Сотрудница провинциального ЗАГСа каждый день заключает и расторгает браки, тем определяя семейное положение граждан. Тогда как собственное ее семейное положение вот уже 5 лет остается неопределенным в силу пребывания законного супруга в глубокой коме. То есть, она как бы вдова, а вроде как – и нет. Отчего и сама страдает, и все близкие, включая двух взрослых детей. А тут появляется откуда ни возьмись в ее жизни мужчина, хороший со всех сторон. Вдовец, кстати говоря. Меж ними вспыхивают чистые, светлые чувства. Но это все только еще больше усложняет.
Фильм «Мужу привет» творческого тандема Антона (режиссер) и Марии (сценаристка) Масловых победил в конкурсе «Русские премьеры» 47-го ММКФ. Это кино нарочито старомодное, представляющее собой любовный оммаж советским застойным мелодрамам, что четко дают понять уже на начальных титрах с характерными шрифтами и музыкой под стать. Чтобы окончательно все сомнения снять, главные герои, которых зовут Катерина и Гоша, словно бы невзначай, но явно с намеком, в какой-то момент принимаются обсуждать вершину указанной категории фильмов «Москва слезам не верит». Но это уже кажется лишним и несколько наигранным, поскольку и без того все понятно.
Причем дело даже не в каких-то отсылках или визуальных решениях, работающих на стилизацию, а, скорее, в общем настроении, в атмосфере, по молекулам воссозданной. Атмосфере, которую трудно описать, но легко прочувствовать. Любая советская застойная мелодрама ею в той или иной степени наполнена, благодаря чему вызывает эфемерное, но стойкое ощущение какой-то фатальной, неизбежной, неумолимой безнадеги. Причем она может вполне благополучным финалом венчаться, но все равно горький осадочек на душе после нее долго еще лежит, причиняя легкий дискомфорт. Вот и в отношении «Мужу привет» сказанное более чем справедливо. Заканчивается-то все будто бы хорошо. Но как минимум не для всех.
Грустно, зато честно, жизненно. Так ведь оно и было всегда, что ничего не заканчивается хорошо для всех. И по-другому никогда не будет. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что проблема все-таки не в застое. Тот исторический период, как бы он кем ни воспринимался, давно прошел, порожденный им кинематографический феномен вместе с ним растворился в вечности, а безнадега никуда не делась. Она здесь, с нами, и мы, конечно, вправе притворяться, что не замечаем ее, чему современный массовый кинематограф охотно потворствует. Но отрицание очевидного контрпродуктивно. А «Мужу привет», напротив, служит отрезвляющим напоминанием о бренности сущего.
Без всяких усилий можно представить себе на месте Юлии Пересильд и Владимира Вдовиченкова тех же Веру Алентову с Алексеем Баталовым. Даром что сюжет другой совершенно. О чем это говорит? О том, что многое вокруг меняется, но какие-то основные вещи, из которых складывается наша повседневность, все-таки незыблемы. Например, необходимость принимать непростые решения, с которой сталкиваются так или иначе все ключевые персонажи фильма, и решения их ведут к последствиям, не обязательно положительным, а для кого-то и вовсе резко негативным. Но это все равно лучше, чем решений избегать, сознательно находясь в суперпозиции.
Таким образом, ради пущей убедительности авторы «Мужу привет» берут принцип из области квантовой механики и применяют его к области человеческих взаимоотношений. И приходят в итоге к выводу, что находиться в суперпозиции, когда не можешь со своим состоянием определиться, сделав выбор, это все равно что в коме лежать. Ни там, ни тут, ни туда, ни сюда. А так, глядишь, и жизнь мимо пройдет. Собственно, застойные мелодрамы как раз о том же были: «Осенний марафон», «Полеты во сне и наяву» и так далее. Впрочем, нужно также учитывать, что любой выход из суперпозиции грозит рано или поздно обернуться разочарованием и источником боли, причем не только для субъекта, но и для каких-нибудь третьих лиц. Отсюда и та самая безнадега. И никуда-то от нее не денешься.
Завтра, 12 августа, 50-летие отметит Болдт. Аффлек-Болдт. МакГуайр Аффлек-Болд. Кейси МакГуайр Аффлек-Болд. Калеб Кейси МакГуайр Аффлек-Болд, ну или попросту Кейси…
Памятник Вере Васильевой откроют в Москве в день рождения великой артистки. Сама она долгие годы считала, что родилась 30 сентября,…
Куклы – вещь сколь безобидная, столь и жуткая. Ученые утверждают: это потому, что они слишком антропоморфную наружность имеют, не являясь…
Подборка трейлеров российских проектов, которые больше всего нас на уходящей неделе заинтриговали. Криминальные страсти по иномарке, полнометражное продолжение сериала про…
Культовая разговорная мелодрама Алексея Учителя «Прогулка» может получить продолжение. Шансы на это, по словам самого автора, довольно велики. Причем разговоры…
Видный корейский кинодеятель Пак Чхан-ук, трижды лауреат Каннского фестиваля, исключен из Гильдии сценаристов США. Причиной тому послужило неисполнение условий забастовки,…