Кино

На Эльбрус и обратно: Приключенческий триллер «Небесная тропа» снимают на высоте 4400 метров

«КиноРепортер» рассказывает о короткой, но очень насыщенной поездке на съемки приключенческого фильма «Небесная тропа». Согласно сюжету пятеро героев – их играют Дмитрий Чеботарев, Иван Мулин, Олег Чугунов, Алена Митрошина и дебютантка Алина Болознева – попадают под лавину на большой высоте. Съемки проходят в Москве, Ханты-Мансийском округе, а также на Эльбрусе – самой высокой горе страны, где еще не работала ни одна съемочная команда.

Путь от Москвы до Эльбруса неблизкий – почти полторы тысячи километров. Но при большом желании (и еще большей необходимости) преодолеть его можно за полдня. Полтора часа до аэропорта. Три часа в воздухе – маршрут до Минеральных Вод пролегает над Казахстаном и Каспийским морем. Еще столько же на машине – через Ставрополье и Кабардино-Балкарию. За окном проносятся зеленые холмы, затем пейзаж заметно меняется – прямая как стрела дорога оборачивается серпантином, над ней нависают громадные скалы. А впереди, на линии горизонта, вырастают заснеженные вершины. 

Машина притормаживает на очередном повороте, и взгляд падает на стадо разноцветных барашков, мирно бредущих вдоль дороги.

«Это еще что, – заговорщически говорит водитель. – Если повезет, увидишь горных туров».

Тырныауз, самый высокогорный город России, проезжаем в сумерках, а у подножия Эльбруса оказываемся в такой темноте, что я быстро бросаю попытки что-либо разглядеть. Наутро выясняется, что до самой высокой горы России в буквальном смысле подать рукой. Высота уже значительная – 2300 м, но мне предстоит взобраться еще выше – почти на 4400 м.

***

У фуникулера знакомлюсь с продюсерами «Небесной тропы» – Евгением Мелентьевым и Владимиром Денисюком. Огонек надежды – с актерами я рассчитывала встретиться тут же – гасит суровая реальность. Рабочая смена начинается в 5:30 утра, а это значит, что своими непосредственными обязанностями члены съемочной группы заняты уже несколько часов. Канатную дорогу, кстати, специально для киношников запускают дважды в день – рано утром и поздно вечером. Спасибо продюсерам, которым удалось добиться всесторонней поддержки как от администрации региона, так и самого курорта.

Подъем наверх занимает почти час. За это время я выясняю, что Эльбрус был основным вариантом с самого начала, но в какой-то момент возникли сомнения, что из-за погодных и климатических условий не выйдет снять нужную фактуру. После консультаций с альпинистами они развеялись.

«Поиск локаций занял несколько месяцев. Мы рассматривали Кабардино-Балкарию, Мурманскую область, Сочи и даже Алтай. Сравнивалась логистика, стоимость проживания, наличие снега – по сценарию у нас есть «зимние» и «летние» горы – и в итоге выбор пал Приэльбрусье. По датам тоже успели – как раз закончился период лавин и не начался праздничный сезон», – говорит Владимир Денисюк.

Природную натуру будут «добирать» в Ханты-Мансийском автономном округе, часть интерьерных съемок пройдет в Москве. В столице запланированы и смены на скалодроме – там же, кстати, артисты проходили необходимую физическую подготовку. Хотя, конечно, заряд адреналина в контролируемых условиях получить сложнее.

Другое дело – здесь! Мне рассказывают, что в один из первых съемочных дней поднялся снежный буран с ветром до 20 м/с. С одной стороны, как по заказу – удар стихии предусмотрен в сценарии. С другой – с открытого склона людям срочно пришлось эвакуироваться при помощи МЧС.

Нужные сцены все равно успели снять, а ту самую магию кино частично создавали с помощью подручных средств и народной смекалки («Бензиновые генераторы на такой высоте работают с перебоями, поэтому пришлось использовать огнетушители»). До блеска драматические эпизоды доведут на этапе постпродакшена.

