Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Московское метро в лицах: От Олега Даля и Никиты Михалкова до Константина Хабенского и Саши Петрова

Московское метро в лицах: От Олега Даля и Никиты Михалкова до Константина Хабенского и Саши Петрова

19 мая 2023 /
Московское метро в лицах: От Олега Даля и Никиты Михалкова до Константина Хабенского и Саши Петрова

«КиноРепортер» проанализировал сотню фильмов о столичной подземке и рассказывает о самых интересных эпизодах.

Первые станции московского метрополитена заработали в 1935 году. Тогда же под землю спустилась команда Григория Александрова, прихватив с собой кинокамеру. Результатом стала музыкальная комедия «Цирк», в одном из эпизодов которой герой напрасно борется с эскалатором.

Лента увидела свет в 1936-м. С того момента во множестве фильмов и сериалов подземка играла важную, а иногда и сугубо практическую роль. В метро встречались и расставались, убивали и сражались со злом. Специально для этого материала «КиноРепортер» проанализировал сотню картин и теперь пересказывает краткую историю столичной подземки на экранах.

1930-е – 1940-е

Кадр из фильма
«Цирк», 1936

За гэг-сценкой из «Цирка», обыгрывающей вечную тему «поспешишь – людей насмешишь», последовали две монументальные работы: неигровая и в полной мере пропагандистская «Колыбельная» (1937) Дзиги Вертова и эксцентрично-фарсовая «Новая Москва» (1938) Александра Медведкина – о провинциале, который задумал грандиозную реконструкцию столицы, но случайно запустил живую модель города в обратную сторону.

Оба фильма были запрещены к показу, однако архивы сохранили вполне себе футуристические виды Москвы конца 1930-х. И если Вертов под землю не спускался (в кадр попал только знаменитый Смоленский метромост через Москву-реку), то Медведкин с соответствующим оборудованием побывал на «Киевской», «Курской» и «Театральной». Где и запечатлел виды, которые жители и гости столицы могут наблюдать и сегодня. 

Кадр из фильма «Новая Москва»
«Новая Москва», 1938

После была война, и красивые станции использовали как бомбоубежища. Эти страшные эпизоды найдут отражение в фильмах последующего десятилетия: например, Вероника из «Летят журавли» (1957) пережидает под землей бомбежку, которая уносит жизнь ее родителей. Съемки проходили на станции «Александровский сад», в то время закрытой для пассажиров. 

1950-е – 1960-е

Кадр из фильма «Добровольцы»
«Добровольцы», 1958

Послевоенное развитие города шло быстро, а достижения советских рабочих широко освещались в том числе в детско-юношеском кино. В фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953) юный герой ведет новых знакомых в метро, чтобы проехаться по еще не замкнутой кольцевой линии: в кадр попадают «Курская» и «Комсомольская». Конечно, все дивятся роскошным подземным дворцам.

Подвигу строителей первой линии метрополитена посвящена картина «Добровольцы» (1958) – здесь отражение находит и строительство тоннелей, и бои против фашистов в Испании, и бомбардировки Москвы (ее персонажи пережидают на станции «Охотный ряд»). А героем ленты «Разбудите Мухина!» (1967) стал машинист, случайно заснувший на лекции по литературе. Привиделись ему самые разные небылицы – вплоть до гладиаторов во главе со Спартаком, которого пришлось утихомиривать советской милиции. 

Кадр из фильма «Разбудите Мухина!»
«Разбудите Мухина!», 1967

Оттепельные интонации особенно сильны в шедеврах той эпохи – «Я шагаю по Москве» (1964) Георгия Данелии и «Мне двадцать лет» (1965) Марлена Хуциева. Первый начинается и заканчивается сценами в метро: герои знакомятся на «Студенческой», а прощаются на «Университете». Там же юный Никита Михалков напевает незабвенную песню. Поначалу дежурная его останавливает, но затем воодушевленно просит продолжать. Станция тогда была конечной: в кадре даже горит надпись «Посадки нет», что не мешает одному из персонажей сесть на уходящий в никуда поезд. 

