Вспоминаем самые честные и эмоциональные роли актрисы.
Надежда Румянцева – идеальная комедийная актриса, в которой сочетаются основные качества простой «смешной девчонки». Ее героини искренние и открытые, всегда готовы постоять за себя. Но также они вступаются и за других, а главное – верят в людей и честные взаимоотношения. К 60-летию фильма «Королева бензоколонки» мы вспоминаем самые яркие комедийные роли прославленной актрисы.
Надя Берестова
«Неподдающиеся» (1959)
Надя Берестова – открытая и наивная девушка, которая первой проявила сочувствие к своим коллегам-бездельникам с завода Грачкину и Громобоеву. Когда стал вопрос об их увольнении, именно Надя заступилась за парней. Девушка напомнила коллективу, что ответственность за их «отлынивание» лежит на всей бригаде: не устраивали культурных и спортивных мероприятий, не проводили воспитательную работу… Словом, Наденька оказалась жертвой поговорки «инициатива наказуема». Но именно она смогла повлиять на лодырей и сама, в свою очередь, попала под их влияние, забыв обо всем на свете.
Это первая совместная работа Надежды Румянцевой и режиссера Юрия Чулюкина (последовавшая затем комедия «Девчата» стала знаковой для обоих). Более того: «Неподдающиеся» – полнометражный дебют Чулюкина, который был очень популярен у зрителей и получил премию Всесоюзного кинофестиваля в Минске в 1960 году. А за лучшее исполнение мужской и женской ролей награды вручили Юрию Белову и Надежде Румянцевой.
«На первом же просмотре, к удивлению съемочной группы, публика стала смеяться. Назначает Надя Берестова свидание двум поклонникам сразу – возникает смех. Прыгает с вышки Грачкин в трусах – в зале хохот. Тогда мы поняли: получилась комедия. На моей памяти это первый и пока единственный случай, когда создавали серьезный фильм, а вышла комедия», – вспоминал Юрий Никулин, также снявшийся в «Неподдающихся».
Людмила Добрыйвечер
«Королева бензоколонки» (1962)
Главная героиня фильма – целеустремленная мечтательница Людмила Добрыйвечер. Но ничего у нее не складывается: на телевидение не взяли, в бортпроводницы тоже, а когда она пришла устраиваться туристическим гидом, вообще на смех подняли. Да и с детскими грезами о балете на льду пришлось попрощаться: в ансамбль девушку не приняли. С этих разочарований и начинается лента о настоящей королеве, которая, только дай волю, и дело новое освоит, и полностью работу бензоколонки перестроит. А главное – она меняет мечту, но мечте не изменяет!
Первый режиссер фильма Николай Литус не хотел брать на ведущую роль Румянцеву: ее кандидатура была слишком очевидна, а он пытался избежать штампов. В итоге Людмилу играла никому не известная Терья Луйк. Но когда пробил час показывать дирекции киностудии рабочий материал, стало ясно, что Луйк для ключевой роли совершенно не подходит, а о комедии можно забыть. Пришлось срочно приглашать на площадку Надежду Румянцеву, а режиссуру поручать более опытному Алексею Мишурину. Интересно, что главной героине по сюжету было всего 17 лет, а Румянцевой – 32. Но это не помешало актрисе блестяще изобразить юношескую непосредственность.
«Королеву бензоколонки» больше всего я люблю смотреть весной. Мне кажется, что этот фильм такой же свежий, легкий, красивый и солнечный, как сама весна. Его можно смотреть и одному, и с друзьями. Здесь нет пошлости! А это так важно», – говорила Румянцева о ленте, отмечая, что Людмила – одна из ее любимых ролей.
Сима
«Полустанок» (1963)
Академик Павел Павлович отправляется в деревню. Отдохнуть, а заодно заняться любимым делом – живописью. Его мигом принимают за художника, а он, в свою очередь, уверен, что в глуши будет тихо и спокойно. Однако тут же начинаются разборки по поводу трактора и капусты, неудачный переезд курятника, шум, гам и прочие неприятности. А в центре этого веселья – крикливая, громкая, напористая Сима, к которой чуть что вся деревня бежит вопросы решать. Но если считает она отменно, то разобраться в себе и взаимоотношениях с окружающими у нее никак не получается.
