В главной секции 43-го ММКФ много дебютов, а также фильмов про прошлое – реальное и альтернативное. В немецких «Кровопийцах» иная реальность сводит вместе богатую вампиршу и нищего советского иммигранта, в кубинском «Голубом сердце» Фидель Кастро с помощью генной инженерии создает новых людей. Особняком среди конкурсантов стоят российский фильм Алексея Федорченко «Последняя «Милая Болгария» по мотивам книги Михаила Зощенко, греческий «Божий человек» о святом Нектарии Эгинском с Микки Рурком и Александром Петровым, а также основанная на реальных событиях «#засранка» из Румынии.
В документальной секции интерес вызывают российский проект «Дуров» об основателе Telegram Павле Дурове и исследование музыкальной индустрии глазами диджея Роберта Соко, устраивающего вечеринки по всей Европе с начала 1990-х. Хотя, конечно, больше внимания уделено социально-гуманитарной повестке, переносящей зрителя то в Сирию, то в Папуа–Новую Гвинею, то в Иран.
В традиционную для смотра программу вошли «Мисс Маркс», которую показывали в Венеции, лауреат Сингапурского смотра «Вкус» от Ле Бао и новый фильм Рюсуке Хамагути «Случайность и догадка», которого называют новым классиком японского кино. Любителей кино заинтересуют «Паркет» Александра Миндадзе о танцорах танго, «Лес, я вижу тебя везде» Бенедека Флигауфа и «Кометы» Паскаля Таньяти.
Живым напоминанием о еще не ушедшей пандемии служат фильмы «Эйфории изоляции». В греческих «Яблоках» Христоса Нику герои теряют память из-за неизвестной эпидемии – и взамен старой личности им предлагают новую. В «Имморталисте» Влада Козлова исследуется тема криогенной заморозки человека, а в японском триптихе Коты Ёсиды «Эротический драйв» – интимные стороны жизни.
Ким Ки Дука можно назвать пророком без отечества, который не успел воплотить в жизнь все свои замыслы, но точно вписал свое имя в историю кино. Обращение к библейским мотивам, исследование природных начал – постановщик сумел пройти по собственному пути, не ориентируясь ни на южнокорейские традиции, ни на голливудские тренды. Режиссер, который дважды был конкурсантом ММКФ, а в 2019-м возглавлял смотр, ушел из жизни в прошлом году из-за коронавируса. Секция, посвященная его памяти, включает самые знаковые его картины – «Остров», «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» и «Пустой дом».
Шанс увидеть специфичное, на грани эксперимента кино на большом экране зрителям дает самая независимая по духу секция. Почти полностью она состоит из фестивальных хитов, самый громкий из которых — победитель Берлинале из Румынии под интригующим названием «Неудачный трах, или Безумное порно». С картиной о любительском хоум-видео, случайно попавшем в интернет, соседствуют «Последние слова» Джонатана Носситера из отмененного в прошлом году Каннского кинофестиваля, сербский «Оазис», показанный в «Днях Венеции», и экспериментальный мультфильм «Криптополис», получивший приз на «Сандэнсе».
Пандемия ребром поставила вопрос значимости сериалов. В рамках ММКФ бурное развитие киноязыка можно проследить в отечественных «Косе» Игоря Волошина и «Немцах» Стаса Иванова. Из зарубежных новинок стоит выделить «Последние дни Жильды» из Бразилии, «НЛО» из Франции и «Моего сына» из Канады. Особняком стоят скандинавские проекты «Отклонение», «План» и «Снежные ангелы», обещающие как следует пощекотать нервы зрителям.
Секция признанных мастеров своего дела объединила лауреатов Венецианского смотра эстонца Вейко Ыунпуу и филиппинца Лава Диаса, а также израильтянина Амоса Гитая, удостоившегося приза в Каннах. Мужскую компанию разбавляет Жюли Дельпи, которая хороша как в кадре, так и за ним, – не зря у нее две номинации на «Оскара».
Кино о юных героях, очаровывающих и отталкивающих, представлено фестивальными хитами. Например, ансамбль «Детей солнца» Маджида Маджиди настолько впечатлил жюри Венецианского смотра, что фильму присудили награду за лучший актерский дебют. Там же, к слову, показывали «Медовую сигару» дебютанта Карима Айнуза и «Святой Нарцисс» скандального режиссера Брюса Ла Брюса. Ну а «18 килогерц» Фархата Шарипова, получившего кредит доверия на ММКФ 3 года назад, взял Гран-при на смотре в Варшаве.
Собрание удивляет контрастами: здесь есть и представитель румынской волны «40 дней спустя», и философская «Рыба подо льдом», снятая в Китае, и «Прабабушка легкого поведения. Начало» Мариуса Вайсберга. Впрочем, подборка по-прежнему объединена тематически: в центре сюжета оказываются пожилые герои, переосмысляющие свои жизни.
Программа посвящена Александру Сокурову и его ученикам – молодым кинематографистам, уже сейчас показывающим впечатляющие результаты. У зрителей 43-го ММКФ будет уникальная возможность увидеть фильмы, сделанные в рамках новой мастерской мэтра, со студенческой скамьи отстаивающего свое право на собственное видение мира и методично передающего это умение своим подопечным.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…