— Почему решили снять фильм про зомби?
— У меня к зомби душа совсем не лежит. Я — поклонник вампиров. Но мне всегда нравился Джордж Ромеро. А Ромеро нравились зомби. Помню, как впервые посмотрел его «Ночь живых мертвецов» — постмодернистский апокалипсис, радикальный и изобретательный. Оценил гениальность его идей и с тех пор делю фильмы про зомби на два периода: до и после Ромеро. До него экранные зомби были не более чем вымышленные персонажи, аутсайдеры. Вспомним хотя бы Франкенштейна. Джордж стал первым, кто интегрировал зомби в наше общество, объяснил их происхождение. По его версии, они вовсе не пришельцы, а результат пагубного социального порядка и упадка общества, по сути, состояния, к которому мы быстро приближаемся, а скорее в котором находимся уже сейчас.
— Что вы имеете в виду?
— Обернитесь и внимательно посмотрите вокруг себя. В Нью-Йорке у меня квартира на пятом этаже. Иногда я смотрю вниз на улицу, на прохожих. У них опущены головы, перед глазами мелькают экраны телефонов. Сейчас люди постоянно смотрят в смартфоны. И эти телезомби делают меня по-настоящему агрессивным. Так и хочется подойти к ним и пихнуть или ущипнуть, крикнув: «Эй, проснись!» Как их разбудить?
— Вы сняли фильм, чтобы разбудить общество?
— Я хочу сказать, все персонажи в фильме являются действительно очень милыми людьми и почти всех их убивают такие же хорошие люди в образе зомби, восставшие из могил. Зомби пробуждаются и поднимаются из могил в бесконечном цикле, пока все — если хотите, все мы — не будут зомбированы. Поистине мертвые не умрут! Зомби — это результат нашего коллективного материалистического стремления к обладанию все большим количеством вещей, потому что наше общество построено на потреблении. А теперь, когда наши потребности стали ненасытными, вокруг все рушится и трескается, включая лед на Северном полюсе.
— Получается, что вы сняли экологическую картину, в которой зомби играют метафорическую роль?
— Верно, зомби мне показались хорошей метафорой. Они рождаются, потому что мы уничтожаем планету. Они не похожи на пришельцев из космоса, которые завоевывают нас, это есть мы сами, зомбированные и преображенные. Я не говорю, что я лучше. Сознаюсь, тоже наломал дров! Вместо того чтобы бросить кино и заняться чем-то полезным, экологией например, я снимаю глупые фильмы, пусть даже с прекраснейшими актерами. Завидую людям, которые умеют анализировать, восхищаюсь учеными. Я так не умею. Я лишь живу, следуя своей интуиции. Мне стыдно! Ведь если верить ученым, то нам осталось лет 10–15, хотя кто-то говорит, что если повезет, мы проживем еще полсотни лет. Я не за себя волнуюсь, мне уже бояться нечего. А вот что ожидает будущие поколения? Как выживут они?
— Теперь я понимаю, почему в вашей картине вы оставляете в живых троих молодых ребят, сбежавших из воспитательного дома…
— Там есть еще один выживший — отшельник Боб. Ну, про Боба вам объяснять не надо? С ним все понятно. Ему удалось выжить, потому что он отделился от общества и всех его социальных структур. Подростки сбежали из заключения, то есть по сути они из тех, кто не смог приспособиться к реалиям социальной системы и интегрироваться в общество. Кстати, я всегда на стороне подростков, может быть, потому, что в душе я так им и остался. На протяжении всей истории человечества именно молодежь оказывалась самой изобретательной, создавала новые течения, новую музыку, авангардное искусство и литературу.
— Почему вы решили назвать картину в честь песни Стерджила Симпсона?
— Все было совсем наоборот. Симпсон — прекрасный гитарист, которого я попросил написать песню, чтобы она соответствовала названию «Мертвые не умирают». Мне хотелось, чтобы мелодия звучала как классика, в стиле кантри начала 1960-х. Стерджил прочитал сценарий и создал хит, который слушали мои герои.
— Пересматриваете ли вы свои картины? Вспоминаете ли о своих персонажах?
— Зачем мне о них вспоминать? У них своя жизнь, и, уверен, они также ничего не хотят обо мне знать. Хотя однажды один из моих героев ко мне вернулся. В «Мертвеце» был персонаж, которого сыграл Гари Фармер. Его звали Никто и по сценарию его там убивают. Мне было так жаль этого парня, что я решил его снова воскресить уже в другой картине «Пес-призрак: Путь самурая». Я перенес его в другое столетие и поместил на крышу высотки в большом городе. И его чуть было снова не убили. Но на этот раз ему удалось спастись. Это меня очень успокаивает. Мне бы не хотелось, чтобы он остался в моей памяти мертвецом и приходил ко мне по ночам мучить кошмарами.
— Как вы относитесь к тому, что в прессе часто обсуждают не только ваши смелые фильмы, но также ваш необычный облик, включая солнечные очки, которые вы, кажется, не снимаете?
— Ну, да. (Цитирует.) «Тип, который фланирует в черных одеяниях, красит волосы в белый цвет и снимает претенциозные фильмы». (Смеется.) Не так давно меня снова спросили, когда я начал красить свои волосы. Помню, ответил, что поседел еще ребенком — это наследственное. Биология, а не мода, но мне не поверили. Теперь заявляю, что в 15 лет я поседел, когда понял, что родился индивидуалистом.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…