Палэсмурт, Идемевсь, Обдериха и другие персонажи фольклора, которых очень не хватает на экране.
Фольклор нередко служит источником вдохновения для кинематографистов, в том числе и для наших, отечественных. Многие, правда, хватают то, что на самой поверхности лежит, и тем довольствуются. Отсюда – засилье всевозможных вариаций Бабы Яги и прочих Кощеев на экранах. Мы же копнули чуть поглубже и представляем вашему вниманию небольшую, но крайне боеспособную сборную причудливых персонажей с разных концов нашей необъятной и культурно многообразной Родины, которые могли бы очень эффектно смотреться в кино.
Для того, чтобы всех их визуализировать, мы прибегли к содействию нейросети «Кандинский». В процессе не без некоторого удивления и досады обнаружив, что возможности искусственного интеллекта отнюдь не безграничны. И что технический прогресс за неуемной фантазией наших предков пока не поспевает. В том еще одно достоинство этого небольшого познавательно-развлекательного материала: он убедительно показывает, что до того момента, когда роботы смогут заменить человека, еще, к счастью или к сожалению, далековато.
Палэсмурт
В удмуртских лесах проживает Палэсмурт, чье имя в переводе буквально означает «половина человека». Он представляет собой антропоморфное существо, как бы рассеченное пополам вдоль. С одной рукой, одной ногой, половиной туловища и половиной головы. Что ничуть не мешает ему ловко передвигаться и стращать публику. На одной ноге он шустро прыгает, а зимой, как выпадет снег, встает на лыжу.
Заплутавшего человека может защекотать до смерти или заставить плясать до потери сознания. Во избежание чего при встрече с Палэсмуртом следует немедленно спрятаться за рябину. Если таковой рядом нет, выход остается один – спасаться бегством, предварительно переобувшись: на правую ногу надеть левый кроссовок (ботинок, сапог, лапоть) и наоборот.
Как видим, нейросеть не в силах канонично изобразить Палэсмурта. Как ни формулируй его словесный портрет, на выходе все равно получается усредненное лесное чудище. Не понимает искусственный интеллект, как это – взять и человека напополам разрубить. Что для нас с вами скорее хорошая новость. Стало быть, восстания кровожадных машин стоит ждать еще нескоро.
Идемевсь
В мифологии народа эрзя (Мордовия) Идемевсь – что-то вроде шайтана или дьявола, зловредное божество, ответственное за все, что есть плохого на земле. Его породил бог-творец Чам-Паз, когда страдал от одиночества и плюнул с досады в безбрежный океан, кроме которого на свете в ту пору ничего не существовало.
Из плевка появился Идемевсь и далее принялся деятельно участвовать в сотворении мира, создавая исключительно неприятные штуки. Согласно одному из мифов, именно он, например, приучил людей производить и употреблять алкоголь. Также Идемевсь способен насылать болезни и подстрекать к совершению разных нехороших поступков, вплоть до убийства (однажды по его наущению был коварно растерзан добрый бог Нишке-Паз).
Вид у него довольно внушительный: человеческое тело с бычьей головой, на ногах – конские копыта, на руках – орлиные когти. При попытках воспроизвести столь эклектичный облик нейросеть постоянно путается, рисуя то крылатого минотавра, то просто человека с рогами, то относительно заурядного быка, безо всяких когтей. Наиболее удачный эскиз – выше.
Шурале
В преданиях многих народов Урала и Поволжья фигурирует свирепый лесной монстр шурале. Например, в татарском фольклоре шурале предстает как человекообразное существо, покрытое густой шерстью, с одним рогом во лбу и длинными-предлинными пальцами, посредством которых он любит, как и упоминавшийся выше удмуртский Палэсмурт, щекотать своих жертв.
Действенный способ противостоять монстру описан, в частности, в поэме татарского поэта Габдуллы Тукая по мотивам сказки. Главный герой там побеждает злодея хитростью, защемляя ему пальцы в расщелине бревна. Надлежит, к слову, заметить, что шурале опасен исключительно для тех, кто предпочитает бродить по лесу в одиночку, на пару товарищей или на человека с собакой уже напасть не отважится.