В картине «Мне двадцать лет» метро тоже играет важную роль. В начале один из героев никак не решается познакомиться с красивой девушкой и в итоге провожает ее до дома – в какой-то момент они едут в одном вагоне. Потом на той же «Курской» троица друзей ссорится, приходя к мысли, что у них разные взгляды на жизнь. В третий раз подземка возникает в финале – помирившиеся приятели заходят в вестибюль «Чистых прудов», тогда еще «Кировской».

А еще именно в 1960-е советские кинодеятели начали сотрудничать с иностранными коллегами. На заре десятилетия вышла копродукция с Францией «Леон Гаррос ищет друга» (1960), герои которой побывали на «Киевской». Кольцевую линию тогда действительно снимали чаще всего: помимо упомянутых станций, в кадре светились «Добрынинская», «Белорусская» и «Таганская».

Также в фокус нередко попадала «красная» ветка, на которой расположены «Красные ворота», «Чистые пруды», «Кропоткинская» и «Лубянка», «зеленая» («Сокол» и «Павелецкая») и «рыжая» («Академическая» и «Новые Черемушки»).

Постепенно кинематографисты стали заходить все дальше. Особенно им понравились «Воробьевы горы» – уникальная станция находится в нижнем ярусе Лужнецкого метромоста, прямо над Москвой-рекой. Там снимали «Моего младшего брата» (1962) с Олегом Ефремовым и Александром Збруевым, «Дорогу к морю» (1965) с Олегом Табаковым и «Человека, которого я люблю» (1966) с Георгием Жженовым.

1970-е

Кадр из фильма «Подсолнухи»
«Подсолнухи», 1970

Итальянцы тоже не смогли пройти мимо этого места: по знаменитому эскалатору спускалась Софи Лорен в «Подсолнухах» (1970) – ее героиня приехала в столицу разыскивать возлюбленного. Не остались в стороне и японцы: в фильме Александра Митты и Кэндзи Есиды «Москва, любовь моя» (1974) по пустой станции гуляют главные герои в исполнении Олега Видова и Комаки Курихары. 

Советские режиссеры тем временем переключились на «синюю» и «голубую» ветки: в кадр то и дело попадала «Площадь революции», чуть реже спускались на «Кутузовскую», «Студенческую», «Измайловскую» и «Филевский парк». На «Маяковской» оказались разве что Олег Даль и Ирина Печерникова из приключенческого детектива «Вариант «Омега» (1975). И то ненадолго.

Кадр из фильма «Вариант «Омега»
«Вариант «Омега», 1975

К концу десятилетия вышла двухсерийная картина «Москва слезам не верит» (1979), где станцию «Охотный ряд» подменяла «Новослободская». Тогда же стартовал детективный сериал «Место встречи изменить нельзя» (1979) – метро там мелькало единожды, да и то только вестибюль «Сокольников». Но это была предтеча дальнейшего жанрового бума: оборот набирали как драмы про жизнь рядовых граждан, так и остросюжетные детективы.

1980-е

Кадр из фильма «Курьер»
«Курьер», 1986

Романтических историй, связанных с метро, в прокате тоже хватало. Персонажи мелодрамы «Влюблен по собственному желанию» (1983) познакомились на «Парке культуры», откуда пьяного героя Олега Янковского с позором изгнала советская милиция. На той же станции Иван Мирошников из «Курьера» (1986) встречает своего друга Николая Базина – вместе они едут до «Октябрьской», а затем магическим образом оказываются на Воробьевых горах. 

Но жанровых историй в подземном антураже в 1980-х стало заметно больше. Юрий Озеров во втором фильме «Битвы за Москву» (1985) реконструировал речь Сталина на заседании Моссовета – ее он произнес на «Маяковской» накануне знаменательного парада 7 ноября 1941-го. Посвящением строителям и инженерам стала сага «Город над головой», вышедшая в том же году.