***

Поднимаемся еще выше, и я внимательно слушаю инструкции по безопасности: ходить след в след, от группы не отставать, бдительности не терять. Опасность может подстерегать с любой стороны – от приступа горной болезни и банального солнечного удара до шанса провалиться в прикрытый снегом провал. «За то время, пока мы снимаем, из расщелин вытащили четверых человек. Они глубокие, на сотни метров вниз уходят», – говорит один из моих попутчиков. Следующие пару минут мы едем молча.

Для того, чтобы добраться до нужной точки, необходимо сделать три пересадки – на «Старом кругозоре» (3000 м), «Мире» (3500 м) и «Гарабаши» (3847 м). Оттуда нас забирает ратрак – снежный тягач на гусеничном ходу. На высоту 4300 м мы поднимаемся медленно, и я успеваю разглядеть тех, кто решил покорить Эльбрус своими силами. К вершинам (5642 и 5621 м) тянется нескончаемая вереница людей. Они отлично экипированы, но вес снаряжения играет против них – каждый шаг на такой высоте дается с трудом, а после 10-15 пройденных метров недостаток кислорода ощущается каждой клеточкой тела.

Тем сильнее меня поражает открывшаяся картина: за черной скалой, возле которой полукругом расположилась съемочная группа, Дмитрий Чеботарев взваливает себе на плечи Олега Чугунова. От камеры их отделяет всего несколько шагов, но скальный уступ идет вверх, и этот небольшой путь отнимает огромное количество сил. Следом, едва переставляя ноги, идет Алина Болознева. Дубль, еще один. Сцена снята, и пока Дмитрий отдыхает, я получаю шанс пообщаться с Олегом и Алиной. Они играют влюбленную парочку и шутят, что поодиночке не функционируют.

На просьбу рассказать о своих героях реагируют не менее креативно: решают описать не себя, а экранного партнера. Слушают друг друга с интересом – рядом то и дело ревут моторы снегоходов и ратраков – и иногда одобрительно кивают.

«Маша – такая нежная, в соответствии со своей внешностью, очень творческая, – говорит Чугунов. – Она в этом походе видит не экстремальный вид досуга, но именно за счет внешних обстоятельств ее характер проявится ярко. Потому что препятствия здесь такие, что ты либо справишься, либо нет».

«Женя – немного инфантильный… но в хорошем смысле! Можно сказать, что из ребенка-романтика он превращается в мужчину-романтика», – подбирая слова отвечает Болознева. Она щурится на ярком солнце, из-под шапки выбивается копна рыжих кудрей. Для Алины это дебют в кино, но ведет себя она уверенно и профессионально. Через несколько часов я увижу, как естественно ей удается весьма драматичная сцена.

«У меня такое ощущение, что для меня это тоже первые съемки, – вмешивается Чугунов. – Я, например, впервые думаю о технике безопасности. Но надеюсь, что все трудности пойдут в плюс ремеслу. Здесь не нужно как идиоту изображать трудности подъема – просто с камушка встал и уже начинает вести».

А еще Олег признается, что из-за рабочей загруженности не успевает насладиться окружающей красотой, и эмоционально взмахивает рукой. Я невольно оборачиваюсь. За моей спиной вырастает Главный Кавказский хребет. Из-за высоты, на которой мы находимся, он напоминает огромную каменную котловину.

Воспользовавшись паузой, в кадр почти кубарем врывается Иван Мулин. И тут же с бесшабашной гордостью рассказывает, что с утра так сильно спешил на работу в горы, что разбил голову о каркас фуникулера. На его голове повязка, которую можно перепутать с частью костюма. Кровь можно увидеть только если внимательно приглядеться. И это, кстати, осознанная позиция: у картины будет рейтинг 12+, никаких жестоких вещей в кадре не подразумевается.

«Я очень испугался, что может не состояться смена, но мы собрали силы в кулак и поднялись на 4300 м. И сейчас мне даже лучше, потому что давление снялось, и я могу здесь бегать, прыгать, хохмить. Вообще горы заряжают, знаете ли. Приезжайте в горы, друзья», – произносит актер едва ли не программную речь.

