Кино

«Мы одержимы темой войны»: Джо и Энтони Руссо о своем новом фильме

Первый фильм братьев Энтони и Джо Руссо после грандиозного финала «Мстителей» вышел на Apple TV+. Драма «По наклонной» – киноадаптация одноименного романа Нико Уокера, подробно описавшего события своей жизни, начиная с университетских дней и первой любви до службы в Ираке, ограбления банков и тюремной камеры. Братья Руссо выкупили права на экранизацию и вместе со своей сестрой Анджелой Руссо и сценаристкой Джессикой Голдберг перенесли события на экран, добавив художественного вымысла. Главного героя по имени Черри (такое прозвище Уокер получил в Ираке) сыграл Том Холланд, с которым братья Руссо успели поработать на двух последних «Мстителях». 

Ваш фильм состоит из шести глав, и каждая из них стилистически сильно отличается друг от друга. Чем определено такое режиссерское решение и как вы достигли этого эффекта?

Джо Руссо: Наш фильм действительно разбит на шесть глав, и он охватывает события 15 лет из жизни главного героя. Каждая глава разительно отличается от других, как и сами события в жизни Черри. Поэтому каждую главу фильма мы снимали по-разному с использованием разных объективов, разных цветовых палитр, с разной музыкой, разными диалогами и стилем повествования и с разной актерской манерой, чтобы погрузить зрителя в мировоззрение главного героя на каждом этапе его жизни. Так, например, в первой главе Черри влюбляется в Эмили. Чтобы придать этим сценам своего рода магический реализм и подчеркнуть романтизм, мы снимали их только с помощью объективов PXW, которые слегка смягчают границы кадра таким образом, что главные герои оказываются в фокусе, а окружающий их мир – в мягком тумане.

Вы меняли подход к каждой части?

Джо: Конечно! Тренировочный лагерь для новобранцев, куда Черри попадает после, мы снимали с помощью одинарного объектива, чтобы подчеркнуть уровень абсурда происходящего. Черри чувствует, что ему не хватает физической подготовки, осознает, что он не до конца понимал, на что согласился, записываясь добровольцем в армию, и начинает думать, что это фарс. И нам очень хотелось передать это ощущение фарса на экране, для чего мы изменили коэффициент сжатия, сделав картинку чуть более квадратной. Нам хотелось передать чувства Черри, когда он оказывается на войне, поэтому сцену боя мы снимали в основном на дальних планах, которые позволили создать брутальную атмосферу боя. К тому же у нас на площадке работал консультант Брайан МакКью, который раньше служил в десантных войсках. Он поделился своими воспоминаниями о службе в Ираке, поговорил с каждым актером, задействованным в военных сценах, чтобы они понимали, что может чувствовать и думать человек, оказавшийся в реальном бою.

Это ваше личное решение?

Джо: Творческие решения мы принимали вместе с нашей сестрой Анджелой, которая написала сценарий фильма, с нашим невероятным оператором Ньютоном Томасом Сигелом. Том Холланд и Сиэра Браво, сыгравшие главные роли, тоже участвовали в этом процессе. Для нас было важно, чтобы наши герои вызывали эмпатию, чтобы зрители прошли этот путь вместе с ними, чтобы просмотр фильма оказался не просто упражнением для интеллекта, но и испытанием для чувств.

Почему в финале практически нет диалогов?

Энтони Руссо: Это стилистическое решение еще на этапе работы над текстом сценария. Нам хотелось, чтобы финал был очень реалистичным и экспрессивным, достоверно передать ощущение трезвости, которое испытывает Черри к концу фильма. Мы искали элегантное решение для того этапа в жизни Черри, когда он работает над собой, и одновременно хотели передать изолированность и одиночество, сопровождающие этот процесс.

Джо: Фильм получился очень разговорным. Мы его снимали от лица человека, которому действительно было что рассказать. И нам показалось, что отказ от всех диалогов в финале повествования может оказаться очень поэтичным. Нам хотелось, чтобы зритель оценил это молчание. В сцене, когда наши герои ссорятся на автобусной остановке, Черри говорит, что он не может выключить весь этот шум в своей голове, и Эмили отвечает, что однажды этот шум обязательно стихнет. И в какой-то момент мы видим Черри совсем одного на тюремном дворе, погруженного в мысли о своей жизни, и тут наступает полнейшая тишина. Черри испытывает самое настоящее просветление, он проводит последующие годы за решеткой, стараясь вернуться к нормальной жизни.

Война в Ираке становится важнейшим переломным моментом для героя вашего фильма. Вы исходили из личного опыта или изучали эту тему перед тем, как снимать «По наклонной»?

