Интервью

Виктор Добронравов и Лиза Моряк об «Онегине» и любви – в кино и в жизни

Любовь, ревность, верность, трагедия – чего только нет в великом романе Александра Пушкина «Онегин»! Взяться воплотить все это на экране, да еще в современном стиле – весьма смело и амбициозно. «КиноРепортер» встретился с Виктором Добронравовым и Лизой Моряк, нырнувшими всем своим талантом и молодостью в эту увлекательную киноавантюру, и поговорил с актерами о вечных ценностях, которые они искали вместе с режиссером Сариком Андреасяном.

У всех в школьной программе был «Евгений Онегин» – читали, учили…

Лиза Моряк: Не только в школе! Когда я поступила в театральный (ВТУ им. Щепкина, мастерская В.И. Коршунова, – КР), мы играли в перебрасывание слов из «Онегина». То есть мне, допустим, прилетало «Меж тем», я перекидывала «Онегина», и дальше по кругу: «явленье» – «у Лариных» – «произвело» – «на всех» – «большое» – «впечатленье» – «и всех» – «соседей» – «развлекло». Побеждал тот, кто лучше всего знал роман. Так что где-то примерно со 2-го курса большую его часть я знаю наизусть. (Улыбается.)

Виктор Добронравов: А мы на 3-м курсе (ВТУ им. Щукина, мастерская Е.В. Князева, – КР) сдавали целый зачет по сценической речи по «Евгению Онегину».

Лиза: О, у нас тоже он был!

А какие строчки приходят на ум первыми, когда вы слышите «Онегин»?

Лиза: «…Но я другому отдана. Я буду век ему верна».

Виктор: Вообще, диву даешься, сколько фраз оттуда превратились в расхожие выражения, и при этом многие не знают, что это слова Пушкина. Человек говорит: «А счастье было так возможно» – и понятия не имеет, что это как раз тот монолог Татьяны, который Лиза процитировала.

В романтических историях часто раздражает, что двое взрослых людей не вместе только потому, что не могут признаться в своих чувствах…

Виктор: Так и в жизни то же самое! Люди десятилетиями не могут объясниться друг с другом.

Фото: Иван Куринной

А вы сами как поступили бы?

Лиза: Татьяна пронесла любовь через всю свою жизнь. И поэтому я считаю, что именно она – главная героиня романа. Потому что эта история прежде всего про женщину, которая, несмотря ни на что, прожила без любимого человека. И когда он вернулся, смогла сказать ему «нет». Это про что-то очень высокое – про честь, про достоинство, и я думаю, что таких людей в современном мире практически не встретишь. Я старалась держаться этого во время съемок.

Виктор: Очень многие герои романов являются, по сути, антигероями. Так и тут: книга называется «Евгений Онегин», а главная героиня – Татьяна. То есть Онегин в этой истории на самом деле антагонист. Так же как, скажем, Печорин или Чацкий – это «глубоко рефлексирующие русские люди»… А весь смысл «Героя нашего времени» и «Горя от ума» держится на женских персонажах.

Что, кстати, сегодня вроде как новый тренд. А выходит, все это уже было столетия назад.

Лиза: Так в этом и величие многих классических произведений русской литературы – в том, что годы идут, а они остаются актуальными. И каждый, читая роман, обязательно найдет в нем что-то свое – то, что отзовется в его сердце.

Виктор: Что касается Пушкина, он просто потрясает феноменальным словарным запасом. «Онегин» – это колоссальный труд. Я много читал о нем и до того, а когда мы работали над фильмом, перечитывал. Лотман (выдающийся советский литературовед и пушкинист, – КР) писал, что уже в середине XIX века люди не понимали всех смыслов, которые заложены в этом романе! Там ведь каждая фраза что-то да значит. Не случайно же его называют «энциклопедией русской жизни». Что уж говорить о XXI веке? Для большинства «Онегин» сегодня – просто красивые слова, Пушкин же вообще как реченька журчит… А на самом деле сколько там подтекста!

Но при этом ваш фильм почти весь в прозе?

Виктор: Я убежден, что тем, кто знает текст романа, будет особенно интересно смотреть. В книге же очень мало прямой речи – в основном текст автора, и наш сценарист Алексей Гравицкий удивительно адаптировал его, превратив в диалоги. И все же стихи в фильме будут. Это звучащие за кадром письма Евгения и Татьяны, а главное, монологи рассказчика (Владимир Вдовиченков, – КР), который общается со зрителем и ведет историю.

Фото: Иван Куринной

На какие еще изменения вы решились?

Виктор: Сарик хотел, чтобы эта история была более взрослой, потому что в наше время люди и к 40 годам часто остаются инфантильными, а тогда была совсем другая жизнь. Арбенин в «Маскараде» у Лермонтова, обращаясь к Нине, говорит: «Я сердцем слишком стар, ты слишком молода». При этом ему всего 24 года! Онегин и Татьяна у Пушкина, конечно же, гораздо моложе, чем мы, но сегодня поверить в такие душевные метания и страдания столь юных людей сложно.

В тех фрагментах, что я видел, Лиза выглядит даже старше, чем в жизни.

Лиза: Конечно! Потому что в фильме показан значительный временной отрезок. С момента, когда Татьяна в деревне впервые встречает Онегина, до финала, который мы снимали в Екатерининском дворце, проходят годы. И нам важно было это показать. Я должна была выглядеть, скажем так, уже состоявшейся женщиной.

Виктор: Женщиной-вамп.

Понятно, что в жизни всем хочется взаимной любви. А трагическую играть интереснее?

Лиза: Начнем с того, что у всех разные представления о любви! Для кого-то это спокойствие, для кого-то – причинение боли. Кого как воспитывали, как мама дарила любовь – понятие о любви вообще идет из детства, из семьи. Если ребенок рос, наблюдая за родительскими склоками, он, вполне вероятно, будет воспринимать любовь через – как сейчас модно это называть – абьюз.

Виктор: Мой любимый жанр – это трагикомедия. Потому что, на мой взгляд, она ближе всего к жизни, где все бывает – и слезы, и страшные ситуации, и при этом, как ни странно, всегда найдется место юмору. По мне, один из самых честных фильмов про войну – «В бой идут одни «старики», потому что и смерть была, и песни были. Принято считать, что это какой-то легкий музыкальный фильм, а мне кажется, так и было. За это я и люблю трагикомедию – она позволяет расширить палитру.

Фото: Иван Куринной

В «половинки» верите?

Виктор: Конечно!

Лиза: Честно говоря, очень не хочу высокопарно звучать…

Виктор: Есть такая вещь, как химия, – ее нельзя отрицать. Она может быть не раз в жизни…

Лиза: Хо-хо! (Смеется.)

Виктор: Ну а что? Химия может быть в 10-м классе, потом на 3-м курсе, а потом в 40 лет… А любовь – это константа.

Полностью интервью читайте в мартовском номере журнала «КиноРепортер».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

7 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

8 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

10 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

12 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

14 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

17 часов назад