Статьи

Молодые и злые: Из чего сотканы образы «Закона каменных джунглей»

«Закон каменных джунглей» можно смело отнести к традициям романа-воспитания, который был очень популярным жанром в английской литературе. В XIX веке его существенно реформировал Чарльз Диккенс, который придумал показать поиск молодого человека собственной идентичности в несвойственной и враждебной для него атмосфере — во «взрослом» мире криминала. Речь, конечно, о произведении «Приключения Оливера Твиста». Некоторые издания романа открывались предисловием автора, в котором он отмечал, что описать «реальных членов преступной группы во всем их уродстве, показать их нищую жизнь» — значит оказать обществу услугу. Диккенс хотел рассказать, как лишения и нужда толкают на преступления даже детей, что они как губка сначала впитывают в себя жестокость улиц, а потом начинают выливать ее на окружающих. Предостережения писателя обесценили геополитические катастрофы XX века, в результате которых для миллионов молодых людей, потерявших надежду на государственные институты, асоциальный образ жизни стал привлекательным и даже романтизировался. Данная проблематика отрефлексирована европейским кинематографом, многие находки которого впитал в себя «Закон каменных джунглей». Всеми героями данных фильмов движет цель адаптироваться в мире, который их не принимает.

«Отморозки» / Neds

Шотландия 70-х. Школьник Джон до определенного времени был примерным во всех отношениях ребенком. Но, как говорится, в момент все навалилось: переход в старшие классы, проблемы в семье, непонимание сверстников… И Джон решает, что жить по правилам хулиганской стаи проще и правильнее, тем более, его старший брат тоже выбрал такой путь. Полетели в пропасть планы о престижном университете, хорошей работе, и в жизни Джона остались только жестокость, боль и одиночество, потому что в его новой среде обитания каждый сам за себя. Фильм убедительно показывает, как меняется психика подростка, открывшего для себя другую сторону жизни. В «Законе каменных джунглей» таких подростков уже пять.

«Это — Англия» / This Is England

Великобритания 80-х после окончания Фолклендской войны, конфликта между Великобританией и Аргентиной. Консервативное правительство Маргарет Тэтчер пытается укрепить экономику страны после затяжного кризиса, однако положение простых жителей стремительно ухудшается — сказывается борьба с профсоюзами, высокий уровень безработицы, повышение налогов и урезание расходов на социальную помощь. Неудивительно, что при отсутствии опоры на государственные институты, молодым людям приходится искать поддержку где-то еще. Главный герой Шон, ко всему прочему, потерял отца на войне, а его мать так и не смогла взять себя в руки после трагедии. Пока в соседней Шотландии примерно в это же годы происходят события культового фильма и одноимённого романа «На игле» (Trainspotting), в Англии одинокий Шон оказывается на обочине жизни, где и встречает внешне жизнерадостных скинхедов. Наивный парень с лёгкостью проникается их идеями, как и герои «ЗКД» романтикой преступной жизни, но никто из них не представляет, к каким последствиям приведёт этот выбор.

«Ненависть» / La haine

История Франции 90-х. Один день из жизни трех друзей, жителей бедных кварталов Парижа. Они не могут получить образования, работы, одним словом — изгои. По всему городу только что прошли уличные беспорядки против полицейского произвола — во время задержания стражи закона застрелили подростка арабского происхождения. Улица ответила им тем же. Герои находят на улице чей-то пистолет и отправляются с ним куда глаза глядят. Они хотят заставить уважать свои права любыми способами. Раз в наступающем прогрессивном и цивилизованном XXI веке им не находится места, значит остаётся полагаться на инстинкты! Жить по законам джунглей, как учит парней из «ЗКД» герой Александра Петрова.

«Город Бога» / Cidade de Deus

Эпос о жизни бразильских трущоб в 60-80-е годы отличается от фильмов выше. Во-первых, его герои еще моложе. Во-вторых, они изначально рождаются в такой среде, которая едва ли оставляет им выбор. Их родина — Сидаде-де-Деуш, один из самых криминальных районов Рио-де-Женейро, в который правительство намеренно переселило беднейших жителей города. Город Бога быстро вышел из-под контроля и власть в нем фактически захватила преступность. У детей там нет особого выбора — уже с 7-8-летнего возраста они вовлекаются в уличные разборки, объединяются в банды, и в итоге из-за своего подросткового максимализма становятся опаснее любого взрослого. Безрассудность героев «ЗКД» тоже позволяло им укреплять своё положение в иерархии, но неизбежно приводило к далеко идущим последствиям.

В конце XX—начале XXI века на смену серьезной реалистичности пришел авантюрный комиксовый стиль. В 1998 году вышел «Карты, деньги, два ствола» (Lock, Stock and Two Smoking Barrels), который заложил основы черной комедии про начинающих преступников. В 2005 году режиссёр Роман Полански обратился к наследию Диккенса и снял новую киноверсию Оливера Твиста. Избавившись от многих драматических линий, он ставит во главу угла авантюрный, насыщенный действием нарратив, экранизируя скорее не роман, а комикс по мотивам. Такой метод нашёл отражение в современных историях о малолетних преступниках. Как минимум, ещё два проекта можно считать предтечами «ЗКД».

«Отбросы» / Misfits

Популярный британский сериал 2009 года, продержавшийся в эфире 5 сезонов. Герои — трудные подростки, которым по решению суда предстоят совместные исправительные работы. Но в сюжет вмешивается фантастический элемент, и вот мы уже наблюдаем взрывоопасную смесь — трудных подростков с суперспособностями. Теперь они чувствуют себя еще более непохожими на остальных, помимо социального положения добавились еще и физиологические отличия. Это принесёт им больше сложностей, но и научит принимать бОльшую ответственность за свои решения, как и завещал другой популярный герой комиксов. Комиксная стилистика близка и «ЗКД», в издательстве Bubble даже выходила мини-серия графических историй о персонажах сериала.

«Всё и сразу»

Если раньше в российском кинематографе истории о начинающих преступниках было принято рассказывать с серьезным лицом, то «Все и сразу» показал, что жанр молодёжного гангстерского комикса вполне приживается и у нас. Справедливости ради нужно отметить, что в 2002 году был фильм «Даже не думай», но в нём было больше пародии на жанр, чем переноса его особенностей на российскую действительность. «Все и сразу» уже очень близок к тому, что покажет «ЗКД» — бодрый монтаж, правдивые герои, остроумные сцены. В нём молодое поколение российского кино тоже умело адаптирует наследие европейского кинематографа. Ищем другие отсылки к культовым фильмам в сериале «Закон каменных джунглей» с 25 марта в 23:00 на телеканале ТНТ4.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Интеллектуальные игры: Как техника сосуществует с ИИ

Стремительное развитие искусственного интеллекта – уже неизбежность. И взять его на вооружение поспешили разработчики новаций для домашнего кинотеатра. Знакомим вас…

8 часов назад

Не только Мадс Миккельсен: 5 звезд мирового кино из Дании

Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые…

11 часов назад

Долгое прощание: Все «последние фильмы» Квентина Тарантино

Как вам наверняка известно, Квентин Тарантино намерен снять ровно десять фильмов, после чего его славная режиссерская карьера благополучно завершится. До…

17 часов назад

Акция «Бессмертный полк» пройдет в память о кинематографистах-фронтовиках

Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…

1 день назад

Важные люди. Магия монтажа

Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…

1 день назад

«Отцы и дети» в Театре наций

20 и 21 мая на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссером…

1 день назад