Кадр из фильма «Кин-дза-дза!»
«Кин-дза-дза!», 1986

Тогда же герой «Змеелова» (1985) – криминальной драмы про незаконную торговлю и подосланных убийц – возвращался в город после тюремного срока и активно пользовался благами цивилизации. Позднее преступления начнут происходить и на самих станциях. Апофеозом станет «Научная секция пилотов», но до ее выхода остается еще десять лет.

Параллельно фактурой подземки охотно пользуются фантасты: вестибюль станции «Ботанический сад» выдают за Московский институт времени в «Гостье из будущего» (1985), а Георгий Данелия снимает «Кин-дза-дзу!» (1986) в перегоне между «Боровицкой» и «Добрынинской», где только идет строительство «Полянки».

А для экранизации «Листа Мебиуса» (1988), одноименного рассказа американского астронома Армина Дейча, Свердловская киностудия занимает «Чеховскую», «Боровицкую», «Алексеевскую» и «Ботанический сад». Хотя в самой ленте все они получили новые, вымышленные названия.

Точечно снимались и мультфильмы. И пускай они были не совсем про метро, жизненные реалии художники передавали довольно верно. Так, в 1982 году вышла «Старая пластинка» Вячеслава Котеночкина с песнями Леонида Утесова. Почти в самом конце можно увидеть станцию «Парк культуры», на этот раз радиальную. Правда, движение поездов почему-то левостороннее. 

1990-е 

Кадр из фильма «Астенический синдром»
«Астенический синдром», 1989

Ярким примером перестроечного кино, в котором метро используется в метафорическом смысле, может служить «Астенический синдром» Киры Муратовой (1989). Отголоски времени в нем звучали громко – он стал первой советской лентой с нецензурной бранью. Ругаться было на что, вот героиня первой новеллы и существует на грани нервного срыва, а персонаж второй засыпает в самых неподходящих ситуациях.

Одна из них, разумеется, – поездка в метро. Хотя не заснуть посреди вяло бредущей толпы сложно: мужчина едва переживает переход между двумя ветками, «зеленой» и «фиолетовой», а на «Новослободской» (объявленной по традиции иначе – как «Чертановская») падает без чувств. Его пытаются привести в сознание другие пассажиры и милиционер, но все без толку. В финале героя, вновь бесчувственного и покинутого даже подругой, поглощает темный тоннель.

В числе прочих драм эпохи – «Настя» (1993) все того же Данелии: героиня становится миллиардной пассажиркой метро, и в ее честь устраивают банкет (снова «Университет»).

Кадр из фильма «Настя»
«Настя», 1993

Периодически характер лент оказывался кровожадным и криминальным. Так, в картине «…По прозвищу «Зверь» (1990) афганцы соседствуют с бандитами и содержанками, в «Волкодаве» (1991) по разные стороны баррикад оказываются детдомовские приятели, а герой «Луна-парка» руководит радикальной группировкой, пока не узнает страшный семейный секрет.

И если в этих фильмах подземка является лишь частью суровой действительности, то в упомянутой «Научной секции пилотов» (1996) на станциях московского метрополитена происходят убийства. Кровавый путь ведет от «Динамо» и «Маяковской» до «Пушкинской» и «Смоленской». А развязка со стрельбой снималась на «Комсомольской» – в общем, самая настоящая карта. 

Кадр из фильма «Научная секция пилотов»
«Научная секция пилотов», 1996

В лихолетье находится место и для комедий: в фильме «Мой муж – инопланетянин» (1990) жена главного героя, неожиданно пропавшего из дома, видит двойника супруга именно в метро. И продолжает его преследовать, создавая вокруг сущую неразбериху. А для «Президента и его внучки» (1999) Дина Корзун и маленькая Надежда Михалкова спускались на «Новослободскую».

Наконец, обороты набрала копродукция – совместно с коллегами из ФРГ (фантасмагорически кошмарный «Десять лет без права переписки», 1990) и Франции («Прорва» с Сергеем Маковецким, 1992). Пускали под землю и американцев: в 1990-м на «Киевскую» спускались Шон Коннери и Мишель Пфайффер («Русский дом» по роману Джона Ле Карре), а четыре года спустя западные партнеры снимали на «Новослободской» сцену из «Полицейской академии: Миссия в Москве». Уже в 2002-м на другой «Киевской», радиальной, побывал Харрисон Форд из «К-19». 

