Рецензии

«На дне» Сергея Безрукова: И больше нет ничего, все находится в нас

Фестиваль «Фабрика Станиславского», который в этом году окончательно встал на образовательные рельсы, открылся спектаклем «На дне. Версия XXI A.D.». Его Сергей Безруков поставил со своими студентами, здраво рассудив, что молодым людям легче представить атмосферу будущего, искореженного ужасающей войной, чем слишком далекого прошлого. Классический текст при этом остался неизменным – за исключением пары остроумных ремарок, отражающих изменившийся антураж.

А вот поведение и реквизит полностью подтянуты под эпоху. Простыни здесь заменяют походные одеяла, лохмотья – костюмы химзащиты. Возле выходного шлюза ровным рядом висят респираторы. Пьяный кошмар Сатина (Александр Смирнов) усугубляет противогаз, а странник Лука (Михаил Камакин) выуживает из своей котомки пережитки разрушенной цивилизации, по-прежнему находя к каждому сожителю особый подход.

О том, что человеческая природа не только не меняется, но и обнажается в экстремальных условиях, заявляет первая же сцена, безо всякого ханжества обозначающая отношения Васьки Пепла (Влад Никитин) и замужней Василисы (Екатерина Данилюк). Вторая перерастает в коллективную свару ­– несмотря на обстоятельства, витальная энергия героев (подкрепленная, разумеется, молодым азартом артистов) бьет через край. И частенько ищет выход в насилии – на совершенно неироничное предупреждение режиссера о шумовых эффектах зал обращает внимание слишком поздно.

Хотя, возможно, это дело привычки: мерный звук «прилетов» и осыпающаяся бетонная крошка сопровождают артистов и зрителей с самого начала. И сколько бы Настя (Анна Петухова) ни пыталась создать уют с помощью чудом уцелевших духов, к строительной пыли куда чаще примешиваются клубы дыма и пороха. В этой антиутопии, уравнявшей всех, кто-то то и дело пытается стать «равнее», ударить ближнего побольнее, унизить. В лучшем случае обитатели бункера обмениваются неприличными жестами и посылают друг друга на каторгу, в худшем – метают топоры и выпускают автоматные очереди.

Объединяющим фактором служит разве что музыка – в свою версию Сергей Безруков (он и сам выходит на сцену, с залихватским задором отыгрывая Абрама Медведева) добавил хиты Цоя. И они оказались удивительно созвучны тексту Максима Горького. Уже после поклонов эту идею хочется развить самостоятельно, и в памяти всплывают строчки, которые в постановке не звучат: от «Разрушенный мир, разбитые лбы, разломанный надвое хлеб» до «Вода здесь горька, ты не можешь здесь спать, ты не хочешь здесь жить».

Свой выбор режиссер останавливает на «Переменах», которые могут служить как гимном разрушения, так и символом надежды. Здесь ставку, очевидно, делают на второе: брутальное, иногда очень комичное и всегда психологически достоверное зрелище обрывается – и весьма органично – задолго до горьковского финала. Без знаменитой фразы про испорченную песню, впрочем, не обходится, но и тут есть изменения – как в настроении, так и в адресе. Хотя направленность вовне легко объяснима: к диалогу изначально приглашают всех желающих.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Комедии с Джеком Леммоном и Уолтером Мэттау – лекарство от осенней хандры

105 лет назад родился Уолтер Мэттау, бесконечно колоритная звезда старого Голливуда. Он снимался с Одри Хепберн, Марлоном Брандо, Кирком Дугласом…

8 часов назад

Елена Лядова: «Сложно побеждать, если не чувствуешь любви»

Елена Лядова, безусловно, одна из самых ярких, многогранных и талантливых российских актрис. И как следствие, самых титулованных. Мы договорились, что…

11 часов назад

«КиноРепортер» проведет автограф-сессию с героями альманаха «Черно-белое кино»

6 октября на 1-й Тверской-Ямской в книжном магазине «РЕСПУБЛИКА*» состоится уникальная автограф-сессия с героями выпуска коллекционного альманаха «Черно-белое кино» журнала…

13 часов назад

Гари Олдман получил рыцарское звание

Актер Гари Олдман удостоился рыцарского звания в знак признания его выдающихся заслуг в области драматического искусства. Церемония, на которой свои…

13 часов назад

«Тот самый»: Как стать Криштиану Роналду в американском футболе

Кэмерон Кейд (Тайрик Уизерс) – перспективный квотербек-новичок, всю жизнь мечтавший стать лучшим в американском футболе. После почти смертельной травмы головы карьера…

16 часов назад

«Сценарий развития и кассовый потенциал»: Марина Монгуш о киноиндустрии на «Российской креативной неделе»

Российская киноиндустрия сегодня активно развивается и постепенно укрепляет свою позицию важного элемента культурного и экономического развития страны. В этом процессе…

17 часов назад