Энтони: Мы с братом не служили в армии, но всю нашу жизнь мы изучали материалы о войне. Нам нравились книги о войнах, фильмы о войнах, мы прочли невероятное количество журналистских расследований о войнах. Пожалуй, можно сказать, что мы одержимы этой темой, это часть нашей жизни и жизни людей, которых мы знаем. Когда мы прочли книгу Уокера, мы были поражены его уникальным взглядом на войну, что она означает для человека и что может с ним сделать. Эта книга оказала на нас очень сильное влияние. Многие из тех, кто оказался свидетелями событий 11 сентября, ежедневно проходят через этот опыт. И эти переживания сильно отличаются от того, с чем столкнулись люди военного поколения. У этого много причин: и люди изменились, и войны в наше время иные. Нам как авторам хотелось осмыслить военный опыт других людей и рассказать о том, как война влияет на обычного человека.

Какие фильмы о войне оказали на вас наибольшее влияние?

Энтони: Мы невероятные поклонники «Уловки-22» Майка Николса, «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, «Цельнометаллической оболочки» Стэнли Кубрика. Но в нашем фильме, как вы понимаете, сама война – это лишь один из этапов жизни героя.  

Вы снимали фильм об экзистенциальном кризисе – своего рода «Над пропастью во ржи» для нового поколения?

Джо: Да, наш фильм действительно можно назвать «Над пропастью во ржи» для нового поколения. Мы думаем, что многие молодые люди поколения Z находятся в кризисе. Каждому следующему поколению все сложнее жить хотя бы так же, как жили их родители, не говоря о том, чтобы перейти на следующий уровень. Наш главный герой полон противоречий. Он очень чувствительный человек, он заботится об окружающих его людях, его взгляд на мир исполнен гуманизма. Но в то же время он принимает саморазрушительные решения. И не имеет значения, передалось ли это ему от родителей, является ли это частью культуры и общества, страдает ли он от депрессии, но он совершает шаг, который приводит его на путь медленного самоубийства.

А романтическая линия?

Джо: Она превращается в трагедию в духе «Доктора Живаго». По сути, наш фильм – это история любви. Черри встречает Эмили, которую считает девушкой своей мечты, но она отказывается от этой любви из-за того, что когда-то случилось в ее жизни, а он отправляется на войну. А когда они решают, что все же должны быть вместе, то оказываются по разные стороны современного общества. Решения, которые наши герои принимают в 19 лет, приводят к последствиям, оправиться от которых они смогут лишь к 35 годам. Они отдают без малого 20 лет психологическим травмам и наркотической зависимости, причем выбор этот они делают, не успев стать по-настоящему взрослыми. Именно это, на наш взгляд, и является главной трагедией – и в нашем фильме, и в современном мире: людям приходится принимать решения, кардинально меняющие их жизнь, не имея достаточной психологической поддержки и опыта.

Насколько сложным оказался для вас выбор актеров на главные роли?

Энтони: Нам нужны были актеры, способные вызвать сопереживание зрителей, которые могли бы понравиться настолько, что помогли бы преодолеть сложность этого повествования. Сначала мы пригласили Тома – он великолепный актер. К тому же он невероятно харизматичен, обладает магнетизмом и умеет вызвать эмпатию. То же самое относится и к Сиэре. Отношения между главными героями имели колоссальное значение, и ставки, которые делались на выбор актеров, были очень высоки, в противном случае фильм ждал бы провал. Нам невероятно повезло, что мы смогли поработать и с Томом, и с Сиэрой, их актерские работы в этом фильме феноменальны. С физической точки зрения эти роли тоже были очень сложными: и Том, и Сиэра очень страстно относятся к своей работе, и в нашем фильме они выложились по максимуму, чтобы показать, насколько травматична зависимость от наркотиков, что она делает с человеком и насколько истощает его тело. Наши герои приходят в физический и ментальный упадок, и мы с Джо не могли мечтать о лучших актерах, способных передать это на экране.

Джо: Тому для этой роли пришлось скинуть 12 килограммов, а потом снова их набрать, и все это в течение одного месяца. И чтобы сыграть своих героев сначала молодыми и влюбленными студентами, а потом – наркоманов на грани, и Тому, и Сиэре пришлось дойти до максимального физического предела.

Будучи кинематографистами, подарившими миру масштабнейшие блокбастеры, что вы ощущаете сегодня, когда большинство кинотеатров в Америке закрыто или не функционирует на полную мощность?

Джо: Самое печальное в том, что мы утратили чувство общности. А поход в кино – это один из самых коллективных видов досуга, который только можно себе представить. Когда вышел наш фильм «Мстители: Финал», мы с Энтони в первый же уик-энд посмотрели его в кинотеатре вместе со зрителями. Ощущения, которые мы испытали на том просмотре, невозможно сравнить ни с чем за все годы нашей карьеры в кино. Как кинематографисты мы никогда не испытывали ничего подобного и никогда не забудем реакцию зала, крики, слезы и смех. Мы искренне считаем, что у каждой истории свой путь к зрителю. Очень важно, чтобы наш новый фильм увидели как можно больше зрителей, поэтому мы очень рады, что у фильма широкий кинотеатральный релиз и при этом он одновременно выходит на Apple TV+. Ведь это означает, что доступ к фильму получат миллионы зрителей во всем мире.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

9 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

13 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

15 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

17 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

20 часов назад