Иван Максимов — фигура легендарная: на счету независимого аниматора без малого три десятка работ, созданных на протяжении тридцати лет. Он регулярно получает награды — от «Золотого медведя» Берлина за мультфильм «Болеро» до ордена «За Заслуги перед Отечеством». Он также стал «отцом» серого слоненка с логотипа приставки Dendy, хорошо известной на постсоветском пространстве. «КиноРепортер» встретился с Максимовым на Сахалинском международном кинофестивале и обсудил состояние авторской анимации в России и за рубежом, тонкости этого непростого искусства и самоцензуру.
— За рубежом авторская анимация представлена и в формате полного метра, где поднимаются непростые темы, а в России с этим туго. В основном наша авторская анимация выходит в форме короткого метра длительностью до получаса. С чем это связано?
— У меня сложилось такое впечатление: в России есть Фонд кино, который финансирует или помогает финансово съемке полнометражных анимационных фильмов. Любая студия может придумать проект, но на всех денег не хватит — студий много и придумать можно много чего, так что дают не всем. Поэтому продюсеры, придумывающие фильмы, думают о том, что можно подать в Фонд Кино так, чтобы получить денег. Какую-то абстракцию с порнухой, извращениями и сюрреализмом подавать кто-то вряд ли станет, так как на это никто денег не даст. А вот на фильм про русского святого или старца какого-нибудь никто не откажет. Поэтому безо всякой цензуры и заказа на финансирование подаются проекты максимально подхалимские: либо для детей, либо на экранизацию любимого всеми нормального (неодиозного) произведения, либо что-то про русскую историю.
— То есть все упирается в финансы?
— Да, потому что они хотят угодить. Это ведь вопрос денег, так как и делается все в первую очередь ради денег. Авторская анимация в полном метре у нас фактически не представлена.
— Сейчас ходят слухи о том, что Кантемир Балагов собирается снимать анимационную картину о Беслане. Выходит, что прецеденты с финансированием все же есть?
— Ничего об этом не знаю и не хочу комментировать. Нужно быть в курсе, сами понимаете. Но какие-то фильмы все же есть, наверное. Нужно понимать, что полный метр делается долго и медленно, и непонятно, на что человек будет жить, если он все делает сам, так что какие-то деньги все равно нужны. Но теоретически можно снимать и без финансирования: например, американец Билл Плимптон в одиночку делал по одному полнометражному фильму в год когда-то. Если человек все быстро делает — то это все же возможно.
— А насколько сложно найти частного инвестора?
— У нас очень мало людей, которые заинтересованы в поддержке культуры, меценатстве. Есть один такой человек, Вадим Богданов, но он не меценат как какой-нибудь Дягилев, к нему нельзя прийти и предложить проект, мол, не хотите ли оказать помощь. Он человек скромный, кому хочет — тому и помогает. Если, например, ты выложишь свой проект на «Планету», на краудфандинг, и не сможешь собрать денег, в последний момент глядь — Вадим Богданов помог, какой-нибудь детской студии или спектаклю. В принципе, если он видит, что дело хорошее, то помогает. Но это чистого рода благотворительность, а не инвестиции. Мне он дал в последний момент 100 тысяч рублей, потому что я не добирал, а Гарику Бардину полтора миллиона дал, которых не хватало. Это идет от его личного энтузиазма, речь не о каких-то там договоренностях. А вот таких людей, как Дягилев, к которым можно прийти и обсудить «а не замутить ли нам какой-нибудь спектакль?» у нас нет. По-крайней мере, я о таких не знаю.
— Раз уж зашла речь о краудфандинге. Теоретически собрать на большую картину таким способом возможно или лучше ограничиться короткометражкой?
— Вообще собрать на что-либо кроме музыки больше 200 тысяч трудно. У музыкантов все-таки есть поддержка фанатов и какие-то концерты, на которых можно заводить публику на то, чтобы скидывались, а художники сидят дома, нигде не выступают и не могут махать плакатами и заманивать. Поэтому собирать деньги трудно — я вот всего один раз так делал. И очень было стыдно постоянно напоминать френдам в соцсетях: «Не забывайте, у меня остался всего месяц, а денег мало». Какое-то попрошайничество, очень неловко. Судя по другим проектам в Facebook и ВКонтакте собрать реально где-то тех же духсот тысяч. Дальше помогают люди типа Богданова. Есть еще один продюсер, вернее, юрист: он итальянец, живет в Германии, и на свою зарплату он помогает аниматорам, каким-то авторским мультфильмам. Он зачем-то выучил русский язык, хорошо разговаривает и читает наши посты в Facebook, и собирает деньги на фильмы. Всегда дает сколько может. Но это все скорее друзья, чем меценаты.
— Наша анимация нередко выигрывает на международных фестивалях и за рубежом зачастую известнее, чем тут. Эта слава помогает пробиваться на родине?
— Не берусь сказать, у нас пресса тоже работает нормально. Трудно судить: для узкого круга кажется, что кто ж не знает, например, Норштейна или Тарковского, а спроси на улице кого, кто такой Тарковский — тебе и ответят, что с таким не знакомы. О Юрии Норштейне тем более никто не знает. Просто это определенный круг людей, который интересуется: они могут знать, кто такой, например, Леонардо Да Винчи. А шагни чуть в сторону — и человек уже может и не знать, кто это такой. Может, коньяк такой, хрен его знает. В принципе, Леня Шмельков снимал свой фильм на деньги Минкульта и каких-то французов, совместный проект вышел. Такое бывает иногда, когда люди общаются на Западе с продюсерами. Если там нравится, как человек делает, могут и примазаться — мол, давай сделаем вместе.
