Не плачь, девчонка: 10 фильмов об армейских буднях | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Кино > Не плачь, девчонка: 10 фильмов об армейских буднях

Не плачь, девчонка: 10 фильмов об армейских буднях

23 февраля 2019 / Елена Кушнир
Не плачь, девчонка: 10 фильмов об армейских буднях
TOP GUN, Kelly McGillis, Tom Cruise, 1986, (c) Paramount/courtesy Everett Collection

Отмечаем День защитников Отечества.

Совсем нетрудно было бы составить подборку достойных военных фильмов, чтобы отметить День защитников Отечества.

Но армия — это не только боевые действия. Кто-то выбирает военную карьеру по зову сердца, кому-то впервые приходится вступать в ряды вооруженных сил, совсем не мечтая о «доблестях, о подвигах, о славе», а для кого-то военная служба означает обычную повседневную жизнь.

23 февраля мы предлагаем вам десятку фильмов об армейских буднях. И не стоит забывать, что у Отечества есть не только защитники, но и защитницы: в нашей подборке вы найдете фильмы и о женщинах-военнослужащих.

 

«Мадемуазель Нитуш» (1954)

История воспитанницы монастырского приюта и ее возлюбленного-офицера известна нашему зрителю по музыкальному фильму «Небесные ласточки» с Андреем Мироновым, сыгравшим скромного священника Селестена, который преображается по вечерам в блестящего сочинителя оперетт Флоридора. У отечественного фильма есть французский собрат, в котором роль Флоридора-Селестена исполняет великий комик Фернандель. Это искрометная, яркая и жизнерадостная комедия с букетом юных красавиц и бравыми французскими военными, чью армейскую жизнь украшает любовь, дуэли и оперетты.

 

«Весенний призыв» (1976)

Существует почти отдельный жанр советского патриотического кино об армии, снятого с неизменной бравурной интонацией. Режиссер нетипичной для советского кинематографа драмы о подростковой любви «Школьный вальс» Павел Любимов и об армии снял нетипично: здесь задают вопросы и не всегда спешат выполнять приказы. Оба главных героя — люди, думающие за пределами уставов и шаблонов: и опытный сержант, и попавшийся ему «трудный» призывник, сыгранные молодыми и одухотворенными Александром Фатюшиным и Игорем Костолевским. Фильм поставлен по сценарию Александра Миндадзе, создавшего в тандеме с режиссером Вадимом Абдрашитовым одни из лучших образцов перестроечного кино, поэтому каждый марш на плацу наполнен здесь осмысленностью и глубиной.

 

«Рядовой Бенджамин» (1980)

Блондинка вышла за богатого, а попала в армию — звучит, как начало анекдота. Довольно долго именно таким фильм и выглядит: бестолковая героиня Голди Хоун, которую занесло в казармы, хлопает накрашенными ресницами и, собирая на скорость огнемет, портит дорогой маникюр. Анекдотических ситуаций тоже немало, причем некоторые вызвали бы сейчас серьезное недовольство: в одной из сцен героиню собирается изнасиловать офицер из старшего состава, и ей приходится прыгать из самолета, чтобы этого избежать. Хорошо, хоть парашют раскрылся. Но, если заглянуть за неполиткорректность 80-х, то можно увидеть, что это фильм о пресловутом женском усилении. Блондинка не превращается в терминаторшу, одной левой уделывающей врагов, но армейская школа все-таки приводит ее на жизненный путь, который теперь она и без богатого мужа прекрасно одолеет.

 

«Лучший стрелок» (1986)

Это скоростное, мчащееся на всех крыльях кино об элитной школе ВМС США — один из самых американских фильмов за всю историю. Том Круз сверкает ослепительной голливудской улыбкой, женщина-астрофизик — золотыми локонами «калифорнийской» блондинки, Вэл Килмер — безупречным торсом, ну, а на самолеты и виражи, которые на них выделывают молодые пилоты, и просто насмотреться невозможно. «Мы — самые лучшие», – не устают повторять тут каждые пять минут. Быстрее, выше, сильнее! И под крылом самолета о чем-то поет что-то звездно-полосатое, и небо синее-синее, облачка — белые-белые, почти как зубы Круза, и все девушки — красавицы, а парни — молодцы. Американская мечта на земле и в воздухе.

 

«Билокси Блюз» (1988)

В самом конце войны, в 1945 году, Юджина Морриса отправляют в военный лагерь. Там будет жесткая муштра и несъедобная еда, неприятные люди вокруг и чокнутый сержант с садистскими наклонностями (один из лучших экранных психопатов Кристофер Уокен), но много лет спустя Юджин будет вспоминать об этом как о счастливейшем времени в своей жизни. Автобиографическую пьесу Нила Саймона до сих пор ставят в театре, в том числе в России. От большинства работ, которые затрагивают тему Второй мировой войны, она отличается тем, что лишена торжественной мрачности. Ребята попали под самый финал, их так и не отправили на фронт. Но готовили к этому, и в финале Юджин говорит: это то, о чем мы всегда будем думать, и о тех, кто не вернулся. Они успели пройти по тонкой красной линии, хотя и не ступили за нее, но, кажется, одна близость к глобальной катастрофе навсегда должна оставить свой след.

