Поэт и дуэлянт Сирано де Бержерак, увековеченный в пьесе Эдмона Ростана, появился в десятках фильмов, и его образ не всегда был каноническим.
Сирано де Бержерак (полное имя Эркюль Савиньон Сирано де Бержерак) – реальная личность. Он родился в 1619 году и умер в 36-летнем возрасте от боевой раны. За свою короткую жизнь Сирано успел написать две пьесы, сборник сатирических памфлетов и романную дилогию. И конечно, побудить своего соотечественника Эдмона Ростана написать в 1897 году пьесу в стихах в пяти актах. Называлась она незатейливо – «Сирано де Бержерак».
Произведение Ростана, а вернее, созданный им образ поэта с огромным носом, который вызывает на дуэль всякого, кто на него косо посмотрит, и который страдает от неразделенной любви к красавице Роксане, нашел отражение в десятках фильмов. Первой канонической экранизацией пьесы стал фильм Августо Дженина «Сирано де Бержерак», снятый в 1923 году.
Более-менее близкие к первоисточнику картины появлялись во Франции, Англии, США, СССР и других странах. Де Бержерака сыграли Хосе Феррер, Кристофер Пламмер, Жерар Депардье, Клаус Мария Брандауэр и многие другие.
Поскольку экранизаций Ростана действительно очень много, мы решили сконцентрироваться на тех, где авторы позволили себе вольно подойти к образу Сирано. Тем более что поводом для этого стал только что вышедший на экраны «Сирано», где у поэта вполне обычный нос, но очень маленький рост.
«Барон Мюнхгаузен» (1962)
Уникальный проект чехословацкого режиссера Карела Земана, осуществленным им на Готвальдовской (Злинской) киностудии в начале 1960-х, совмещает анимацию и игровые съемки, что для того времени было очень сложным и смелым ходом. В основу фильма лег роман Готфрида Августа Бюргера «Удивительные путешествия барона Мюнхгаузена на воде и на суше».
Главным героем картины, как ни странно, стал не Мюнхгаузен, а наш современник, молодой космонавт Тоник, который отправляется на Луну, где встречает барона, который никогда не врет, Сирано де Бержерака, а также Бирбикена и других персонажей романов Жюля Верна. Те принимают человека в скафандре за лунного жителя, которому надо показать Землю. В итоге они отправляются с Луны обратно на корабле (не космическом, а обычном паруснике), который несет шестерка крылатых коней.
Зрелище сюрреалистическое, которое позже вдохновило Терри Гиллиама с его «Приключениями барона Мюнхгаузена» (1988), и там, помимо крылатых коней, есть, например, глубоководное плаванье внутри огромной рыбины. Не говоря уже о классическом полете на ядре.
«Сирано и д’Артаньян» (1964)
В 1950 году Майкл Гордон снял в Голливуде фильм «Сирано де Бержерак», где роль поэта и дуэлянта сыграл Хосе Феррер, получивший за нее «Оскара» (став первым латиноамериканцем, удостоенным этой премии). 14 лет спустя Абель Ганс осуществил франко-итальяно-испанскую постановку «Сирано и д’Артаньян», в которой образ носатого забияки вновь примерил на себя Феррер.
Как и Бюргер с Земаном, авторы картины пошли по пути мэш-апа, объединив героев Эдмона Ростана и Александра Дюма, и оттолкнулись от того простого факта, что те были гасконцами, жили в одно время, а значит, вполне могли встретиться. Действие фильма происходит в 1642 году.
Два дворянина из Гаскони, направляющиеся в Париж, чтобы поступить на королевскую службу, знакомятся и становятся друзьями. Основная интрига в том, что оба влюбляются в куртизанок: Сирано – в Нинон де Ланкло, а Д’Артаньян – в Марион Делорм, но те делают иной выбор. Хотя, конечно, не обходится без кардинала Ришелье.
«Когда я стану великаном» (1979)
Советская комедийная мелодрама стала первой большой ролью Михаила Ефремова, который сыграл школьного поэта и романтика Петю Копейкина, вполне сознательно вдохновляющегося образом и действиями Сирано де Бержерака.
