Сталкинг с секретом, зомби-актеры, вызов дьявола в прямом эфире, прогулка с гробом и чересчур умные бобры.
Практически на каждом кинофестивале есть внеконкурсная программа, привлекающая внимание необычными премьерами. На ММКФ это секция «Дикие ночи». В 2024 году в ней было представлено 10 фильмов с разным настроением, но смотрящих в одном направлении – хоррор/черная комедия. Каждая лента отличается необузданностью авторской фантазии и сумбурно-абсурдной атмосферой. О картинах «Диких ночей», которые не стоит пропускать, рассказывает «КиноРепортер».
«Дверь»
«Дверь» Банмэя Такахаси – прекрасный образчик медленного хоррора. Молодая домохозяйка Ясуко (Кейко Такахаси – жена режиссера) живет в многоквартирном доме с мужем и маленьким сыном. Супруг бесконечно пропадает на работе, сын – в детском саду. Дни Ясуко однообразны: приготовить, убрать, встретить-проводить домочадцев, ответить на множество телефонных спам-звонков и при этом не сорваться, не сойти с ума. Все меняется, когда напуганная натиском коммивояжера (Дадзиро Цуцуми) Ясуко непреднамеренно бьет его дверью по пальцам. Он начинает преследовать женщину – звонить, угрожать, запугивать. А после и вовсе заявляется к ней домой, чтобы изнасиловать.
Действие фильма разворачивается гипнотически неспешно, с пропорционально растущим градусом напряженности. Он заставляет зрителя нервно сжиматься в кресле в ожидании неминуемого взрыва, который превращается в кровавую бойню с оммажем знаменитой сцены из «Сияния» Стэнли Кубрика со слетевшим с катушек Джеком Николсоном. Но Такахаси не просто повторяет ее, а сдабривает изрядной долей черного юмора. Над кульминацией смеешься до боли в животе – этого режиссер и добивался, акцентируя внимание на оружии героев: вилках, бейсбольных битах, подносах и даже невесть откуда взявшейся бензопиле. При этом снята кульминация все в той же нарочито неторопливой манере, что придает фильму несколько подводную заторможенность.
Картина перекликается с жанром итальянского джалло. С той лишь разницей, что мы с самого начала знаем, кто маньяк, в отличие от героини. И это знание добавляет атмосфере еще большей тревожности.
«Дверь» была снята в 1988 году, однако до России добралась только сейчас – на ММКФ состоялась ее международная премьера. И несмотря на то, что в кадре то и дело мелькают «пережитки прошлого» вроде телефона на проводе, смотрится фильм современно и актуально, будто его сняли только вчера.
All You Need Is Blood
Для Купера Робертса фильм All You Need Is Blood (именно в таком варианте, без перевода на русский язык, его показали на ММКФ) – полнометражный дебют. И дебют замечательный! Забористый, дикий, прямо-таки сносящий крышу.
Подросток Баки (Логан Брунер) обожает снимать кино и мечтает войти в вечность, поэтому свои силы направляет чисто на драмы, считая прочие жанры шелухой. А еще он обожает своего отца-алкоголика, умершую мать, с прахом которой разговаривает, черепаху и немого друга-индуса Вишу (Нил Сетхи) – главного партнера по хоум-съемкам.
В городке объявляют киноконкурс с денежным призом и стажировкой у режиссера. Вот только снять нужно ужастик, а Баки выворачивает при виде крови. Да и «представь, сколько надо денег, чтобы сделать грим для отличного монстра!». Но тут с неба удачно падает метеорит и превращает отца героя в зомби – грим больше не нужен, а значит пора снимать кино. К Баки, Вишу и зомби-папе присоединяется Джун – девочка, которая боится камеры, и бесталанная актриса 40+ в исполнении Мены Сувари. И начинается полный треш в лучших традициях молодых Сэма Рэйми и Питера Джексона.
Баки и компания увлеченно снимают фильм, попутно решая свои кинопроблемы и избавляясь от фобий. И словно не замечают, как сами превращаются в зомби, цепляя за собой случайных людей.
В All You Need Is Blood съемочная группа по-настоящему кайфует от того, что делает. Поэтому кайфует и зритель, проникаясь симпатией абсолютно ко всем героям. Чем ближе к финалу, тем выше градус творящегося безумия: и вот экран заливают литры сваренной в кастрюле на кухне крови, зомби, проглотивший черепаху, превращается в монстра а-ля Годзилла, как когда-то Сет Брандл трансформировался в Муху у Дэвида Кроненберга, зомби-трупов все больше, а сама лента – все смешнее. И – внимание! – сцена после титров: All you need is this film.