Последней лентой Бориса Барнета должна была стать «Аленка» (1961), но по разным причинам именно история о старении и принятии своего возраста оказалась точкой в фильмографии мастера. Удивительно, что изначально навязанный режиссеру проект вышел легкой летней картиной с десятком ярких характеров, в числе которых – счетовод колхоза Сима в исполнении Надеждой Румянцевой. К сожалению, критики приняли «Полустанок» неодобрительно, да и у зрителей он, увы, не имел успеха.
«Это фильм-завещание, фильм-исповедь о неизбежности старения, о прощании с молодостью, о необходимости с этим примириться. Фильм чуть по-старчески расслабленный, но исполненный барнетовского смеха, который сам режиссер называл «умудряющим». Однако для «оттепельной» эпохи фильм, лишенный конкретной социальной проблематики, представлялся лишенным смысла вообще. Послание прочитано не было», – гласит режиссерская энциклопедия Л. Рошаля.
Галя
«Легкая жизнь» (1964)
В центре сюжета – выпускник химического вуза Александр Бочкин, вместо науки выбравший бизнес. Спустя 7 лет после того, как Бочкин открыл «химчистку на дому», он встречает однокурсника Юрия, который дослужился до звания главного инженера завода. Тогда Александр решает соврать, что и сам занимается наукой, и подбивает сестру Галю врать вместе с ним. Она категорически не разделяет выбор брата, а потому притворяется больной, чтобы, если уж нельзя сказать правду, то и врать хотя бы не пришлось.
«Легкая жизнь» – комедия Вениамина Дормана, главные роли в которой исполнили Юрий Яковлев и Фаина Раневская. А вот Надежда Румянцева снова сыграла 17-летнюю студентку – в 34 года. Ее героиня Галя Бочкина честна, справедлива и всегда готова помочь брату (классический персонаж актрисы). В какой-то момент именно Галя становится для Бочкина голосом совести – не произнося при этом ни слова.
«Труд превратил обезьяну в человека не для того, чтобы потом человек превратился в лошадь», – заявляет королева Марго в исполнении Раневской. Фильм может похвастаться десятками узнаваемых цитат, очевидной сатирой на процветающих в СССР «подпольных бизнесменов» и, главное, прекрасным актерским составом. Однако критики комедию обругали, а зрители о ней быстро забыли, так что сейчас эту советскую жемчужину стоит открыть для себя заново. К тому же фраза «Здравствуйте, я ваша тетя!» стала крылатой именно благодаря «Легкой жизни».
Раиса Орешкина
«Крепкий орешек» (1968)
Невероятно, но в СССР свой «Крепкий орешек» появился задолго до боевика с Брюсом Уиллисом. На этот раз речь идет о сержанте Раисе Орешкиной, которая доставляет массу неприятностей своему командиру Ивану Грозных. На самом деле, в картине Теодора Вульфовича каждый персонаж горазд что-то выкинуть. За это ее и ругали: выставили, мол, армию в комичном свете.
Вообще военная комедия – редкий и недооцененный жанр. И в 1967-м он явно пришелся не к месту. Зато теперь «Крепкий орешек» способен подарить немало приятных эмоций: можно вдоволь налюбоваться очаровательными ужимками Надежды Румянцевой в ее последней яркой работе перед долгим перерывом в карьере. Ее героиня – веселая хулиганка, которая вроде слушается командира, но все равно где-то да напортачит. Однако непосредственность всегда позволяет ей обернуть ситуацию в свою пользу.
«Труднее всего играть комедию так, чтобы люди поверили в происходящее… Я не очень люблю комедию представления, потому что, если не пропущу через себя происходящее, не поверю сама внутренне, не смогу ничего сделать. «Крепкий орешек», где мы с Виталием Соломиным играли, – гротесковая эксцентрика чистой воды, может быть, даже комедия представления! Но до тех пор, пока мы не добились ощущения, что живем этим, у нас ничего не получалось», – вспоминала Румянцева о съемках.
Комментарии