Известен даже случай, датированный 1913 годом, когда башкирским крестьянам из уральского села Ибрагимово удалось шурале изловить и изничтожить. О чем они сразу добросовестно доложили куда следует. Прибывший на место сотрудник правоохранительных органов провел следствие, составив подробное описание трупа: большие надбровные дуги, небольшой приплюснутый нос, руки ниже колен. Однако насчет длинных пальцев и рога во лбу там ничего сказано не было, так что, может, это и не шурале никакой.
Шулма
На бескрайних просторах степей Калмыкии есть риск наткнуться на шулму – степную ведьму, которая обычно являет собой сгорбленную старуху с козлиными ногами и верблюжьими хвостами на голове вместо волос. При этом голова может быть не человеческая, а лягушачья, но не обязательно. Согласно поверьям, шулмами не рождаются, а становятся женщины, при жизни собравшие бинго из десяти так называемых черных грехов. Включая убийство, кражу, жадность, а также пустословие, ложь и сладострастие.
Главный герой калмыцкой сказки «Главный министр», приближенный хана, безосновательно обвиненный в госизмене и сосланный в дремучий лес, имел опыт сожительства с шулмой. Та на протяжении двух лет притворялась прекрасной девицей, пока не показалась в своем истинном облике: «Руки и ноги ее были покрыты шерстью, изо рта торчали белые клыки, глаза горели синим огнем, волосы были распущены и развевались, груди свисали до самых колен».
Было бы неправильным с этической точки зрения пытаться изобразить последний вариант, так что остановимся на первом. И снова возникает, как можем наблюдать, путаница с комбинированием антропоморфных и зооморфных признаков. Так и норовит нейросеть ведьме на голову не верблюжьи хвосты, а рога приделать, хоть ты тресни. А то и вовсе отказывается работать под предлогом того, что запрос якобы нарушает правила.
Обдериха
Сверхъестественные опасности подстерегают человека повсюду, буквально на каждом шагу. Даже в обычной заурядной русской бане. Там, как правило, обитает банник – родственник домового. Но это еще ничего, хотя тоже приятного мало. Гораздо страшнее, если в бане поселится обдериха. Для чего требуются определенные условия. А именно: либо туда должна перед свадьбой сходить невеста, либо женщина там должна ребенка родить, а затем его первый раз обмыть. Также существует версия, что обдериха заводится в бане только после сороковых произведенных внутри нее родов.
В общем, вы поняли: в баню желательно лиц женского пола на сносях не пускать. От греха подальше. Если же не представляется возможным доподлинно установить, рожал ли ранее кто-нибудь в данной конкретной бане или нет, то благоразумнее воздержаться от посещения оной в неустановленное время, то есть по наступлении темного времени суток. Иначе обдериха вас неминуемо покарает. В лучшем случае – поцарапает, в худшем – заживо сдерет кожу (потому-то обдерихой ее и кличут).
Узнать обдериху легко. Во-первых, как уже было сказано, она преимущественно встречается в бане. Во-вторых, есть у нее особые внешние приметы. Это зеленоватый цвет кожи и длинных распущенных волос, светящиеся огнем глаза (опционально – один глаз во лбу), длинные зубы. Увидите – не ошибетесь. Хотя порой обдериха может оборачиваться кошкой, рыжей или черной. Так что в следующий раз, прежде чем париться, убедитесь на всякий случай, что поблизости никто не мяукает.
Ада
Впрочем, потусторонние сущности, как и люди, не всегда бывают злыми. Вот, скажем, духи-оборотни ада из Бурятии вполне себе безобидные в основном, даже пользу приносят в хозяйстве. За детьми помогут присмотреть, дом и прочее имущество охраняют, скот пасут. Совсем как иные собаки. И внешне на обыкновенных четвероногих бобиков похожи, но с некоторыми человеческими чертами.
Ада голые, без шерсти, одноглазые, с тремя пальцами на руках и ртом, расположенным продольно, под (а не над) челюстью. Милахи, словом. Правда, новорожденных детей, возрастом от нуля до года, ада употребляют в пищу. Есть у них такая дурная привычка.
Рассказывают, что буряты всегда об этом знали и имели в виду. Когда же в XVII веке на их земли пришли русские и стали жить по соседству, то и ада начали к ним в дома захаживать. Все было чудесно, пока пришельцы-переселенцы вдруг не выяснили, что ада умерщвляют младенцев ради пропитания, и не бросились этих тварей истреблять. Так и повывелся почти весь их род. Нынче, говорят, ада остались только в совсем отдаленных, затерянных в глуши населенных пунктах.
Комментарии