Пока мы с вами здесь под «Куклу колдуна» и «Белые розы» ностальгировали по давно минувшим (и слава богу) эпохам, на загнивающем Западе безусловно главным событием уходящего года в области сериалов стал финал драмы HBO «Наследники». 27 номинаций на «Эмми» и 9 номинаций на «Золотой глобус» за последний, четвертый сезон (в придачу к уже имеющимся наградам) окончательно утвердили это шоу в звании одного из наиболее выдающихся и важнейших.
Как и многие другие важнейшие и выдающиеся шоу, «Наследников» никто не смотрел. То есть не то чтобы совсем никто: аудитория заключительного сезона, согласно официальным данным, составила 8,7 млн человек в среднем на эпизод. Внушительный вроде бы показатель, однако для флагманского проекта HBO это довольно мало. По сравнению с «Домом Дракона» или «Одними из нас», эпизоды которых собирали по 30 млн зрителей, так и вовсе смешно. Тем не менее «Наследники» – это веха, величие и моментальная классика, а «Дом Дракона» и «Последние из нас» – нет.
Кто так решил? – спросите вы резонно. Аарон Соркин, например, так решил. Оскароносный сценарист, признанный мастер. Он в прошлом году лично включил Джереми Стронга, исполнителя одной из ведущих ролей в «Наследниках», в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time, в пояснении авторитетно отметив, что концовка первого сезона, где названный Стронг особенно блестяще себя проявил, – «вероятно, лучшие 10 минут в истории телевидения». А уж Аарон Соркин-то, наверное, знает, о чем говорит. У него самого, между прочим, в длинном списке профессиональных достижений – три «Эмми» в категории «Лучший драматический сериал».
Но что нам, с другой стороны, этот Аарон Соркин. И «Эмми» эти, и «Золотые глобусы», и журнальчики, и кабельные телеканальчики. Мы, в конце концов, и сами с усами, как Вова Адидас. И глядя со своей высокой колокольни, откуда открывается достаточно широкий обзор на их культурную поляну, можем судить беспристрастно, объективно и справедливо. Так действительно ли сериал «Наследники» такой крутой и мощный, каким его у них там все малюют, и если да, то в чем, собственно, его крутизна и мощь заключаются?
Начнем с того, что шоураннер Джесси Армстронг ничего, в сущности, нового и уникального не изобрел. «Наследники» представляют собой по большому счету очередную вариацию на такие вечные темы, как «богатые тоже плачут» и «несчастливые семьи несчастливы по-своему». По центру – престарелый могущественный патриарх (Брайан Кокс), который всю жизнь угрохал на выстраивание громадной бизнес-империи, и четверо его отпрысков, которые с рождения страдают от недостатка отцовской любви, нереализованных амбиций и, как следствие, перманентного экзистенциального кризиса. Вокруг чего вся драматургия и вертится. С оглядкой на грозно нависающий над действующими лицами дамокловым мечом вопрос: кому после смерти патриарха его империя достанется?
Ответ подразумевается однозначный: кому бы ни досталась, гореть им всем синим пламенем, капиталистам проклятым. Стало быть, авторы «Наследников» отталкиваются все от того же широко распространенного в современной популярной культуре тезиса, который встречается повсеместно как в скромном независимом кино, так и в дорогущих студийных проектах. Но не просто огульно осуждают систему, в координатах которой сами же существуют и успешно работают, а чуть более обстоятельно подходят к аргументации, выдвигая очень правдоподобное предположение о том, почему эта система именно такая, какая есть.
Вообще, «Наследники» выросли из сценария полного метра, написанного Джесси Армстронгом еще в 2010-м. В сценарии том фигурировали знаменитый медиамагнат Руперт Мердок и члены его семьи. А поскольку Руперт Мердок – человек, судя по всему, нрава сурового, и не очень бы, наверное, обрадовался, если бы его кто-нибудь на экране в дурном свете вздумал выставить, то никто так и не осмелился запустить фильм в производство. Тогда Армстронг изменил имена и названия, пересмотрел концепцию и замахнулся гораздо шире. И тут мы подходим наконец к тому, что же такого феноменального есть в «Наследниках», из-за чего о них столько разговоров.
