«Мое преступление» – история начинающей актрисы, не блещущей талантами. Как-то раз ее приглашает к себе в гости влиятельный продюсер якобы с целью обсуждения ее будущей большой роли. Та, ничего не подозревая, соглашается, и, естественно, чуть ли не с порога подвергается харассменту. Но дает решительный отпор и сбегает. А потом продюсера находят мертвым, с пулей в голове. Актриса становится главной подозреваемой. Вдвоем с подругой, начинающей юристкой, они изобретают хитрый план: сознаться в совершении убийства и жалостливо давить на то, что это была самооборона.
Когда мы уже стали забывать, что у Франсуа Озона вообще-то есть чувство юмора – после всех этих проблемных драм про священников-педофилов, умирающих стариков и страдающих от несчастной любви мальчиков, – он вдруг берет и выдает искрометную ретрокомедию. Впрочем, тоже вполне себе проблемную. В том смысле, что «Мое преступление» при всей своей легкомысленности представляет собой хлесткое, колкое, хотя и несколько запоздалое высказывание по одной щекотливой теме. По теме MeToo.
Нужно сказать, что во Франции ни названное движение, ни прочие новомодные прогрессивные веяния из-за океана ощутимой поддержки, как правило, не находят. По крайней мере, в кругах кинематографистов. Потому как и Роман Полански, давным-давно из Голливуда изгнанный, продолжает до сих пор свободно творить во Франции, и изгнанный сравнительно недавно примерно за те же предполагаемые прегрешения Вуди Аллен свою новую (и, вероятно, последнюю) картину решил делать там. Да и Люк Бессон из всех передряг, связанных с обвинениями в непотребствах, сумел выкарабкаться.
Франсуа Озон только лишний раз подтверждает выводы, напрашивающиеся из вышеприведенных наблюдений (фу, какой дикий народ эти французы). Потехи ради он доводит сложившуюся ситуацию, когда карьеру человека можно зарубить на корню, публично заклеймив его секс-хищником, до абсурда. В «Моем преступлении» Озон предлагает пофантазировать о том, что было бы, если бы движение MeToo зародилось в 1930-е годы в Париже и приняло гораздо более радикальные обороты. Что, если бы возник прецедент, после которого жестокая расправа с любителями распускать руки стала нормой?
Отсюда полшага до антиутопии, до «Рассказа служанки» наоборот, но Франсуа Озон в ту сторону даже не метит, формально придерживаясь рамок сугубо развлекательного жанра, и чувствует себя в нем исключительно вольготно. Несколько поколений блестящих французских артистов, стильно разодетых, под его руководством разыгрывают водевиль с остроумно закрученным суматошно-авантюрным сюжетом, в котором все заканчивается ко всеобщему удовлетворению. Ярче всех сияет, разумеется, Изабель Юппер, играющая подзабытую звезду немого кино: каждая сцена с ней – подлинное сокровище, а как изящно она сосиской шампанское закусывает, ну просто прелесть.
«Мое преступление» – вещь первоклассная и без учета заложенного в нем едкого комментария (который мог бы должным образом срезонировать несколько лет назад, а теперь вызывает в лучшем случае вялое возмущение). Чисто как эстетская комедия. Очаровательная старомодность вкупе с нарочито преувеличенной, но без пошлости, подачей и бьющей через край жовиальностью – по нынешним временам сочетание поистине раритетное. Навскидку и не скажешь, кто еще теперь способен на столь безупречном уровне подобное исполнять. Вуди Аллен когда-то мог, но те времена, увы, прошли. А Озон вряд ли собирается нас часто чем-нибудь таким баловать.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…