Рецензия на сериал Валерия Тодоровского с Александром Петровым и Данилой Козловским в главных ролях.
Первое, что появляется на экране – еще до начальных титров – надпись в правом верхнем углу «Посвящается Жене». То есть актрисе Евгении Брик, жене Валерия Тодоровского, который не стало в феврале этого года. Это посвящение как-то сразу настраивает на лирический лад, и, как вскоре выясняется, совершенно правильно.
«Надвое» – пример того, как может вводить в заблуждение трейлер. Формат рекламного ролика требует броскости, хлесткого ритма, мелкого монтажа – всего того, что в сериале Валерия Тодоровского нет. Он по-хорошему старомоден и неспешен, и, как и «Оттепель» – первый и до этого момента последний (Валерий Петрович вообще говорил в свое время, что так устал, что больше в эту сторону ни ногой) режиссерский опыт Тодоровского в формате сериала, – больше похож на кино. Причем не только картинкой, но и манерой повествования.
По сюжету двое приятелей-москвичей и коллег по работе в консалтинговой компании – заводила и ловелас Саша (Александр Петров) и правильный до зевоты семьянин Костя (Данила Козловский) – едут в командировку в Питер. И все тут же идет наперекосяк. Девушка Ира (Ирина Старшенбаум), которая должна была их встретить на вокзале, не появилась, а клиент-банкир таинственным образом исчез. И вместо проработки маркетинговой кампании москвичам приходится давать показания следователю.
Но отделались легким испугом и даже осталось время на личную жизнь. Саша отправился на поиски приключений, выцепив незнакомку в Тиндере, а верный жене Костя, дабы как-то загладить вину перед уволенной из-за них Ирой, согласился сводить ее в ресторан. И, казалось бы, ничего такого, но из искры, как известно, разгорится пламя, а она, определенно, промелькнула.
Удивил самого себя и Саша, когда на обратном пути в Москву познакомился с виолончелисткой Настей (Елизавета Базыкина). Мимолетный, почти автоматический для него флирт внезапно обернулся совместным проживанием с совершенно незнакомой девушкой.
Что двум друзьям делать со своими внезапно нахлынувшими чувствами – не очень понятно. Одно совершенно очевидно: их жизнь разделилась надвое, и как раньше, уже не будет. Никогда.
Тема внезапной, иррациональной, всепоглощающей и болезненной любви – одна из ключевых в творчестве Валерия Тодоровского. Достаточно вспомнить, что о таком разрушительном чувстве был первый же его фильм – драма с исчерпывающим названием «Любовь» (1991) с еще совсем молодым и мало кому известным Евгением Мироновым в главной роли. И ведь, казалось бы, сколько снято об этом – и им, и сотнями других кинематографистов, – но всякий раз удается найти новую краску…
Конечно, во многом короля играет свита, и едва ли «Надвое» вышел бы такой тонкой историей, если бы не актеры. А Александр Петров и Данила Козловский работают в кадре так, словно это уже сложившийся тандем, а не первый опыт совместных съемок. Но, конечно, это опять же, при всем их таланте, заслуга Тодоровского, который известен своим умением превращать актеров в слаженно звучащий оркестр, рождающий потрясающе красивую мелодию.
Такую, которую, видимо, никогда не сыграть Насте. Зато у нее есть другие таланты. Например, так взять в оборот «волка-одиночку», всегда старательно избегавшего серьезных отношений, что тот сам не понял, как оказался в них. И самое смешное, что его никто не неволил.
Линия Саши и Насти – без сомнения, оригинальнее и веселее, чем линия Кости и Иры. Ну а как иначе, если бабник, на котором клейма ставить негде, жалуется другу, что налаживает совместный быт с девушкой, с которой до сих пор даже не спал?..
Впрочем, у Кости все не так весело и без сравнений. Он искренне любит (или все-таки нет?) свою жену Лизу (Анна Синякина), их брак не то, чтобы идеален, но кажется крепким, они собираются стать родителями. А тут вдруг эти чувства, которые тянут Костю в Питер – к этой взбалмошной и вроде бы совершенно ему не подходящей Ире. И он бы рад выкинуть ее из головы, но не выходит.
Все зыбко, неопределенно. «На будущем пелена, на прошлом туман с Невы…», как пел Максим Леонидов в песне, которой данный текст обязан своим названием. Наблюдение за тем, как герои мечутся, не способные разобраться в себе, удивляют и удивляются своим собственным выходкам, затягивает незаметно. Мягко, без нарочитых гэгов и выжимания из зрителя слез.
И вот ты уже сопереживашь Саше, хотя поначалу он тебе совершенно не нравился. Да и Ира не такая уж вертихвостка, как думалось. Сценаристы умудрились прочертить арку для каждого. Причем не только для основной четверки, но и для той же Лизы, в жизни которой все непросто и без измен Кости.
Саша и Костя – очень разные. Как Питер и Москва. Но они две стороны одной медали. Они оба – собирательный образ зрелого мужчины, которому кажется, что он хозяин своей жизни, и что он все может и знает. И который вдруг оказывается совершенно бессильным перед сокрушительной силой любви.
Комментарии