Кино

На краю света: Фильмы о смельчаках, бросивших вызов стихии

Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни и тайгу, где на карту поставлены жизнь, честь и вера в идею. В нашей подборке – истории о настоящих профессионалах: альпинистах, геологах, исследователях и искателях приключений, для которых дорога – больше, чем жизнь.

«Пропавшая экспедиция» (1975)

Действие разворачивается в 1918 году, в разгар Гражданской войны. Геолог Аркадий Смелков вместе с женой, комиссаром, солдатами и конвоем отправляется искать золото на речке Ардыбаш. Экспедиция преодолевает тайгу и коварство природы, но находит золото в самый неподходящий момент: бандформирования белогвардейцев захватывают отряд. Только двое – красноармеец Куманин и молодой партизан Митька – ускользают с бумажками на свои плечах.

В середине 1970-х советский кинематограф часто обращался к историческим сюжетам, чтобы говорить о современности. И в истории экспедиции легко читается метафора целых поколений, которые верили в прогресс, но сталкивались с суровой реальностью. Фильм собран из двух родственных жанров: «роуд-муви» про экспедицию и «таежного вестерна». Перелом происходит в момент обнаружения золота: производственная драма с научной задачей оборачивается триллером выживания.

Сибирские снегопады и темные леса здесь выглядят как своеобразный костюм трагедии. Камера часто фиксирует героев крупным планом на фоне волжских заливов и треснутого льда. В то же время фильм не гнушается экшен-кадрами: драки с красноармейцами, перестрелки и хитрые погони сняты живо и немногословно.

«Белый плен» (2005)

Двое ученых – сотрудник антарктической станции Джерри Шеппард (Пол Уокер) и профессор Макларен (Брюс Гринвуд) – отправляются на собачьих упряжках к отдаленной метеостанции. На обратном пути группа попадает в жестокий буран: связь теряется, люди с трудом добираются до техники, еще и в панике бросают на произвол судьбы целую упряжку. Восемь ездовых собак остаются одни на полгода в настоящем «белом плену» ледяной пустыни. Эти верные спутники – Макс, Джек, Майя и другие – должны выживать, задействуя инстинкты по максимуму. 

Серые силуэты людей на фоне бескрайнего снежного поля придают визуалу сказочность и безысходность одновременно. Человеческая линия постепенно уходит на второй план, уступая место истории животных. Режиссер Фрэнк Маршалл делает смелый для мейнстримного кино ход – смысловая нагрузка падает на собак, выражающих драматизм, понятно, без слов, исключительно с помощью поведения. Их взаимодействие выстраивается как своеобразная модель маленького общества, где решения принимаются без рефлексии, но в условиях суровой необходимости. Эта честность делает фильм сильнее: зритель сопереживает животным так же, а порой и больше, чем людям.

«127 часов» (2010)

Фильм Дэнни Бойла рассказывает об американском альпинисте Ароне Ралстоне (Джеймс Франко). После неудачного похода и «небанальных знакомств» с туристками он остается один на один с пустыней в южной Юте. Гигантский валун падает и придавливает руку Арона к стене каньона. Последующие 127 часов – это борьба за жизнь, отмеченная то гениальными идеями, то всплесками отчаяния, а также перманентной страшной болью. На экране Ралстон ведет видеодневники, мается на грани обморожения, пишет письмо любимой, пытаясь не сойти с ума. 

Почти все действие разворачивается в тесном пространстве – каньон будто окрашен в охристые оттенки, что контрастирует с душевной беспросветностью героя. Камера практически не отходит от Франко: вслед за ней мы приближаемся к его полуобнаженному телу, порезам и испуганному взгляду. Чтобы не дать зрителю заскучать, монтаж уносит в память героя: флешбэки с семьей, вечеринки и воображаемый ребенок смешиваются с яркими галлюцинациями и интермедиями (чего только стоит музыка AC/DC на полную катушку). 

Изначально Арон показан как независимый молодой человек, исследователь-прикладник, ехавший по собственному маршруту и забывший сказать о нем. Как только герой осознает, что пытался жить по своим правилам, он испытывает яростное раскаяние. Увы, единственным попутчиком оказывается мысль о семье и о том, как много он значил для других. Размышляя вслух через видеокамеру, он «ведет интервью» сам с собой. Эта интимность – большая ценность фильма: зритель проникает в голову путешественника, который застрял между амбициями и грубой реальностью.

«Кон-Тики» (2012)

Экранизация приключения норвежского исследователя Тура Хейердала. Исторический фильм Йоахима Реннинга и Эспена Сандберга рассказывает о легендарном 101-дневном плавании с перуанского побережья до Полинезии на деревянном плоту в 1947 году. Задача Хейердала – доказать свою теорию о том, что Полинезия была заселена из Южной Америки, – вынуждает его со скромной командой из пяти человек и попугаем Лоритой пересечь Тихий океан. Фильм показывает первые дни строительства «Кон-Тики», подготовку экипажа и долгий отчаянный дрейф по океанским пучинам. 