«Наследники» приотворяют нам дверь в мир самых богатых людей на планете. Может, не столь богатых, как Джефф Безос и Илон Маск, но тем не менее обладающих практически безграничной властью. От их решений напрямую зависит будущее миллионов людей и косвенно – миллиардов, так как они контролируют в том числе средства массовой информации (в придачу к киностудиям, паркам развлечений, футбольным клубам и прочим крупным предприятиям). А следовательно, управляют общественным мнением. Вплоть до того, что ни один кандидат в президенты США в президентское кресло без их ведома и согласия не сядет. Вот насколько эти люди – раньше таких еще олигархами называли – всесильны.
В том, что как-то так оно все и устроено, сомневаться не приходится. Мы ведь и без «Наследников» прекрасно знали, что миром правят большие деньги. Вернее, те, кому эти большие деньги принадлежат и кто с их помощью лоббирует свои интересы, чтобы укреплять собственное господское положение и пуще прежнего приумножать состояния. Но мы, рядовые обыватели, как правило, склонны представителей рассматриваемой немногочисленной категории граждан мифологизировать, видеть в них упрощенные карикатурные образы с плакатов Кукрыниксов. Того же Цукерберга мы воспринимаем не иначе как смешного рептилоида, а какой-нибудь Билл Гейтс у нас ассоциируется прежде всего с коварными злодейскими планами по насильственной чипизации населения.
«Наследники» же миф о миллиардерах основательно и беспощадно деконструируют, наделяя их понятными и знакомыми, предельно доступными для нашего уразумения чертами. Не самыми, прямо скажем, положительными. Если не сказать сугубо отрицательными. Любой персонаж сериала, в кого ни ткни, – сволочь, лицемер, эгоист, наркоман, нарцисс, подлец, трус, самодур, извращенец, абьюзер, рохля, истеричка, подхалим, инфантильный болван и так далее (нужное подчеркнуть).
Однако сочетания перечисленных качеств у них не из ниоткуда взялись, у каждого свои причины быть таким, и каждый поэтому способен вызывать сопереживание. Правда, лишь в строго определенные моменты. Тогда как вообще сами по себе они все отвратительны. И это наиболее яркое достоинство драматургии «Наследников»: ничтожество на ничтожестве, а все-таки жалко их. Ну прямо почти Достоевский (но, конечно, не Достоевский).
Вместе с тем сама мысль о том, что миллиардеры-гегемоны, серые кардиналы глобального закулисья, на самом деле такие же жалкие и зачастую недалекие, такие же недолюбленные и закомплексованные, такие же слабые и неуверенные в себе, как и большинство из нас, и что движут ими те же примитивные инстинкты и потребности, – эта самая мысль, которую сериал «Наследники» нам и транслирует, вполне может наводить ужас. Потому что в таком случае получается, что мы живем в каком-то кромешном непредсказуемом хаосе. И не то чтобы мы, опять же, о том не догадывались. Просто договорились все дружно и негласно факт этот засунуть себе подальше в подсознание и старательно его игнорировать. А «Наследники» означенный договор беспардонно нарушают и тычут зрителя носом в самое неприятное.
Потому-то «Наследников» никто и не смотрит, а кто смотрит, те делают вид, что это сценаристы молодцы, здорово как сочинили. И актеры вон как здорово разыграли для нас эту замечательную мыльную оперу про ненастоящих людей и их ненастоящие отношения. Так давайте воздадим им похвалы и всяких наград насуем, чтобы как можно явственнее подчеркнуть, что это не более чем высочайшего качества художественное (художественное!) произведение, пускай и в крайне реалистичной манере, с как бы ручной камерой и вот этими резкими наездами, исполненное.
Сам шоураннер Джесси Армстронг еще в 2018 году, в преддверии премьеры дебютного сезона, ответственно заявлял: «Это все вымысел». Мол, не подумайте ничего такого, всего лишь понадергали отовсюду разных историй, переосмыслили, дофантазировали и скомпилировали. Правда, тут же добавил, что в жизни все точно так же: олигархи, неравенство, безблагодатность. А про себя уже, небось, выбирал, куда золотые статуэтки складировать. Идеальный пример того, как нужно извлекать выгоду из несовершенства мира. Всем бы на Джесси Армстронга равняться.
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста – новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…