«КиноРепортер» рассказывает о фильме Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки», который буквально пропитан атмосферой летнего Петербурга и давней, но ничуть не растерявшей своей силы нежностью. Вообще стоит отметить, что в этом году неожиданно светлым настроением могут похвастаться все отечественные ленты, претендовавшие на главный приз 47-го ММКФ. И хотя их главные герои сталкиваются с трудностями подчас совершенно катастрофическими, они не опускают руки и продолжают не только стойко переносить невзгоды, но и находить счастье в мелочах. А это привычка, которой действительно стоит поучиться.
Новый проект Андрея Зайцева, получившего «Золотого Георгия» за «Блокадный дневник» в 2020 году, рассказывает об Игоре Николаевиче (Александр Адабашьян) и Любови Павловне (Светлана Крючкова) – пожилой паре интеллигентов, живущих в самом центре Санкт-Петербурга. Оба по-прежнему влюблены не только друг в друга, но и в искусство – в квартире звучат то оперы Россини, то французская поэзия.
А еще современный сленг. Ему супруги учатся у соседки-школьницы Полины (Полина Гухман, сыгравшая у Зайцева в картине «14+: Продолжение»). Девушка, которая живет с отцом-алкоголиком и робкой матерью, словно мотылек летит на покой и уют их квартиры. Старики этому только рады – их сын Андрей несколько лет назад уехал с семьей за границу, и собственную внучку они видят только по видеосвязи.
У фильма есть две важные особенности. Во-первых, полное отсутствие мрака и ощущения безысходности, свойственных работам некоторых российских кинематографистов. Это не значит, что жизнь героев безоблачна, но к человеческой низости и жестокости, которая в мире, к сожалению, встречается, они относятся с той легкостью, которая приходит только с прожитыми годами. А в особо вопиющих случаях и вовсе готовы дать обидчикам решительный отпор.
С неожиданной контратакой, например, сталкивается чиновница из местной администрации, пришедшая на камеру поздравить стариков с «великим праздником, о котором нельзя забывать», – первым днем блокады. Ее портрет сценарист и режиссер Андрей Зайцев и актриса Анна Уколова выводят широкими мазками, не стесняясь подсвечивать абсурдные высказывания и гадкие мысли. Однако типаж остается узнаваемым, и за счет этого достигается нужный эффект.
Детальная, обстоятельная правдоподобность – еще одна характерная черта картины, одновременно заземляющая ее и наполняющая воздухом. Игорь Николаевич и Любовь Павловна не оторваны от жизни. Напротив, они сталкиваются с теми же проблемами, что и другие пожилые, – новыми гаджетами, в которых не разбираются, повышением цен, недобросовестными людьми, желающими нажиться на тех, кто беспомощен и особенно восприимчив.
Личный опыт в этом контексте имеет огромное значение: Полина Гухман, например, призналась, что в детстве страдала приступами лунатизма. Не такого тяжелого, как ее героиня, но игра благодаря личным впечатлениям явно приобрела больший объем. А Светлана Крючкова не раз рассказывала, что ее внучка Надежда Векслер уже несколько лет живет во Франции. В финальной сцене, кстати, звучит именно ее голос, что придает приступу сентиментальности, вполне оправданному сюжетно, пронзительное звучание.
При этом «Двое в одной жизни, не считая собаки» выдержаны в единой тональности. Здесь нет резких жанровых перекосов, хотя сюжет предполагает различные происшествия, – комедийные и не очень. Юмор тоже органичен, причем выстроен он и на сценарных находках, и на импровизациях: Адабашьян и Крючкова знакомы больше сорока лет, и химия между ними видна невооруженным глазом.
Да и сами герои за несколько десятилетий притерлись друг к другу, хоть и готовы друг друга удивлять. Чуть раздвинуть границы, неожиданно пошутить и извиниться, если попытка разрядить обстановку вышла неудачной. У всех бывает, что же теперь? Даже непростые ситуации, способные обернуться неприятностями, Зайцев-сценарист превращает в повод для искренней улыбки.
От разговоров тоже не оторваться, и Полину, которая забегает к старикам при любой возможности, легко понять. Причем это не банальные рассказы о добром и вечном, а живые беседы, которыми проникаешься: здесь и мини-лекции о мировом искусстве, и экспертное мнение тех, кто в этот самый мир искусства пришел очень давно.
Показателен, например, эпизод, в котором Любовь Павловна, преподававшая сценическую речь в театральном институте, рассказывает своему ученику (Илья Дель), что настоящие артисты не торопятся произносить чужой текст, а настоящие режиссеры работают с авторскими смыслами, а не собственными концепциями.
Однако наибольшую глубину картина приобретает в моменты, когда супруги остаются наедине. Прогуливаются по летнему городу под ручку, возятся с любимой собакой (умилительная бордер-колли Пуля крадет почти все кадры, в которых появляется), обмениваются саркастическими репликами.
Между ними давно нет секретов, они говорят все как есть, да и от зрителей никто не скрывает, что жизнь бывает безжалостной. Это отсутствие иллюзий в итоге оказывается удивительно окрыляющим, и именно из-за него в утешительную мысль о том, что все будет хорошо, действительно верится.
Когда-то Хэппи Гилмор (Адам Сэндлер) был рабочим, уборщиком, охранником, заправщиком и сантехником. Ну и хоккеистом вдобавок. Потом из хоккеистов он…
Он заставил нас поверить в инопланетян и помог приобщиться к творчеству Чарльза Буковски. Исследовал тему физической близости и сам чуть…
В этом году «Российская креативная неделя» (РКН) пройдет в Москве с 25 по 27 сентября в Национальном центре «Россия». Три…
Маяк – мощнейший символ, который кинематографисты по всему миру давно взяли на вооружение. Причем символ скорее зловещий, вопреки прямому назначению…
Шарлиз Терон обладает редким актерским диапазоном, что позволяет ей одинаково убедительно воплощать совершенно разных персонажей. Актриса с легкостью переходит из…
Хмурая наследница семейки Аддамс собрала рекордную аудиторию на Netflix – сериал о ней уступил по просмотрам разве что «Игре в…