Фольклор нередко служит источником вдохновения для кинематографистов, в том числе и для наших, отечественных. Многие, правда, хватают то, что на самой поверхности лежит, и тем довольствуются. Отсюда – засилье всевозможных вариаций Бабы Яги и прочих Кощеев на экранах. Мы же копнули чуть поглубже и представляем вашему вниманию небольшую, но крайне боеспособную сборную причудливых персонажей с разных концов нашей необъятной и культурно многообразной Родины, которые могли бы очень эффектно смотреться в кино.
Для того, чтобы всех их визуализировать, мы прибегли к содействию нейросети «Кандинский». В процессе не без некоторого удивления и досады обнаружив, что возможности искусственного интеллекта отнюдь не безграничны. И что технический прогресс за неуемной фантазией наших предков пока не поспевает. В том еще одно достоинство этого небольшого познавательно-развлекательного материала: он убедительно показывает, что до того момента, когда роботы смогут заменить человека, еще, к счастью или к сожалению, далековато.
В удмуртских лесах проживает Палэсмурт, чье имя в переводе буквально означает «половина человека». Он представляет собой антропоморфное существо, как бы рассеченное пополам вдоль. С одной рукой, одной ногой, половиной туловища и половиной головы. Что ничуть не мешает ему ловко передвигаться и стращать публику. На одной ноге он шустро прыгает, а зимой, как выпадет снег, встает на лыжу.
Заплутавшего человека может защекотать до смерти или заставить плясать до потери сознания. Во избежание чего при встрече с Палэсмуртом следует немедленно спрятаться за рябину. Если таковой рядом нет, выход остается один – спасаться бегством, предварительно переобувшись: на правую ногу надеть левый кроссовок (ботинок, сапог, лапоть) и наоборот.
Как видим, нейросеть не в силах канонично изобразить Палэсмурта. Как ни формулируй его словесный портрет, на выходе все равно получается усредненное лесное чудище. Не понимает искусственный интеллект, как это – взять и человека напополам разрубить. Что для нас с вами скорее хорошая новость. Стало быть, восстания кровожадных машин стоит ждать еще нескоро.
В мифологии народа эрзя (Мордовия) Идемевсь – что-то вроде шайтана или дьявола, зловредное божество, ответственное за все, что есть плохого на земле. Его породил бог-творец Чам-Паз, когда страдал от одиночества и плюнул с досады в безбрежный океан, кроме которого на свете в ту пору ничего не существовало.
Из плевка появился Идемевсь и далее принялся деятельно участвовать в сотворении мира, создавая исключительно неприятные штуки. Согласно одному из мифов, именно он, например, приучил людей производить и употреблять алкоголь. Также Идемевсь способен насылать болезни и подстрекать к совершению разных нехороших поступков, вплоть до убийства (однажды по его наущению был коварно растерзан добрый бог Нишке-Паз).
Вид у него довольно внушительный: человеческое тело с бычьей головой, на ногах – конские копыта, на руках – орлиные когти. При попытках воспроизвести столь эклектичный облик нейросеть постоянно путается, рисуя то крылатого минотавра, то просто человека с рогами, то относительно заурядного быка, безо всяких когтей. Наиболее удачный эскиз – выше.
В преданиях многих народов Урала и Поволжья фигурирует свирепый лесной монстр шурале. Например, в татарском фольклоре шурале предстает как человекообразное существо, покрытое густой шерстью, с одним рогом во лбу и длинными-предлинными пальцами, посредством которых он любит, как и упоминавшийся выше удмуртский Палэсмурт, щекотать своих жертв.
Действенный способ противостоять монстру описан, в частности, в поэме татарского поэта Габдуллы Тукая по мотивам сказки. Главный герой там побеждает злодея хитростью, защемляя ему пальцы в расщелине бревна. Надлежит, к слову, заметить, что шурале опасен исключительно для тех, кто предпочитает бродить по лесу в одиночку, на пару товарищей или на человека с собакой уже напасть не отважится.
Известен даже случай, датированный 1913 годом, когда башкирским крестьянам из уральского села Ибрагимово удалось шурале изловить и изничтожить. О чем они сразу добросовестно доложили куда следует. Прибывший на место сотрудник правоохранительных органов провел следствие, составив подробное описание трупа: большие надбровные дуги, небольшой приплюснутый нос, руки ниже колен. Однако насчет длинных пальцев и рога во лбу там ничего сказано не было, так что, может, это и не шурале никакой.
