Легендарный спектакль был впервые поставлен в Театре Олега Табакова в 1990 году.
У пьесы «Матросская тишина» судьба непростая. Александр Галич начал писать ее сразу после войны в 1945 году и закончил в 1957-м. С готовой рукописью он ходил по театрам долго и безуспешно: текст нравился, но взять в работу никто не решался.
Наконец пьесу начали репетировать в «Современнике», но после генерального прогона постановку запретили. Как написал потом Галич в своей автобиографической повести «Генеральная репетиция», его обвинили в том, что он «искаженно представляет роль евреев в Великой Отечественной войне».
Запрет распространялся не на конкретный спектакль, а на пьесу как таковую, так что впервые «Матросскую тишину» зрители увидели лишь в 1990 году, когда ее автора уже 13 лет как не было в живых. Историю кладовщика Абрама Шварца из маленького городка Тульчина, мечтающего лишь об одном – что его сын Давид вырастет и станет знаменитым скрипачом, – поставил со своими учениками Олег Табаков в легендарном «Подвале» на улице Чаплыгина. Старика Шварца играл 27-летний Владимир Машков, юного Давида – 24-летний Евгений Миронов. О спектакле тогда говорила вся Москва!
После этого «Матросская тишина» не сходила со сцены многие годы, умирала и возрождалась вновь. Причем не только в театре. В 2004 году Владимир Машков снял как режиссер драму «Папа», которая стала экранизацией пьесы Галича. Абрама Шварца вновь сыграл сам, роль Давида отдал Егору Бероеву, всего за месяц освоившему скрипку, которую до этого даже в руках не держал.
Так что не будет преувеличением сказать, что пронзительная и трогательная роль старика-кладовщика важна в судьбе Машкова. Актер и режиссер (а восстановил постановку сам худрук Театра Олега Табакова на пару с Александром Мариным) признается, что она занимает в его сердце особое место, потому что играется в память о его собственном отце. А играет он Абрама Шварца так, что местами перехватывает дыхание.
Спектакль идет без антракта и состоит из трех действий. Первое отсылает нас в городок Тульчин в далеком 1929 году, когда Давид был еще ребенком. Во втором – он уже учится в консерватории в Москве, на дворе 1937-й. И наконец, третье превращает сцену в вагон санитарного поезда, где в 1944 году едет раненый старший лейтенант Давид Шварц.
Эта роль досталась дебютанту, 19-летнему выпускнику Школы Олега Табакова Владиславу Миллеру, рядом с ним, помимо Машкова, играют Сергей Угрюмов (Митю Жучкова, что интересно, в «Папе» тоже играл он!), Яна Сексте, Сергей Беляев, Александр Фисенко и другие.
Автор сценографического решения Александр Боровский придумал изящную деревянную конструкцию, к которой во втором действии навешиваются кровати консерваторского общежития, а в третьем над ними закрепляются еще четыре, превращая общагу в вагон.
В одной из сцен Абрам стоит позади Давида и, глядя вдаль глазами побитой собаки, рассказывает о том, как в Тульчин пришли фашисты… В этот момент зрителей душат слезы, потому что всеми любимый народный артист РФ достиг в этой роли истинного величия, и как можно играть с такой отдачей годами – вообще не очень понятно.
На премьере Машков как мальчишка несколько раз выбегал на бис со своими артистами, раскланиваясь с мокрыми от счастья глазами, и в ответ на долгие непрекращающиеся аплодисменты прокричал: «Спасибо вам за ваши чувства!»
Спасибо вам, Владимир Львович!
Комментарии