В ожидании следующей реплики звезда «Молодежки» подбрасывает в воздухе небольшой ледоруб. Вопрос приходит сам собой – про физическую подготовку.

«На самом деле очень повезло, что никаких недомоганий у меня на высоте нет. Но я думаю, что после хоккея все равно уже чем заниматься, организм так устроен. Плюс мы пропадали на скалодроме, готовились. Единственное – с дыхалкой проблема, конечно. На выходные ездил в Пятигорск, там низина, много зелени, много кислорода, и вот там я просто летал», – честно признается Иван.

***

На часах всего полдень, но команда постепенно начинает готовиться к обеду – сказывается раннее начало смены. Для того, чтобы поесть, нужно спуститься на «Гарабаши». Меня отправляют вниз на снегоходе. «Станет плохо – кричи!» – коротко предупреждает водитель и срывается с места. Мы пролетаем почти полкилометра – навстречу острым пикам и зияющей где-то внизу пропасти. Кричать если и хочется, то только от восторга. Я беру себя в руки и решаю поберечь воздух в легких. И все равно прихожу в себя несколько минут, прежде чем зайти в небольшое кафе.

На обед подают классические салаты, местные супы и хычины – традиционные круглые блины из пресного теста с начинкой из сыра и зелени. В горах лучше не переедать, поэтому я ограничиваюсь сытным варевом в глиняном горшочке и поскорее выхожу из кафе, чтобы лишний раз не соблазняться видом выпечки. И уже на воздухе осознаю, что так и не поговорила с Дмитрием Чеботаревым. Он сейчас нарасхват, шанс пообщаться – да еще в таких обстоятельствах! – уникальный. Прошу разрешения остаться с группой, надеясь на паузу между дублями. Сейчас актер выглядит настолько уставшим, что вторгаться в его личное пространство мне кажется просто незаконным.

Продюсеры дают добро, и я остаюсь ждать своей очереди на подъем – сначала в приют «Липрус» (3912 м) доставят актеров и техническую группу. Дорога в обе стороны занимает несколько минут, и в какой-то момент люди вокруг начинают узнавать Ивана Мулина. Пока к актеру выстраиваются за памятной фотографией, я в шутку уточняю, не штурмуют ли еще поклонники лагерь кинематографистов. Выясняется, что нет.

«Нам важна доступность и безопасность, но мы снимаем не на туристических маршрутах, а в достаточно труднодоступных местах, куда специально прокладывались альпинистские «перила», – рассказывает помощница Владимира Денисюка. Сам он говорит, что с точки зрения логистики происходящее – «тот еще квест».

По мне, это скорее подвиг. Мало того, что передвигаться и перевозить оборудование безумно сложно, на горе одновременно находится до 50 человек – операторы, звуковики, техники. И не все легко переносят суровые условия. «В первую неделю людей пачками спускали с горы – начиналась то горная болезнь, то головокружение, то панические атаки, то еще что-то», – расскажет мне чуть позже Дмитрий Чеботарев. К счастью, акклиматизация сделала свое дело – обошлось без драматичных эпизодов.

***

Следующие три часа я провожу, рассматривая снежные вершины и набегающую на них дымку. Иногда прислушиваюсь к рациям: вещи с одного места на другое перевозит неповоротливый ратрак, поэтому до следующей локации группе приходится идти пешком. Она недалеко: 100 метров по прямой, 200 – по следам ратрака. Памятую о провалах, выдвигаюсь вслед за всеми по широкой колее из разбитого снега – я же на съемки приехала в конце концов! Ноги проваливаются в рыхлый и подтаявший снег, воздуха не хватает. Путь растягивается на добрых 15 минут. За это время ребята запускают генераторы и ставят шатер для плейбэка.

Часть группы растягивается вдоль скалы – снимают крупный план. Я остаюсь поодаль, где расположена большая часть звукового оборудования. Перебрасываюсь парой фраз с людьми и слышу неожиданное «У меня кислородное отравление». Удивляюсь: «Может, наоборот?». Сама я чувствую себя относительно нормально, хотя знаю, что это подарок судьбы – когда я в прошлый раз приезжала на Эльбрус, мне стало плохо еще на подъезде к национальному парку.

