Надежда Румянцева – идеальная комедийная актриса, в которой сочетаются основные качества простой «смешной девчонки». Ее героини искренние и открытые, всегда готовы постоять за себя. Но также они вступаются и за других, а главное – верят в людей и честные взаимоотношения. К 60-летию фильма «Королева бензоколонки» мы вспоминаем самые яркие комедийные роли прославленной актрисы.
Надя Берестова – открытая и наивная девушка, которая первой проявила сочувствие к своим коллегам-бездельникам с завода Грачкину и Громобоеву. Когда стал вопрос об их увольнении, именно Надя заступилась за парней. Девушка напомнила коллективу, что ответственность за их «отлынивание» лежит на всей бригаде: не устраивали культурных и спортивных мероприятий, не проводили воспитательную работу… Словом, Наденька оказалась жертвой поговорки «инициатива наказуема». Но именно она смогла повлиять на лодырей и сама, в свою очередь, попала под их влияние, забыв обо всем на свете.
Это первая совместная работа Надежды Румянцевой и режиссера Юрия Чулюкина (последовавшая затем комедия «Девчата» стала знаковой для обоих). Более того: «Неподдающиеся» – полнометражный дебют Чулюкина, который был очень популярен у зрителей и получил премию Всесоюзного кинофестиваля в Минске в 1960 году. А за лучшее исполнение мужской и женской ролей награды вручили Юрию Белову и Надежде Румянцевой.
«На первом же просмотре, к удивлению съемочной группы, публика стала смеяться. Назначает Надя Берестова свидание двум поклонникам сразу – возникает смех. Прыгает с вышки Грачкин в трусах – в зале хохот. Тогда мы поняли: получилась комедия. На моей памяти это первый и пока единственный случай, когда создавали серьезный фильм, а вышла комедия», – вспоминал Юрий Никулин, также снявшийся в «Неподдающихся».
Главная героиня фильма – целеустремленная мечтательница Людмила Добрыйвечер. Но ничего у нее не складывается: на телевидение не взяли, в бортпроводницы тоже, а когда она пришла устраиваться туристическим гидом, вообще на смех подняли. Да и с детскими грезами о балете на льду пришлось попрощаться: в ансамбль девушку не приняли. С этих разочарований и начинается лента о настоящей королеве, которая, только дай волю, и дело новое освоит, и полностью работу бензоколонки перестроит. А главное – она меняет мечту, но мечте не изменяет!
Первый режиссер фильма Николай Литус не хотел брать на ведущую роль Румянцеву: ее кандидатура была слишком очевидна, а он пытался избежать штампов. В итоге Людмилу играла никому не известная Терья Луйк. Но когда пробил час показывать дирекции киностудии рабочий материал, стало ясно, что Луйк для ключевой роли совершенно не подходит, а о комедии можно забыть. Пришлось срочно приглашать на площадку Надежду Румянцеву, а режиссуру поручать более опытному Алексею Мишурину. Интересно, что главной героине по сюжету было всего 17 лет, а Румянцевой – 32. Но это не помешало актрисе блестяще изобразить юношескую непосредственность.
«Королеву бензоколонки» больше всего я люблю смотреть весной. Мне кажется, что этот фильм такой же свежий, легкий, красивый и солнечный, как сама весна. Его можно смотреть и одному, и с друзьями. Здесь нет пошлости! А это так важно», – говорила Румянцева о ленте, отмечая, что Людмила – одна из ее любимых ролей.
Академик Павел Павлович отправляется в деревню. Отдохнуть, а заодно заняться любимым делом – живописью. Его мигом принимают за художника, а он, в свою очередь, уверен, что в глуши будет тихо и спокойно. Однако тут же начинаются разборки по поводу трактора и капусты, неудачный переезд курятника, шум, гам и прочие неприятности. А в центре этого веселья – крикливая, громкая, напористая Сима, к которой чуть что вся деревня бежит вопросы решать. Но если считает она отменно, то разобраться в себе и взаимоотношениях с окружающими у нее никак не получается.
