Кино

ММКФ-2025: Что показали в конкурсе «Русские премьеры»

Программа ММКФ «Русские премьеры» вновь предлагает все самое актуальное и интригующее, что есть на сегодняшний день в отечественном кино, при этом оставаясь максимально эклектичной, разнообразной, непредсказуемой. В одной картине, например, вообще никто не говорит по-русски. А в другой есть гигантский Юрий Колокольников, который не то что по-русски, а совсем никак не говорит. И так далее. Но каждый из представленных фильмов определенно имеет потенциал стать в обозримом будущем весьма заметным событием, когда поступит в прокат. Поэтому считаем необходимым о них вам коротко, но емко рассказать.  

«Мужу привет»

Рядовая сотрудница ЗАГСа (Юлия Пересильд) делает важное дело, заключая и расторгая чужие браки. Тем самым помогает людям официально их семейное положение определить. Тогда как ее личное семейное положение вот уж пять лет остается неопределенным. Потому что муж у нее все эти пять лет в глубокой коме пребывает. И она, получается, вроде как не вдова, а вроде как и одинокая. Отчего и сама страдает, и все близкие. Но однажды появляется в ее жизни вдовец-автослесарь с добрыми глазами (Владимир Вдовиченков). Что, однако, делает ситуацию лишь еще более запутанной.

Слегка старомодная в самом хорошем смысле мелодрама от супружеского тандема Антона и Марии Масловых («Многоэтажка», «Поехавшая»), в которой принцип суперпозиции рассматривается применительно к семейно-бытовой плоскости. В итоге Масловы приходят к выводу, что в случае, когда в роли кота Шредингера выступает любимый супруг, целесообразнее все-таки исходить из худшего варианта. Потому как человек, находящийся в такой суперпозиции, будучи ни жив ни мертв, от нашей реальности фактически отрезан. Так что ж теперь, спрашивается, всем тоже себя в суперпозицию загонять? Трогательное, словом, кино. О том, как физика (квантовая) и метафизика порой в нашей жизни тесно взаимосвязаны.

«Легенды наших предков»

Злобная женщина (Марьяна Спивак) бросает мужа (Александр Яценко) и переезжает из Екатеринбурга в Москву, забрав с собой дочь. Последняя развод родителей переживает болезненно, замыкается в себе, поэтому мать отправляет ее погостить к отцу. А тот разговаривает с невидимой фантастической тварью, которая уговаривает его ехать спасать других невидимых фантастических тварей. И вот он берет эту свою дочь и тащит ее с собой в путешествие по каким-то заброшенным деревням, где на каждом шагу их подстерегает опасность: то дед с ружьем на них выскочит и давай на непонятном языке кричать, то еще чего.

При иных обстоятельствах описанный сюжет, наверное, стал бы леденящим душу психологическим триллером. Но поскольку конвертировал его в полнометражный фильм Иван Соснин, то он стал добрым семейным роуд-муви о правильных ценностях и важности сохранения культур малых народов. Что внезапно придало ему изрядной схожести с «Американскими богами» Геймана. Только вместо хитрого Одина – мохнатый (и тоже, впрочем, лукавый) удмуртский леший Нюлэсмурт в исполнении Антона Кузнецова, у которого с Яценко дуэт прямо-таки искрометный складывается. Бонусом – гигантский полуголый Юрий Колокольников на позиции уральского кайдзю.

«Почтарь»

Разгар Великой Отечественной войны, маленький провинциальный городок, расположенный на почти безопасном от линии фронта удалении. Местный почтальон (Александр Петров) – парень добродушный, но со странностями – решает больше не приносить плохих новостей. А вместо них сочинять и доставлять только хорошие новости. Руководствуется он, конечно, исключительно благими побуждениями. Но не всегда то, что из благих побуждений совершается, ведет к положительным последствиям. В данном случае ведет к совсем даже плачевным.

Многие сравнивают «Почтаря» с фильмом «Семь черных бумаг» из конкурса «Русские премьеры» прошлогоднего ММКФ (там, если вкратце, тоже письма с фронта прятали). Но не меньше общего у него, пожалуй, найдется и с фильмом «Помилование» из конкурса «Русские премьеры» позапрошлогоднего ММКФ. В частности, схожая мораль о том, что некоторые с виду невинные поступки в условиях военного времени могут и должны быть наказуемы. Помимо этого, «Почтарь» лишний раз напоминает, что фейк-ньюс – хуже думскроллинга, русская буколика – превыше всего, а Александр Петров – замечательный артист.

«Туда»

Петр Федоров – в роли извозчика, который на самом деле так, для души таксует, а вообще-то у него свой бизнес. Ирина Старшенбаум – в роли пассажирки, которой вдруг приспичило из Москвы в Уфу непременно на такси доехать. В пути они сблизятся, встретят Владислава Тирона с гитарой, посетят Владимир, Нижний Новгород и Казань, полюбуются живописными пейзажами, а также проработают свои психологические травмы.

