целая россыпь звезд – от Милы Ершовой и Дмитрия Чеботарева до Александры Урсуляк и Марины Александровой. Характеры при этом тоже вышли живыми – хоть «Плейлист волонтера» и воспевает геройство, но не меньше времени уделяет человеческим ошибкам и их последствиям. В конце концов, errare humanum est. Подробнее – в нашей рецензии.
«Право на свободу» (2022)
Айтишник Антон (Илья Малаков) бросается на поиски пропавшей матери, подгоняемый чувством вины, – в последние годы он не уделял пожилой женщине достаточно внимания. Ужас его растет буквально по часам: он понимает, что родной человек мог попасть в рабство к криминальным структурам, зарабатывающим состояние на нищих и бездомных. И начинает все глубже погружаться в тему (а категорий там хватает – от сексуального рабства и попрошайничества до сект и рехабов). Причем путем сугубо практическим: обходя подвалы.
В одном из них он находит несчастных «заключенных», а также знакомится с лидером организации, освобождающей калек и стариков от уз отечественной мафии. В роли предводителя – Кирилл Кяро, примеривший крайне непривычное, даже жесткое амплуа. Да и волонтерство это более опасное – если в лесу есть шанс сломать ногу, споткнувшись о корень дерева, то здесь угроза исходит от властных людей, не желающих со своей властью расставаться. Да и с полицией сталкиваться приходится не только при подаче заявлений.
Остросоциальная тема и неприглядная действительность не нашли особого отклика в сердцах зрителей, а зря: хотя готовых решений сериал не предлагает, сделан он неплохо, да и посыл у него правильный. Даже несколько посылов – от «будьте внимательны к близким» до «следи за собой».
«Здоровый человек» (2022)
Победитель секции «Русские премьеры» 44-го ММКФ и трехкратный лауреат «Золотого орла». Несмотря на то, что это всего лишь второй режиссерский проект Петра Тодоровского, фильм вышел на удивление целостным. И если второстепенные линии кое-где можно подрезать, то характер главного героя – окончательно запутавшегося в себе и растерянного Егора (Никита Ефремов), у которого еще вчера было все, – прописан максимально объемно и живо.
Сложно понять, что именно толкает его на волонтерскую стезю: принципы, кризис среднего возраста, столкновение ожиданий и реальности. Знакомые сочувственно качают головами и крутят пальцем у виска, а разрастающаяся внутри героя дыра заставляет его «выйти» из своей жизни, начав проживать чужую. Егор мыкается по организациям – ищет людей по заброшкам (приток адреналина это обеспечивает) и поет веселые песни онкобольным детям (поначалу сбегая от них в больничный туалет).
Непростой труд обычных людей, которые оставляют свои заботы и переживания за порогом, показан в «Здоровом человеке» очень дотошно. А еще здесь есть несколько полезных рекомендаций на случай, если вы решите, что у вас тоже хватит на это сил. По сути, это не просто захватывающая драма, но и медиаброшюра, которая подсвечивает все эмоциональные грани волонтерства.
«Найден_Жив» (2020)
Интерактивный веб-сериал, созданный совместно с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт» по заказу Института развития интернета. В проекте реконструированы случаи, к сожалению, довольно распространенные: человек уходит в лес и не возвращается. В первом сезоне в глуши теряется 5-летний мальчик. Во втором трое приятелей-подростков сбегают в большой город – те еще каменные джунгли, в которых тоже легко заплутать.
Задача зрителя, который принимает в сюжете самое непосредственное участие, – найти пропавших. Но не действуя наобум, а согласно специально разработанным методикам: нужно правильно собрать рюкзак, положив туда необходимые вещи, верно настроиться самому и разобраться с психоэмоциональным состоянием окружающих, изучить карты и, конечно, следить за временем.
Технические возможности при этом широкие: можно взять на себя управление подводным дроном и тепловизором, переговариваться с другими членами отряда по рации и вызывать кинолога. Затянутость, на которую кое-кто жалуется, – тоже часть процесса, причем не самая простая. Тревога нарастает, и даже в виртуальном пространстве то и дело пробирает ощущение, что от тебя зависит чья-то жизнь.
«Нелюбовь» (2017)
Мрачнейшая драма Андрея Звягинцева, сюжет которой строится вокруг пропавшего мальчишки, узнавшего про развод родителей (Алексей Розин и Марьяна Спивак). Поначалу в исчезновение не верят сами супруги, да и забот у них помимо отпрыска хватает. Более того, они продолжают делить сына, только не в стиле царя Соломона, а, наоборот, пытаясь спихнуть ответственность на другого.
Когда ситуация принимает серьезный оборот, Борису и Жене приходится пройти все круги ада – вплоть до посещения морга, где разворачивается одна из самых душераздирающих сцен. Оператор Михаил Кричман мастерски фиксирует увядающую природу – оградительные ленточки на ветру, омертвевшие деревья в Сходненском ковше, где ведутся поиски. Их неспешность – чтобы не пропустить не единой зацепки – выматывает душу, а к горлу подступает реальный страх, сулящий самое плохое.
Воздух пронизывает тотальное ощущение неприкаянности, которое усиливает интригу: по своей воле ушел Алеша, не вытерпев такой собачьей жизни, или нет? Но при любом раскладе шансы у него невелики. Финал – точный и логичный – лишнее тому подтверждение.
Комментарии