Последней лентой Бориса Барнета должна была стать «Аленка» (1961), но по разным причинам именно история о старении и принятии своего возраста оказалась точкой в фильмографии мастера. Удивительно, что изначально навязанный режиссеру проект вышел легкой летней картиной с десятком ярких характеров, в числе которых – счетовод колхоза Сима в исполнении Надеждой Румянцевой. К сожалению, критики приняли «Полустанок» неодобрительно, да и у зрителей он, увы, не имел успеха.
«Это фильм-завещание, фильм-исповедь о неизбежности старения, о прощании с молодостью, о необходимости с этим примириться. Фильм чуть по-старчески расслабленный, но исполненный барнетовского смеха, который сам режиссер называл «умудряющим». Однако для «оттепельной» эпохи фильм, лишенный конкретной социальной проблематики, представлялся лишенным смысла вообще. Послание прочитано не было», – гласит режиссерская энциклопедия Л. Рошаля.
В центре сюжета – выпускник химического вуза Александр Бочкин, вместо науки выбравший бизнес. Спустя 7 лет после того, как Бочкин открыл «химчистку на дому», он встречает однокурсника Юрия, который дослужился до звания главного инженера завода. Тогда Александр решает соврать, что и сам занимается наукой, и подбивает сестру Галю врать вместе с ним. Она категорически не разделяет выбор брата, а потому притворяется больной, чтобы, если уж нельзя сказать правду, то и врать хотя бы не пришлось.
«Легкая жизнь» – комедия Вениамина Дормана, главные роли в которой исполнили Юрий Яковлев и Фаина Раневская. А вот Надежда Румянцева снова сыграла 17-летнюю студентку – в 34 года. Ее героиня Галя Бочкина честна, справедлива и всегда готова помочь брату (классический персонаж актрисы). В какой-то момент именно Галя становится для Бочкина голосом совести – не произнося при этом ни слова.
«Труд превратил обезьяну в человека не для того, чтобы потом человек превратился в лошадь», – заявляет королева Марго в исполнении Раневской. Фильм может похвастаться десятками узнаваемых цитат, очевидной сатирой на процветающих в СССР «подпольных бизнесменов» и, главное, прекрасным актерским составом. Однако критики комедию обругали, а зрители о ней быстро забыли, так что сейчас эту советскую жемчужину стоит открыть для себя заново. К тому же фраза «Здравствуйте, я ваша тетя!» стала крылатой именно благодаря «Легкой жизни».
Невероятно, но в СССР свой «Крепкий орешек» появился задолго до боевика с Брюсом Уиллисом. На этот раз речь идет о сержанте Раисе Орешкиной, которая доставляет массу неприятностей своему командиру Ивану Грозных. На самом деле, в картине Теодора Вульфовича каждый персонаж горазд что-то выкинуть. За это ее и ругали: выставили, мол, армию в комичном свете.
Вообще военная комедия – редкий и недооцененный жанр. И в 1967-м он явно пришелся не к месту. Зато теперь «Крепкий орешек» способен подарить немало приятных эмоций: можно вдоволь налюбоваться очаровательными ужимками Надежды Румянцевой в ее последней яркой работе перед долгим перерывом в карьере. Ее героиня – веселая хулиганка, которая вроде слушается командира, но все равно где-то да напортачит. Однако непосредственность всегда позволяет ей обернуть ситуацию в свою пользу.
«Труднее всего играть комедию так, чтобы люди поверили в происходящее… Я не очень люблю комедию представления, потому что, если не пропущу через себя происходящее, не поверю сама внутренне, не смогу ничего сделать. «Крепкий орешек», где мы с Виталием Соломиным играли, – гротесковая эксцентрика чистой воды, может быть, даже комедия представления! Но до тех пор, пока мы не добились ощущения, что живем этим, у нас ничего не получалось», – вспоминала Румянцева о съемках.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…