2000-е – 2010-е

Кадр из фильма «Ночной дозор»
«Ночной дозор», 2004

В нулевые и десятые метро окончательно закрепило за собой мистический статус: рядом с толпами обычных людей затаилось нечто потустороннее. Пример из палаты мер и весов – это, конечно, «Ночной дозор» (2004), важные сцены которого разворачиваются на «рыжей» ветке, между «ВДНХ», «Ботаническим садом» и «Свиблово». В сиквеле место действия то же. Только вот съемки проходили в петербургской подземке – Константин Хабенский эпично влетал в вагон на «Политехнической».

Наряду с мастерами прошлого – в метро так или иначе оказывались герои «Старых кляч» (2000) Эльдара Рязанова и «Лузера» (2007) Александра Абдулова – за локацию ухватились хоррормейкеры. Ужастик «Путевой обходчик» (2007) снимали на законсервированных путях недалеко от «Достоевской», а вот фильм-катастрофу Антона Мегердичева «Метро» (2012) почти полностью отсняли в самарской подземке.

Кадр из фильма «Путевой обходчик»
«Путевой обходчик», 2007

В числе других необычных примеров – драма Владимира Машкова «Папа» (2004), ради съемок которой на «Киевской» меняли привычное освещение, и российско-японский мультфильм «Первый отряд» (2009), в котором нарисовали погоню на «Маяковской». Анимационная «Площадь революции» появилась год спустя – в «Белке и стрелке» (2010).

В список зарубежных проектов тем временем добавились фантастический боевик «Фантом» (2011, «Маяковская») и пятая «Обитель зла» (2012), где герои на роллс-ройсе через узнаваемый вестибюль въезжают на «Арбатскую», которой притворяется канадская станция Bay.

Кадр из фильма «Сердца бумеранг»
«Сердца бумеранг», 2011

И конечно, появилось огромное количество всевозможных ромкомов и альманахов вроде «Москва, я люблю тебя» (2010). Были и исключения – более авторские картины. Скажем, черно-белая лента Николая Хомерики «Сердца бумеранг» (2011), главный герой которой – помощник машиниста с больным сердцем (Александр Яценко). Но по большей части в XXI веке метро снова становилось местом встреч и крупнейшей транспортной артерией, перемещающей персонажей из района в район.

Под землей снимали Наталья Кудряшова («Пионеры-герои», 2015) и Анна Меликян («Про любовь», 2015 и «Фея», 2019). Валерий Тодоровский («Оттепель», 2013 и «Гипноз», 2019) и Жора Крыжовников («Звоните ДиКаприо!», 2018). Андрей Зайцев («14+», 2015) и Клим Шипенко («Текст», 2019). Федор Бондарчук («Притяжение, 2017») и Карен Оганесян («Игра на выживание», 2020).

Кадр из сериала «Звоните ДиКаприо!»
«Звоните ДиКаприо!», 2019

География съемок меж тем простиралась все дальше – до «Делового центра» и «Савеловской» на БКЛ до Шелепихи. А пространства часто обыгрывались с социальным подтекстом. Например, герой ромкома «Любовь с ограничениями» (2017) притворяется инвалидом, чтобы завоевать девушку своей мечты, и передвигается в коляске. Которая, разумеется, не проходит через турникет старого образца. Сейчас такое – редкость. Возможно, именно потому, что когда-то кинодиалог с дежурной, посоветовавшей дома сидеть и не напрягать никого, тронул многих. 

Блокбастерного лоска подземные дворцы тоже не растеряли. В бессовестно-абсурдных «Ночных стражах» (2016) там устроили целый пункт по истреблению нечисти, а одноглазый Леонид Ярмольник расстреливал вампиров из пулемета, установленного в подвижном составе. Под что бы вы думали? Конечно, под «Бывает все на свете хорошо».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: