Театр

«Над Не»: Неожиданное прочтение Горького

«На дне» Максима Горького для МХАТа, носящего его имя, безусловная визитная карточка. Пьеса была впервые поставлена именно в МХТ (как тогда назывался театр) в 1902 году самими Константином Станиславским (который еще и сыграл Сатина) и Владимиром Немировичем-Данченко.

За последующие 60 лет ее показали там почти полторы тысячи раз, а образы ее героев примеряли на себя такие легенды, как Василий Качалов, Ольга Книппер, Алексей Грибов, Мария Андреева, Николай Баталов и Михаил Тарханов. И конечно, символично, что пьеса вернулась на сцену МХАТа в год его 125-летия. Пусть и в несколько ином виде…

Фото: Батыр Аннадурдыев

Премьерная постановка главного режиссера театра Галины Полищук называется «Над Не», что уже прямо указывает, что ждать классическое прочтение пьесы не стоит. В адаптации, осуществленной драматургом Еленой Исаевой, ночлежка превратилась в футуристичную клинику Д.Н.О., то есть Действующую нейропсихологическую обитель.

Ее обитатели, большинство из которых унаследовало имена героев оригинала, тоже маргиналы, но совершенно другого рода. Это люди, по разным причинам утратившие способность жить в социуме. Не способные нормально общаться. Не видящие смысл в жизни. Не верящие в себя. Не способные любить. А главное, несчастливые. И цель клиники помочь им подняться над всеми этими «Не».

Фото: Батыр Аннадурдыев

Впрочем, многие сотрудники Д.Н.О. явно тоже нуждаются в помощи. Включая главврача, профессора Михаила Костылева (Александр Стриженов), и его жену, старшую медсестру Василису (Екатерина Стриженова), чей брак рассыпается на глазах у зрителей. Василиса крутит роман с анестезиологом Василием Пеплом (Павел Афонькин) буквально на рабочем месте, а Михаил подозревает измену и сходит с ума от ревности.

Что, в общем, было и у Горького, хотя в какой-то момент происходящее вызывает в памяти цитату и из другого классика Михаила Булгакова: «Будьте осторожны со своими желаниями  они имеют свойство сбываться!», когда Василиса мечтает избавиться от ненавистного супруга. Впрочем, несмотря на столь «вольный перевод» Исаевой, в спектакле остались и монологи, и крылатые горьковские фразы как, например, «Человек это звучит гордо!» и «Испортил песню, дурак!»

Фото: Батыр Аннадурдыев

А что точно не испортило песню это сценография Николая Слободяника. Генеральный директор театра Владимир Кехман, презентуя постановку, заявил: «Это самый технологичный спектакль, который был сделан на этой сцене». И это очевидно. Пространство клиники сплошь проекционные панели, выводящие информацию о сотрудниках и пациентах и в горячем режиме высвечивающие рейтинг выздоровления последних. Чтобы эмоции героев было видно даже с галерки, лица актеров в прямом эфире снимает оператор, а его работу выдает огромный экран над сценой.

Особенно эффектно трюк с камерой выглядит в сцене, когда Василиса занимается сексом в душе. Любовники, естественно, обнажены, но оператор аккуратно кадрирует картинку, чтобы не было видно ничего, делающего рейтинг 18+. Дух захватывает, но все вполне пристойно… И тут нельзя не сказать, что Екатерина Стриженова и ее талант, и красота без сомнения, главное украшение и сила спектакля.

Фото: Юлия Степанова

Но справедливости ради это не то чтобы безоговорочный плюс, потому что пациенты на ее фоне порой кажутся какой-то безликой массой. Более того, не у всех даже есть реплики.

Достойный партнер на сцене Лука. В постановке это молодой психиатр, приехавший из Италии, откуда и такое странное имя (в отличие от Горького, который явно отсылал имя к Евангелию). Миссия Луки та же: он успокаивает и умиротворяет пациентов клиники, постепенно сам сходя с ума от жестокости мира. Роль доверили молодому артисту Андрею Вешкурцеву, который уже громко заявил о себе, сыграв великого русского поэта в спектакле «Женщины Есенина» на этой же сцене. И новая роль еще один серьезный аванс начинающему артисту, который он максимально использует.

Фото: Батыр Аннадурдыев

Самым же говорливым драматург сделала Актера (Георгий Морозенко) того самого дурака, которому и у Горького, и тут суждено «испортить песню». Но его история и наиболее понятная из всех: артист, человек тонкой душевной организации, прочитав негативные рецензии в свой адрес, ушел в запой и сломался. 

В целом, при всех смелых находках и осовременивании классики, суть оригинальной пьесы не утрачена. Все те же обиженные и оскорбленные, несчастные люди, для которых плачевное существование зачастую бегство от действительности. И ни таблетки, ни сеансы душеспасительных бесед и «лжи во спасение» им не нужны, так как сил и желания изменить свою жизнь у них нет.

Фото: Батыр Аннадурдыев

И зрителю на откуп дается жалеть или осуждать героев на сцене. Собственно, как и у Горького. И только новый феминистический финал выглядит как титры «продолжение следует». Клиника продолжает работу и ждет новых страждущих, которые были, есть и будут всегда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Орудия»: Амбициозный жанровый аттракцион, не способный взмыть ввысь

Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…

3 часа назад

На краю света: Фильмы о смельчаках, бросивших вызов стихии

Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…

17 часов назад

Выручка российских онлайн-кинотеатров выросла на 45%

Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…

23 часа назад

Новый «Царь горы»: Анимационный ситком для старых

Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…

1 день назад

«Голый пистолет»: Лиам Нисон и Памела Андерсон не извиняются за шутки

Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…

2 дня назад

Константин Хабенский сыграет Мольера в спектакле «Кабала святош»

Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…

2 дня назад