«Нет, мы же спустились с большей высоты. А здесь мне привычно, здесь я уже ночевал», – говорит мой новый знакомый. Уточняю, сколько дней ведутся съемки на высоте. Сегодня – одиннадцатый, отвечают мне после краткого совещания. Тихий разговор прерывают крики актрисы: она не переигрывает и старается контролировать силу голоса, но приглушенный звук все равно отражается от скал – они здесь повсюду. В рацию слышится голос режиссера: «Вспомни, как тебе было холодно вчера – вот так же тебя изнутри колотит». Сдавленный крик повторяется. Я думаю о том, сколько людей внизу переполошится, услышав страшное эхо.

***

«Целое испытание даже находиться на такой высоте, не говоря о том, чтобы снимать. Но, как говорит один из наших героев, – разве оно того не стоит? – вопрошает режиссер Сергей Пикалов. – Лучший вариант, когда в кадре все страшно, а на площадке спокойно и безопасно. Но тут так не получается. Зато у актеров, даже когда они все замотаны по глаза, другая физика, другой отыгрыш – они живые и настоящие, здесь нет обмана. А вообще я называю наш фильм фантастическим кино, несмотря на то, что жанр у нас – совсем не фантастика. Дай бог, в кино передастся не только красота, но и страх».

Я спрашиваю, каково снимать в условиях, когда погода может измениться за считанные минуты – подняться метель, набежать туман, подтаять снег. И тут же уточняю про трудности на монтаже.

«Конечно, мы знаем про эту проблему. Стараемся все учитывать и снимать в одном режиме, смотрим по направлению солнца, оператор четко распределяет, когда какую сцену снимаем. В конце концов, есть постпродакшен и цветокоррекция, так что это все – обычные сложности», – уверен постановщик.

За спиной раздаются шаги – в «Липрусе», расположенном на сотню метров ниже, меня ждет Дмитрий Чеботарев. Летим вниз на снегоходе. По дороге все тот же водитель предлагает отвезти нас в красивое место – раз я планирую записать небольшое видео. Для меня красивое вокруг все, поэтому Дмитрия я снимаю в двух шагах от вагончика-капсулы. Он увлеченно рассказывает мне про площадку над скалами Пастухова, которую группа планирует покорить, и показывает направление рукой. Я перевожу камеру, и в объектив попадают обе вершины Эльбруса. На одной из них, кстати, уже побывала «хлопушка», на которой свои автографы оставили ключевые участники процесса.

«До этого у меня был фильм «Челюскин. Первые», который мы снимали в Териберке, но таких испытаний я еще нигде не встречал. Особенно в работе. В жизни – и подавно! Меня никогда не заносило в горы, – признается Чеботарев. И тут же рассказывает, с какими невзгодами, помимо снежной бури, успел столкнуться в один из первых съемочных дней. – Мы снимали, ничего не предвещало беды. Минут за десять все заволокло, видимость нулевая. Срочно приехали спасатели, сказали, чтобы мы бросали все – камеры, металлические обвесы, вырубали рации, потому что поднимается гроза. Мы спустились в капсулы на «Липрусе», и они все трещали от напряжения, потому что вокруг кружила молния. Было жутковато».

Мы заканчиваем ровно в тот момент, чтобы меня успели отвезти к канатной дороге, – иначе есть риск застрять на склоне еще на несколько часов. Погода к тому моменту тоже успела испортиться: с небес на землю спускаемся в плотной облачной пелене. Дети, с которыми я оказываюсь в одной кабинке, испуганно кричат про дементоров, их родители довольно обсуждают состояние горнолыжных трасс. С самой нижней площадки я ныряю прямо в густой туман. Гор снова не видно, но теперь я точно знаю, что они есть.

Премьера «Небесной тропы» состоится в следующем году.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

9 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

12 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

15 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

17 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

20 часов назад