8-классник Петя не высок, и в особенности это видно рядом с его одноклассницей Машей Горошкиной, в которую он влюблен. Девочка воспринимает Петю как друга и не замечает его чувств, а когда в их школе появляется новенький, красавец 9-классник Коля Кристаллов, шансов у Копейкина не остается вовсе. И тогда он поступает в точности как Сирано, школьный спектакль про которого он недавно сорвал. Пишет стихи и предлагает Коле выдать ей Маше за свои.
Трогательный фильм Инессы Туманян по праву считается одной из лучших советских лент о школе и первой любви. Кстати, два года спустя на экраны вышла романтическая комедия Виталия Фетисова и Владимира Грамматикова «Все наоборот», где также главная роль досталась Ефремову, а благодаря его герою история выглядит как своего рода продолжение «Когда я стану великаном».
«Роксана» (1987)
«Роксану» снял Фред Скеписи, хотя назвать эту американскую комедию его фильмом было бы не совсем корректно. Это целиком и полностью проект Стива Мартина, написавшего сценарий, выступившего на проекте в качестве исполнительного продюсера и сыгравшего главную роль.
Актер перенес действие в провинциальный американский городок наших дней, где живет пожарный Си Ди Бэйлз, унаследовавший от Сирано инициалы, невероятно длинный нос, чувство юмора и поэтический дар. Из-за носа его никто не принимает всерьез, и когда в город приезжает очаровательная студентка астрономического факультета Роксана (Дэрил Ханна), влюбившийся в нее Чарли (а Си – это сокращение) решает, что ему не на что рассчитывать.
В «Роксане» все как в пьесе: его подчиненный, красавец-мачо Крис, просит Чарли помочь очаровать Роксану, и тот соглашается. Причем не только пишет стихи, но даже поет за парня серенады. По счастью, это комедия, и отличие от версии Ростана все же есть и коренное – в развязке.
«Мистер Штайн идет в онлайн» (2017)
И снова комедия, но на этот раз снятая кинематографистами Франции, Бельгии, Германии и Австрии. В фильме Стефана Робели как Сирано выступает 75-летний вдовец Пьер Штайн, которого играет седовласая легенда французской комедии Пьер Ришар.
У мистера Штайна агорафобия (боязнь открытых пространств), и со смерти жены он несколько лет вообще не выходил из дома, что очень беспокоит его родственников. Чтобы наладить его коммуникацию с внешним миром, они дарят старику макбук. Так Пьер оказывается в соцсети, где знакомится с очаровательной Флорой, которую пленяет глубокий, умный и тонкий собеседник. Вот только, когда доходит до личной встречи, мистер Штайн отправляет вместо себя молодого айтишника Алекса.
«Вы действуете от моего имени!» – возмущается Алекс. «А ты спишь с ней за меня!» – отвечает Пьер. Французы в личных вопросах традиционно действуют решительно. «В моем возрасте время лучше не терять», – заявляет мистер Штайн. Хотя его не стоит терять в любом возрасте.
«Сирано» (2022)
Наконец, «виновница торжества» – музыкальная мелодрама Джо Райта, где действие возвращается в исконные времена, а значит, и Сирано возвращается не только острый язык, но и не менее острая шпага. Вот только нос у него самый обыкновенный, и колкости, которые становятся для его соперников последними, высмеивают его скромный рост.
Собственно, главное и едва ли не единственное ключевое отличие от канона в фильме Райна – это образ главного героя, которого сыграл самый известный карлик мирового кино Питер Динклейдж. Его рост 135 см, тогда как в испонительнице роли Роксаны Хейли Беннетт 173 см. И эта огромная разница становится трагедией для блистательного поэта, убежденного, что не вправе рассчитывать на взаимность своей избранницы.
Такая интерпретация классики – вполне логична в эпоху инклюзивности и, в принципе, ничуть не противоречит посылу Ростана: важна не внешняя красота, а внутренняя.
Комментарии