«Полночь с Дьяволом»
Ведущий полуночного шоу «Ночные совы» Джек Делрой (Давид Дастмалчян) никак не может вывести свой проект на вершину рейтинга, хотя старается изо всех сил. После смерти жены он временно исчезает из эфира, чтобы через месяц вернуться и в ночь на Хэллоуин устроить самое грандиозное шоу всех времен. В студию он приглашает нескольких людей с уникальными способностями и девочку, одержимую демоном, чтобы вызвать дьявола в прямом эфире. Что из этого вышло? Да ничего хорошего. Не стоит бросать вызов лукавому, особенно если он сам этого хочет.
Фильм Камерона и Колина Керисов снят в стилистике мокьюментари, где в перерывах на рекламу прямой эфир сменяется кадрами из-за кулис. Разница подчеркнута сменой цвета – цветное шоу и черно-белый бэкстейдж. Создается ощущение, что ты на самом деле смотришь аналоговую пленку, найденную где-то в закромах студии и обнародованную для того, чтобы показать, что же произошло на съемках последнего выпуска «Ночных сов» в 1977 году. Если что – шоу на самом деле никогда не существовало.
Создатели внимательно отнеслись к атмосферным деталям, начиная от экранной заставки и заканчивая одеждой и прическами героев. Эффект ретро-пленки придает фильму теплую ламповость. С первых секунд тебя охватывает ощущение, что нечто подобное ты когда-то уже видел. Не в плане сюжета, хоть фильмов про одержимость снят вагон и маленький паровозик, а именно по атмосфере.
«Полночь с Дьяволом» стал хитом сразу после премьеры на кинофестивале South by Southwest, а критики уже поставили его чуть ли не на одну ступень с «Изгоняющим дьявола» Уильяма Фридкина. Между ними действительно прослеживается сходство, хотя по сути фильмы, конечно, совершенно разные. В общем, если вы гонитесь за напряженной эстетикой, «Полночь с Дьяволом» пропускать нельзя. И желательно при просмотре ни на что не отвлекаться, ибо детали с разговорами здесь очень важны.
«Ты придешь к огню»
Был в «Диких ночах» и блок с коротким и средним метром, где показали три фильма – «Джаггернаут» Эмануэле и Даниэле Риччи, «Проклятые» Карлоса Марбана и «Ты придешь к огню» Шона Хогана. И если под первый можно прекрасно выспаться, а второй лучше не видеть вовсе, то третий – довольно занятное кино.
Черно-белый хоррор британского режиссера – это фолк-разговор, где практически нет действия. Сквайр Марлоу собирает трех добровольцев, чтобы те помогли ему нести гроб с умершим сыном до кладбища. Про дорогу же, по которой четверке разношерстных людей предстоит пройти, ходит немало суеверий и слухов. Марлоу от них отмахивается, а зря – впереди героев ждет встреча с чем-то страшным. Выживут ли они – предстоит узнать уже зрителю. А заодно углубиться в ужасную правду, которая может скрываться в любой с виду благополучной семье.
Всего за 43 минуты режиссер поднял животрепещущие темы, волнующие многих из нас, и перевернул историю с ног на голову, заставив переживать бурную гамму эмоций. Однако ждать чего-то сверхдинамичного и страшного от фильма не стоит – это очередной слоубернер, на которые «Дикие ночи» в этом году особо богаты.
«Сотни бобров»
«Сотни бобров» Майка Чесли – черно-белая немая комедия абсурда. Пожалуй, одна из самых необычных картин этого смотра, этого года, да и вообще всего мирового кинематографа.
По сюжету, бобры атаковали сидроварню главного героя (Райланд Бриксон Коул Тьюз) и перегрызли деревянные подпорки огромных бочек. В результате тот потерял все, оказался в заснеженном лесу и вынужден добывать себе еду и выживать, прибегая к разным безумным способам.
Почти всю живность в лесу (зайцев, енотов, волков, бобров) играют актеры в ростовых костюмах, что само по себе вызывает взрывы хохота. Что ни сцена, то очередная круговерть смеха: играющие ли в карты собаки из упряжки Санта-Клауса, пинающие ли главного героя бобры, зайцы ли, соблазняющиеся на вылепленных из снега зайчих, ленивые ли рыбы, похожие на старые помятые варежки. Фантазия автора безгранична – сам Дали позавидовал бы.
«Сотни бобров» – это один большой квест. Герой постоянно возвращается к торговцу, у которого на тушки животных можно выменять что-то полезное, что пригодится для поимки еще большего количества живности. Прямо как в компьютерных RPG. А в конце ждет главный приз: красавица-дочка торгаша, которая, утомленная ожиданием женихов, крутится на пилоне, пока отец не видит, и потрошит поролоновые внутренности животных.
Чарли Чаплин долго не мог перестроиться на звуковые фильмы. Не потому, что не умел: просто он считал, что звук убьет искусство кино. «Язык тела, – говорил он, – понятен абсолютному большинству людей, независимо от вероисповедания, интеллекта, менталитета». И Майкл Чеслик с «Сотней бобров» это доказал: чтобы всласть посмеяться, не нужно ни знание языка, ни даже субтитры.
Комментарии