Словно с небес на землю молодой израильтянин Йоав (дебютант Том Мерсье) прибывает в Париж. Оказывается в гордом одиночестве в переплетении чужих улочек. Находит приют в роскошной квартире, оставленной без присмотра. Не менее невероятным образом оказывается тут же ограблен — кому-то (как будто злому духу) понадобились его шмотки. Одетый в одну губную клипсу Йоав принимается бегать по этажам — и находит спасителей (вновь неожиданно) в молодой паре буржуазных французов.
Эмиль (Кантен Дольмер) пытается писать гениальный, ни на что не похожий роман, Каролин (Луиз Шевильот) играет на гобое. Получив от них поддержку и роскошное пальто цвета горчицы, Йоав намеревается стать истинным французом: учит язык, ищет работу, пытается забыть страшные сны об Израиле и его порядках.
«Синонимы» — всего лишь третья картина израильского режиссера Надава Лапида, чей индекс узнаваемости за последнее время значительно вырос. В прошлом году американская машина ремейков превратила его «Воспитательницу» в инди-драму с Мэгги Джилленхол, в этом — «Синонимы» уже получили приз как от критиков, так и от жюри Берлинского кинофестиваля. Вероятно, картину ждут и другие призы, а постановщика — новые вершины.
Пока же Лапид крайне эффектно аранжирует вечные сюжеты о поисках себя. Йоав, отслуживший в израильской армии и бежавший от кондовых понятий родителей, пытается изобрести себя заново, с французским акцентом. В сущности, он занимается переводом со словарем: заново определяет, что же такое быть в современном мире израильтянином, французом, воином, мужчиной.
Все эти фундаментальные вопросы Надав раскрывает через комичные и поэтичные этюды. Вот Йоав отказывается от съемок в эротической сцене с палестинкой. Вот горланит «Марсельезу» на экзамене для тех, кто хочет получить гражданство. Вот просит у Эмиля назад свои воспоминания, как бы возвращая себе израильскую идентичность.
Несмотря на то что первая ассоциация с построением «Cинонимов» — это пьесы Эжена Ионеско, адепта театра абсурда, у Лапида немало общего и с румынским режиссером Корнелиу Порумбойю. Автор «12:08 к востоку от Бухареста» тоже мастак найти в повседневности повод емко и с юмором описать не только будничность и национальный характер, но и нечто совсем уж экзистенциальное.
Так, Лапида завораживают слова и их отношения с реальностью. В сущности, тот процесс, который запечатлен в Библии, когда Адам называет животных. В «Воспитательнице» ученик детского сада (тоже, к слову, Йоав) раз в неделю сочинял экспромтом стих. А разочарованная в семейной и всей остальной жизни учительница увлекалась его талантом, приняв его за дар небес, чистое искусство, способное спасти и защитить от бытовой пошлости.
В «Синонимах» все слова, которыми долженствует описать человека, дать его характеристику, оказываются бессильны, как бессилен Йоав стать французом, или Париж — стать для него настоящим домом. Впрочем, молодой и неистовый израильтянин через иностранные синонимы и отражение в глазах других, кажется, все-таки находит себя. И понимает, что перестать быть собой невозможно.
Так и сам режиссер складывает фильмографию в синоним биографии: в четыре он писал стихи, в юности реально сбежал в Париж и не прижился. Вероятно, потому ему так бойко, остроумно и без нравоучений удается рассказывать, что мир сложен и никто не доступен к описанию через одно слово.
«Синонимы» уже в прокате.
Когда-то Хэппи Гилмор (Адам Сэндлер) был рабочим, уборщиком, охранником, заправщиком и сантехником. Ну и хоккеистом вдобавок. Потом из хоккеистов он…
Он заставил нас поверить в инопланетян и помог приобщиться к творчеству Чарльза Буковски. Исследовал тему физической близости и сам чуть…
В этом году «Российская креативная неделя» (РКН) пройдет в Москве с 25 по 27 сентября в Национальном центре «Россия». Три…
Маяк – мощнейший символ, который кинематографисты по всему миру давно взяли на вооружение. Причем символ скорее зловещий, вопреки прямому назначению…
Шарлиз Терон обладает редким актерским диапазоном, что позволяет ей одинаково убедительно воплощать совершенно разных персонажей. Актриса с легкостью переходит из…
Хмурая наследница семейки Аддамс собрала рекордную аудиторию на Netflix – сериал о ней уступил по просмотрам разве что «Игре в…