Кино

ММКФ-2025: «Двое в одной жизни, не считая собаки» с Адабашьяном и Крючковой

Сегодня завершается 47-й ММКФ, и по этому случаю «КиноРепортер» рассказывает об одной из самых добрых картин, показанных в основном конкурсе. Стоит отметить, что в этом году неожиданно светлым настроением могут похвастаться все отечественные ленты, претендующие на главный приз, – «Бесконечный апрель», «Планета» и «Двое в одной жизни, не считая собаки». И хотя их главные герои сталкиваются с трудностями подчас совершенно катастрофическими, они не опускают руки и продолжают не только стойко переносить невзгоды, но и находить счастье в мелочах. А это привычка, которой действительно стоит поучиться.

Новый проект Андрея Зайцева, получившего «Золотого Георгия» за «Блокадный дневник» в 2020 году, рассказывает об Игоре Николаевиче (Александр Адабашьян) и Любови Павловне (Светлана Крючкова) – пожилой паре интеллигентов, живущих в самом центре Санкт-Петербурга. Оба по-прежнему влюблены не только друг в друга, но и в искусство – в квартире звучат то оперы Россини, то французская поэзия.

А еще современный сленг. Ему супруги учатся у соседки-школьницы Полины (Полина Гухман, сыгравшая у Зайцева в картине «14+: Продолжение»). Девушка, которая живет с отцом-алкоголиком (Александр Замураев) и робкой матерью (Людмила Моторная), словно мотылек летит на покой и уют их квартиры. Старики этому только рады – их сын Андрей несколько лет назад уехал с семьей за границу, и собственную внучку они видят только по видеосвязи.

У фильма есть две важные особенности. Во-первых, полное отсутствие мрака и ощущения безысходности, свойственных работам некоторых российских кинематографистов. Это не значит, что жизнь героев безоблачна, но к человеческой низости и жестокости, которая в мире, к сожалению, встречается, они относятся с той легкостью, которая приходит только с прожитыми годами. А в особо вопиющих случаях и вовсе готовы дать обидчикам отпор – по-прежнему интеллигентный, но решительный.

С контратакой, например, сталкивается чиновница из местной администрации, пришедшая на камеру поздравить стариков с «великим праздником, о котором нельзя забывать», – первым днем блокады. Ее портрет сценарист и режиссер Андрей Зайцев и актриса Анна Уколова выводят широкими мазками, не стесняясь подсвечивать абсурдные высказывания и гадкие мысли. Однако типаж остается узнаваемым, и за счет этого достигается нужный эффект.

Детальная, обстоятельная правдоподобность – еще одна характерная черта картины, одновременно заземляющая ее и наполняющая воздухом. Игорь Николаевич и Любовь Павловна не оторваны от жизни. Напротив, они сталкиваются с теми же проблемами, что и другие пожилые, – новыми гаджетами, в которых не разбираются в силу возраста и привычки, повышением цен, недобросовестными людьми, желающими нажиться на тех, кто беспомощен и особенно восприимчив.

Личный опыт в этом контексте имеет огромное значение: Полина Гухман, например, призналась, что в детстве страдала приступами лунатизма. Не такого тяжелого, как ее героиня, но ее игра благодаря личным впечатлениям явно приобрела больший объем. А Светлана Крючкова не раз рассказывала, что ее внучка Надежда Векслер уже несколько лет живет во Франции. В финальной сцене, кстати, звучит именно ее голос, что придает приступу сентиментальности, вполне оправданному сюжетно, пронзительное звучание.

При этом «Двое в одной жизни, не считая собаки» выдержаны в единой тональности. Здесь нет резких жанровых перекосов, хотя сюжет предполагает различные происшествия, – комедийные и не очень. Хулиганский юмор тоже органичен, причем выстроен он и на сценарных находках, и на импровизациях: Адабашьян и Крючкова знакомы больше сорока лет, и химия между ними видна невооруженным глазом.

Да и сами герои за несколько десятилетий притерлись друг к другу, хоть и способны по-прежнему друг друга удивлять. Чуть раздвинуть границы, неожиданно пошутить – и извиниться, если попытка разрядить обстановку вышла неудачной. У всех бывает, что же теперь? Даже разрешение непростых ситуаций, способных обернуться неприятностями, Зайцев-сценарист превращает в повод для искренней улыбки.

От разговоров тоже не оторваться, и Полину, которая забегает к старикам при любой возможности, легко понять. Причем это не банальные рассказы о добром и вечном, а живые беседы, которыми проникаешься: здесь и мини-лекции о мировом искусстве, и экспертное мнение тех, кто в этот самый мир искусства пришел очень давно.

Показателен, например, эпизод, в котором Любовь Павловна, преподававшая сценическую речь в театральном институте, рассказывает своему ученику (Илья Дель), что настоящие артисты не торопятся, а настоящие режиссеры работают с авторскими смыслами, а не собственными концепциями.

Однако наибольшую глубину картина приобретает в моменты, когда супруги остаются наедине. Прогуливаются по летнему городу под ручку, возятся с любимой собакой (умилительная бордер-колли Пуля крадет почти все кадры, в которых появляется), обмениваются саркастическими репликами.

Между ними давно нет секретов, они говорят все как есть, да и от зрителей никто не скрывает, что жизнь бывает безжалостной. Это отсутствие иллюзий в итоге оказывается удивительно окрыляющим, и именно из-за него в утешительную мысль о том, что все будет хорошо, действительно верится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Москве представили Евразийскую киноакадемию и новую международную премию «Бриллиантовая бабочка»

Министр культуры РФ Ольга Любимова и председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков объявили о создании Евразийской академии кинематографических искусств, которая…

19 часов назад

В идеальном мире будущего грядет хаос: Новый сезон сериала «Два холма» уже 27 мая на START

Онлайн-кинотеатр START представляет третий сезон популярного сериала «Два холма», в котором нейросеть восстает против разума, приматы против приматов, а подруги…

20 часов назад

Анна Пескова: «Отдыхать нормально не умею»

Нет, она не дочь пресс-секретаря президента. Уроженка Челябинска, Анна Пескова в свое время дважды покорила Москву, вошла во вкус и…

23 часа назад

«Туда»: Петр Федоров таксует для души

Девушка посреди ночи заказывает такси и просит таксиста отвезти ее в Уфу. Из Москвы. А это без малого полторы тысячи…

1 день назад

Как снимали исторический сериал «Александр I»

Актуальной и поучительной для современной молодежи может стать драма взросления Александра I – одного из самых ярких правителей Российской империи.…

2 дня назад

Через тернии к Венере: Рецензия на фильм «Планета»

Ленинград, 1960 год. Жители СССР еще думать не думают, что совсем скоро их соотечественник передаст им привет из далекого космоса.…

2 дня назад