 

«Человек эпохи Возрождения» (1994)

После позорного увольнения из рекламного агентства Билл (Дэнни ДеВито на пике комической формы) вынужден пойти в тренировочный армейский лагерь, чтобы преподавать местным дуболомам… хоть что-нибудь. У него просто есть университетский диплом, значит, к преподаванию годен, больше все равно никуда не берут. Дуболомы оказываются живыми людьми — ребятами из непривилигированных семей, которые никогда не слышали о Шекспире, — и Билл постепенно проникается отеческими чувствами к своим ученикам. Здесь можно предсказать каждый поворот нехитрого сюжета, но все искупает обаяние ДеВито, общая человечность и, что уж там греха таить, рэп, который ученики Билла сочиняют по «Гамлету».

 

«ДМБ» (2000)

Один соблазнил профессорскую жену, второй случайно сжег родной завод, третий оказался должен много денег многим людям. Не волнуйся, сынок, армия все спишет, вступай в ее стройные ряды. Культовый фильм Романа Качанова, снимающего о нашей действительности с элементами беспощадного сюрреализма, необходимо посмотреть хотя бы раз в жизни, чтобы потом некоторое время (или всегда) разговаривать цитатами из него.

— Пришивайте подворотничок к воротничку.
— А мы не умеем.
— Никто не умеет… Дело не в умении, не в желании, и вообще ни в чём. Дело в самом пришивании подворотничка.

 

«Сексназ капитана Пантохи» (2000)

Глядя на смуглых красоток из «Роты добрых услуг», то есть секс-службы, организованной для перуанских военных, многими месяцами находящихся в джунглях, можно решить, что перед вами — эротическая комедия. Ничего подобного: это экранизация сатирического романа Нобелевского лауреата Марио Варгаса Льосы, и если поначалу комедийных элементов в фильме хватает, то ближе к финалу история поворачивается драматической стороной. Армию писатель, безусловно, недолюбливает, и это вполне ясно по его сатире, но он ни в чем не винит простых служащих, скорее уж саму человеческую агрессию, жестокость и лицемерие блюстителей государственной целостности. Очень трогательна финальная речь главного героя, который признается, что может быть только военным, в этом — его жизнь. Такую искренность даже суровый сатирик Льоса не берется осуждать.

 

«Недалеко от дома» (2005)

Две восемнадцатилетние служащие израильской армии остаются наедине друг с другом и иерусалимскими улицами, которые их поставили патрулировать. Совсем не похожие между собой, девушки поначалу огрызаются, но после того, как они оказываются свидетельницами взрыва на улице, между ними завязывается дружба. Фильмы о женщинах в армии по-прежнему редки, поэтому заслуживают внимания, особенно когда предлагают такой честный взгляд «изнутри». Военная служба выглядит тяжелой рутинной работой, от которой у молодых свободолюбивых женщин запросто может «снести крышу», даже если по вечерам они возвращаются домой. Это крепкое «независимое» кино с непрофессиональными актрисами получило премию на Берлинском кинофестивале и внесло достойный вклад в копилку историй о девушках в военной форме.

 

«Форт Блисс» (2014)

Вернувшись домой после очередного срока службы, врач американской армии обнаруживает, что ей проще разрешать критические ситуации на войне, чем наладить отношения с маленьким сыном, который долгое время прожил у ее бывшего мужа. Существует немало фильмов о мужчинах, теряющих связи со своими детьми, но в картине Клаудии Майерс с такой ситуацией сталкивается женщина. Восстановление контактов и адаптация к мирной жизни даются ей ничуть не легче. К тому же давление общества сильнее, в глазах каждого она может прочитать убийственный упрек: «Ты же мать!» Героиня Мишель Монахэн поначалу выбирает армейский подход: резкие действия и строгие оклики, скрывающие растерянность и испуг от того, что сын ее даже не узнает. Чувствуется и ее боязнь «размякнуть», перестать быть стойким оловянным солдатом, который потеряет уважение коллег. В фильме ей удается найти способ остаться и матерью, и военнослужащей, которая искренне верит: есть такая профессия — Родину защищать.

 

 

 

 

Читайте также

С женами так нельзя: 9 причин любить «Правдивую ложь» Кино
15 июля 2019

С женами так нельзя: 9 причин любить «Правдивую ложь»

Выдающейся экшн-комедии Джеймса Кэмерона исполнилось 25 лет.

Продюсерам Warner Bros. не понравились «Хищные птицы» Кино
15 июля 2019

Продюсерам Warner Bros. не понравились «Хищные птицы»

Но Марго Робби еще может исправить ситуацию.

Скарлетт Йоханссон — против политкорректности в кино Кино
15 июля 2019

Скарлетт Йоханссон — против политкорректности в кино

Звезда «Мстителей» уверена, что любой актер имеет право играть любую роль.