Визуально «Кон-Тики» напоминает приключенческий роман: необъятные виды лазурного океана сменяются зловещей тьмой штормовых облаков, когда на плот обрушиваются гигантские волны. Особенно эффектен эпизод огромной волны, заходящей за перевернутый борт. Главный мотив фильма – столкновение человеческой веры в идею с суровой реальностью. Хейердал (Пол Сверре Хаген) бросает вызов академическому миру, который не верил в его гипотезу. Картина показывает, что величайшие открытия нередко рождаются не из строгой науки, а из безрассудной смелости. Однако режиссеры не ставят под сомнение этичность подобного риска – фильм скорее романтизирует подвиг, чем подвергает его рефлексии.

Тур Хейердал предстает страстным ученым-идеалистом: он не умеет плавать, но своеобразное обаяние и власть слова заставляют команду верить в его теорию. Другие члены экипажа – скептик Хиршберг, романтик Лоувнер и весельчак Эйту – привносят свою динамику. Во время путешествия им предстоит решить, кому доверять в критический момент: ученым, в которых изначально нет уверенности, или себе. Любопытно, что финал отличается от реальной истории: острое противостояние в команде разрешается без трагедий, сохраняя преемственность позитивной норвежской легенды.

«Территория» (2014)

Российская драма Александра Мельника основана на романе Олега Куваева. Илья Чинков – легендарный инженер-геолог, одержимый идеей найти золотое месторождение на заброшенной Чукотской территории. Действие происходит в 1960 году: госструктуры давно закрыли прежний проект, но Чинков не верит, что «нет золота», и организует рискованную экспедицию из энтузиастов. 

Картина сделана с размахом: это один из самых дорогих отечественных фильмов своего времени. Режиссер мастерски ухватил контраст между тишиной севера и кипящей внутри людей жаждой поиска. Кадры бескрайних розовых рассветов над холодным океаном и полярных бурь ставят персонажей перед лицом вечности. Оператор Игорь Гринякин использует длинные планы, чтобы подчеркнуть одиночество человека и величие природы: герои мелькают на фоне ледников и лавовых отвалов. 

Константин Лавроненко играет Чинкова одновременно как идейного одиночку и настоящего лидера: он отчаянно ведет экспедицию вперед, заставляя окружающих поверить в его дело. Другие герои (юные геологи, журналистка, честолюбивый начальник лагеря) поначалу по-разному относятся к его одержимости: кто-то вдохновлен авантюрой, а кто-то увидел в обещанном богатстве способ выбраться из безвестности. Между героями возникают конфликты и даже маленькая романтическая линия, но все подчинено одной цели – золоту. Кино о рабочей страсти и честности, о том, как для некоторых людей профессия становится смыслом жизни. Фильм показывает, что «территорией» можно назвать состояние души: полное труда и самопожертвования. 

«Эверест» (2015)

Горная эпопея о группе альпинистов, решивших подняться на Эверест. Фильм Бальтасара Кормакура воссоздает трагедию весны 1996 года: две экспедиции опытных гидов (одна во главе с Робом Холлом) одновременно штурмуют вершину, не догадываясь о надвигающейся снежной буре. Жестокий шторм ломает все планы: на обратном пути товарищи оказываются отрезанными от базового лагеря, и люди борются за жизнь в разреженном воздухе.

В центре сюжета – гид Роб Холл (Джейсон Кларк), чья преданность клиентам становится не только профессиональной обязанностью, но и личной трагедией. На другом полюсе – харизматичный, но рисковый Скотт Фишер (Джейк Джилленхол), для которого гора – испытание на прочность. Их взаимодействие отражает разные философии альпинизма: дисциплина против авантюры, расчет против дерзости. Однако фильм намеренно избегает жесткой иерархии героев. Здесь нет привычного деления на лидеров и подопечных: каждый участник экспедиции получает момент истины, будь то хрупкость перед стихией или решимость помочь другому. 

«Эверест» разрушает миф о восхождении как романтическом приключении. Фильм показывает цену, которую платят люди за иллюзию победы над природой: замерзшие тела на склонах, бессильные спасатели, звонки домой, превращающиеся в прощание. В финале зритель остается с ощущением пустоты и вопросом: что заставляет людей идти туда, где вероятность смерти выше, чем шанс увидеть рассвет? Ответ Кормакура звучит мрачно и честно. Горы не дарят героизм – они лишь проверяют человеческие связи на прочность.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Выручка российских онлайн-кинотеатров выросла на 45%

Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…

14 часов назад

Новый «Царь горы»: Анимационный ситком для старых

Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…

17 часов назад

«Голый пистолет»: Лиам Нисон и Памела Андерсон не извиняются за шутки

Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…

1 день назад

Константин Хабенский сыграет Мольера в спектакле «Кабала святош»

Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…

1 день назад

Мобильный кинотеатр будет курсировать в знаковых местах Москвы

С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…

1 день назад

Любимые герои в исполнении Олега Табакова

Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провел опрос среди зрителей, определив любимых героев в исполнении Олега Табакова. Самым любимым персонажем, сыгранным Олегом…

2 дня назад