— А как вообще чувствует себя авторская анимация на мировой арене?
— Все зависит от стилистики. Определенный узкий круг фестивалей, которые крутят анимацию, не очень любят русские мультфильмы, потому что у нас часто много болтовни, причем за кадром, и не всегда это можно адекватно перевести. Да и не всегда это интересно тем людям, которые отбирают эти фильмы. Еще у нас много сказок, а для них сказки — это попса. Что-то для проката, для зарабатывания денег. Зарубежные авторы сказок не делают, это всегда что-то про себя или философия, притча, анекдот. Не fairy tale. А у нас сказок делают много — наверное потому, что на сказку проще получить минкультовские деньги. Ну и не у всех хватает фантазии придумать что-то из головы, поэтому берут готовое. Если возьмут литературу художественную, то скорее всего будет закадровый текст: хороший актер начитывает хорошую литературу, а хороший художник на это дело накладывает анимацию — как вот у Светы Филипповой. Другой вариант: берется сказка и экранизируется. Тоже просто, и заявку подавать легко: ничего придумывать не надо. И понятно куда ее потом девать — на телевидение. Но в Европе, Японии или Корее важно, чтобы проект был не детском, авторским. И в каком-то не попсовом жанре. Очень мало сейчас нарративного кино — где-то треть фестивальных фильмов имеет историю, остальные обходятся без нее.
— Перейдем к вашему творчеству. Как возникают образы различных существ, которые населяют ваши работы? Каковы источники вдохновения?
— Когда человек обладает шизоидным мышлением, ему не нужно ни на что смотреть — все рождается в голове. В голову это попадает из каких-то книжек, комиксов, иллюстраций, каких-то картин (вроде Босха), и так далее. Складывалось это все не потому, что я видел Босха, а я просто брал листок и для одноклассников, родных или еще кого рисовал из головы, не перерисовывая ранее увиденное. В голове уже был этот конструктор, я уже подбирал, как этого персонажа сделать более смешным и странным, так как, естественно, все мои друзья хотели видеть еще более странное. Это развлекает.
—А вы сами что хотели бы видеть?
— Я сам всегда ориентировался на зрителей и подсознательно всегда старался угодить своим друзьям.
— Очень часто в ваших мультфильмах существа образуют своеобразные замкнутые системы. Это берет начало в физическом образовании (Иван Максимов окончил МФТИ — прим. «КР»)?
— Это просто алгоритм работы фантазии. Когда я напрягаю свою фантазию, она предлагает мне разные шаблоны — о чем думать и как придумывать — какие-то подсказки. В частности, этот элемент замкнутой системы — это тоже шаблон, и он тоже помогает. В реальной жизни замкнутых систем почти нет, и подобное почти не наблюдается. Так что это прокатывает, так как выглядит странно и непривычно.
— То есть это не целенаправленное алгоритмирование?
— Нет, это просто один из вариантов ухода от обычности.
— Если человек вообще не знаком с авторской анимацией, с чего лучше начать знакомство?
— Дело в том, что анимация очень разная, и вкусы у людей тоже разные. Во ВКонтакте есть сообщества или группы вроде «Психоделические мультики», я почти во всех состою, но редко захожу. И там модератор что-то находит и выкладывает, иногда активные участники чем-то делятся. Может, такой вот способ зайти в место, где люди рекомендуют?
— То есть сейчас проще это делать через социальные контакты?
— Мне кажется, что да. Заходишь в такое сообщество, и там «насмотренные» люди хвастают друг другу, что там такого они нашли. Здесь же еще картинка очень важна, как на превью мультфильм смотрится, и сразу становится понятно, что хочешь смотреть, а что нет. Если их много, то сразу фильтруешь по картинкам, что нравится, и это смотришь. Потому что если картинка не нравится, то зачем себя заставлять вникать в глубокий смысл? Лично для меня очень важно эстетическое удовольствие.
— Ну и напоследок: пять самых важных аниматоров лично для вас?
— Их очень много. Дело в том, что есть живые и почившие, российские и зарубежные. Поэтому нужно еще понимать, из кого выбираешь. Куда проще выбирать, когда сильно ограничены рамки. Например, самые крутые женщины-режиссеры — это довольно узкие рамки, и тут уже легче ориентироваться. А потом это так же как и с игровым кино — трудно вспомнить режиссеров, которые нравятся всем своим творчеством. Обычно два-три фильма нравятся, а остальные шесть-семь — уже не очень. Раньше очень любил Джармуша, а в последнее время он меня не очень радует. Если выбирать современных… Нет, все равно очень трудно. Вообще сложный вопрос: они разные и хороши по-разному. Венгры, например, в последние годы начали плодить красивые мультфильмы. Откуда-то там взялось довольно много интересных аниматоров. Но кого-то выделить я все равно не готов.
— А если пять любимых мультфильмов?
— Я могу порекомендовать что-нибудь для начинающих. «Отец и дочь» Микаэля Дюдока де Вита, «Трагическая история со счастливым концом» Реджины Пессоа, «Слова, слова, слова» Михаэлы Павлатовой, «Большая миграция» Юрия Черенкова. Само собой, у них и другие мультфильмы часто тоже хорошие. У Ходжи Ямамуры есть хороший «Старый крокодил». У меня в контакте большой список любимых мультфильмов, правда, я его года четыре уже не обновлял.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…