Зачем героине Старшенбаум понадобилось в Уфу именно на такси ехать, в фильме не уточняется. Но и без того понятно. Затем, чтобы сблизиться с таксистом, встретить Владислава Тирона, хлебнуть разлитой щедро по Россиюшке благодати и проработать психологические травмы. Для того ведь и существуют такси. Потому-то и цены на них такие нынче. С другой стороны, это всяко дешевле и увлекательнее, чем сеансы какого-нибудь шарлатана-мозгоправа.

«Бесконечный апрель»

Однажды утром 1918 года маленький мальчик узнает, что помимо него и его мамы в их квартире в центре Петрограда теперь будут жить еще разные другие люди. В том числе одна противная девочка. Которая впоследствии станет его женой, и вместе они проведут в этой квартире – вернее, в сравнительно небольшой комнате – много несчастливых лет. И сам он проживет долгую несчастливую жизнь и закончит ее на исходе века никому не нужным стариком в глубокой деменции.

В основе фильма – одноименная пьеса Ярославы Пулинович. На экран ее перенес режиссер-дебютант Алексей Бутаков, который давно и успешно работает в театре, а вот кино взялся поставить впервые. Помог ему в этом Алексей Федорченко, занявший должность продюсера. Сам фильм, как и пьеса, – камерная трагедия маленького человека на фоне истории страны. Блокада, полет Гагарина, прочее – это все где-то там, преимущественно за кадром. А в кадре – скучные непримечательные мытарства невзрачного гражданина. Грустно. Но не всем же, в конце концов, историю страны вершить.

«Волки»

Молодой Токна горячо полюбил красавицу Кымыскай, и чувства его были взаимны. Но гадкий Кутус тоже на нее глаз положил и при содействии приспешников однажды выкрал. Она от него сбежала и стала жить со своим возлюбленным. Даже сыновей родила. Правда, первенец все-таки был от Кутуса. А потом спустя несколько лет те же приспешники Кутуса вероломно убили корову Токны. И пошло-поехало.

Фильм «Волки» снят на Алтае, с алтайскими актерами (включая главную алтайскую кинозвезду Амаду Мамадакова) и на алтайском языке. Ни одного волка в фильме нет. Зато в нем столько жестокости и крови, что хватило бы на целую программу «Дикие ночи». Сплошная череда насилия, которое порождает новое насилие, которое порождает новое насилие, и так по кругу. По кругу насилия.

Режиссер Михаил Кулунаков излагает хронику непримиримой вражды двух семей, в которой присутствуют отголоски других подобных сюжетов, в том числе из Шекспира того же самого (чуть ли не до прямого цитирования доходит). По жанровой принадлежности это скорее истерн. Но, как бы то ни было, неповторимый экзотический колорит в «Волках» все же превалирует, делая их произведением на редкость самобытным. Настоящий бриллиант «Русских премьер».  

«Самозванцы»

Осень 1993 года, в Москве стремительно разворачиваются события, грозящие всей России новыми тяжкими потрясениями. Тем временем телевизионная журналистка (Линда Лапиньш) расследует загадочную смерть своего учителя – известного режиссера, который до того, как покинуть этот свет, активно работал над экранизацией пушкинского «Бориса Годунова». И чем дальше она в своем расследовании заходит, тем тоньше и эфемернее становится ткань реальности и тем явственнее через нее проступают зловещие тени прошлого.

Параллель между периодом Смуты и тем, что происходило в октябре 1993 года в Москве, конечно, давно напрашивалась. И вот, наконец, напросилась. Идея родилась у главреда телеканала «Культура» Сергея Шумакова, он же эту идею вместе с Георгием Лордкипанидзе конвертировал в сценарий. А окончательно ее оформила в полный метр Мария Рейзен, решив фильм в неповторимой стилистике 1990-х. В том смысле, что он выглядит так, будто бы его в 1990-е сняли. Несколько во всех отношениях мутновато, зато очень сюрреалистично, экстравагантно (только поглядите, как Сергея Шакурова нарядили!) и вообще инфернально стильно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Буратино»: Невероятные приключения любимых героев в Италии

90 лет тому назад не волшебник, но мастер слова Алексей Толстой адаптировал сказку Карло Коллоди о длинноносом непоседе Пиноккио для…

3 часа назад

VII Зимний международный фестиваль искусств стартует 11 января

С 11 января по 13 февраля 2026 года в Москве состоится VII Зимний международный фестиваль искусств под руководством народного артиста…

17 часов назад

«Легенды наших предков» победили на фестивале детского кино в Италии

Семейное фэнтези Ивана Соснина «Легенды наших предков» завоевало награду на итальянском смотре vvfilmf – одном из крупных европейских фестивалей, который…

20 часов назад

Самые известные снеговики в кино

Снеговик кажется самым безобидным персонажем зимы. Его лепят дети, он тает первым и обычно ни во что не вмешивается. Но…

22 часа назад

Никита Михалков переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ

Никита Михалков снова переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ. Этот пост он занимает с 1998 года. Соответствующее решение было…

1 день назад

Зимние спектакли, которые стоит посмотреть в театре с детьми

Новый год – время волшебства. А где еще можно найти настоящие чудеса, как не в театре? В этой подборке рассказываем…

1 день назад