На бескрайних просторах степей Калмыкии есть риск наткнуться на шулму – степную ведьму, которая обычно являет собой сгорбленную старуху с козлиными ногами и верблюжьими хвостами на голове вместо волос. При этом голова может быть не человеческая, а лягушачья, но не обязательно. Согласно поверьям, шулмами не рождаются, а становятся женщины, при жизни собравшие бинго из десяти так называемых черных грехов. Включая убийство, кражу, жадность, а также пустословие, ложь и сладострастие.
Главный герой калмыцкой сказки «Главный министр», приближенный хана, безосновательно обвиненный в госизмене и сосланный в дремучий лес, имел опыт сожительства с шулмой. Та на протяжении двух лет притворялась прекрасной девицей, пока не показалась в своем истинном облике: «Руки и ноги ее были покрыты шерстью, изо рта торчали белые клыки, глаза горели синим огнем, волосы были распущены и развевались, груди свисали до самых колен».
Было бы неправильным с этической точки зрения пытаться изобразить последний вариант, так что остановимся на первом. И снова возникает, как можем наблюдать, путаница с комбинированием антропоморфных и зооморфных признаков. Так и норовит нейросеть ведьме на голову не верблюжьи хвосты, а рога приделать, хоть ты тресни. А то и вовсе отказывается работать под предлогом того, что запрос якобы нарушает правила.
Сверхъестественные опасности подстерегают человека повсюду, буквально на каждом шагу. Даже в обычной заурядной русской бане. Там, как правило, обитает банник – родственник домового. Но это еще ничего, хотя тоже приятного мало. Гораздо страшнее, если в бане поселится обдериха. Для чего требуются определенные условия. А именно: либо туда должна перед свадьбой сходить невеста, либо женщина там должна ребенка родить, а затем его первый раз обмыть. Также существует версия, что обдериха заводится в бане только после сороковых произведенных внутри нее родов.
В общем, вы поняли: в баню желательно лиц женского пола на сносях не пускать. От греха подальше. Если же не представляется возможным доподлинно установить, рожал ли ранее кто-нибудь в данной конкретной бане или нет, то благоразумнее воздержаться от посещения оной в неустановленное время, то есть по наступлении темного времени суток. Иначе обдериха вас неминуемо покарает. В лучшем случае – поцарапает, в худшем – заживо сдерет кожу (потому-то обдерихой ее и кличут).
Узнать обдериху легко. Во-первых, как уже было сказано, она преимущественно встречается в бане. Во-вторых, есть у нее особые внешние приметы. Это зеленоватый цвет кожи и длинных распущенных волос, светящиеся огнем глаза (опционально – один глаз во лбу), длинные зубы. Увидите – не ошибетесь. Хотя порой обдериха может оборачиваться кошкой, рыжей или черной. Так что в следующий раз, прежде чем париться, убедитесь на всякий случай, что поблизости никто не мяукает.
Впрочем, потусторонние сущности, как и люди, не всегда бывают злыми. Вот, скажем, духи-оборотни ада из Бурятии вполне себе безобидные в основном, даже пользу приносят в хозяйстве. За детьми помогут присмотреть, дом и прочее имущество охраняют, скот пасут. Совсем как иные собаки. И внешне на обыкновенных четвероногих бобиков похожи, но с некоторыми человеческими чертами.
Ада голые, без шерсти, одноглазые, с тремя пальцами на руках и ртом, расположенным продольно, под (а не над) челюстью. Милахи, словом. Правда, новорожденных детей, возрастом от нуля до года, ада употребляют в пищу. Есть у них такая дурная привычка.
Рассказывают, что буряты всегда об этом знали и имели в виду. Когда же в XVII веке на их земли пришли русские и стали жить по соседству, то и ада начали к ним в дома захаживать. Все было чудесно, пока пришельцы-переселенцы вдруг не выяснили, что ада умерщвляют младенцев ради пропитания, и не бросились этих тварей истреблять. Так и повывелся почти весь их род. Нынче, говорят, ада остались только в совсем отдаленных, затерянных в глуши населенных пунктах.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…