В этом году на ММКФ появилась новая внеконкурсная программа: по примеру крупных международных смотров наш фестиваль начал показывать сериалы. Подборка, правда, получилась довольно неровной (как тут не вспомнить про «первый блин»!). Тем не менее, яркие проекты были. Причем российские участники этой программы, скорее всего, очень скоро попадут на ТВ – и окажутся в самом эпицентре обсуждений и споров.
Режиссер Владлена Санду
В ролях: Елена Тронина, Полина Кутепова
Финская граница преподнесла таможенникам жуткий подарок: в трейлере с замороженным мясом нашли три женских трупа. Причем на шее у каждой из жертв была одна и та же татуировка – маленький домик. Правда, с автором этих художеств полицейским познакомиться не удалось – и тройное убийство превратилось в висяк в местной уголовке. Зато года через три домик снова замелькал в криминальных сводках: невеста на мусульманской свадьбе убила брата своего жениха – и под своим платком она прятала именно эту татуировку.
«Идентификация» Владлены Санду – проект для нашего сериалостроения не самый типичный. Мрачная детективная история с отсылками к скандинавскому нуару здесь приобретает ощутимый азиатский привкус: героиня принимает ислам и выходит замуж за киргиза-мусульманина. Другая особенность – привязка к социальной драме: несостоявшаяся жена живет не в вакуумно-условной среде, а среди мигрантов, приспосабливаясь к их быту и примеряя на себя их менталитет.
Кстати, мировая премьера сериала состоялась на фестивале Series Mania в Лилле, куда «Идентификация» пробилась в основной конкурс. Снимала же его Владлена Санду – лауреат Кинотавра 2015-го года (приз жюри в конкурсе короткого метра).
Режиссер Алексей Нужный
В ролях: Александр Паль, Валентина Мазунина, Евгений Кулик, Маргарита Аброськина
Есть ли жизнь за МКАДом? – Как выясняется, есть! Добро пожаловать в поселок Электроугли! О капитальном ремонте здесь никто не слышал лет сорок, коммуникации дышат на ладан, но народ, однако, не унывает. Не вешает нос и парень по имени Толя: он ухаживает за милой соседкой, живущей напротив. Процесс ухаживания, правда, осложняется тем, что у парня нет рук и ног: Толя может передвигаться только в коляске, да и то, если эту коляску кто-то толкает. Но всё внезапно меняется: он получает квоту на бионические протезы. А вместе с ними – шанс на любовь.
Комедии, в которых главным героем является человек с ограниченными возможностями – это минное поле для наших продюсеров и режиссеров. Несколько лет назад на этом поле подорвался Дмитрий Тюрин, взявшийся за «Любовь с ограничениями». Алексей Нужный, снявший «Толю-робота», судя по первой серии, многие из этих мин обошел, однако впереди еще семь серий, так что с выводами подождем. Тем не менее, уже сейчас ясно, что «Толе» веришь больше, чем «Любви с ограничениями»: герой Александра Паля действительно живет на полную катушку, поэтому из его уст фраза «Мы – полноценные люди» неловкости не вызывает.
Зато удивляет легкость получения протезов: в реальности себестоимость каждого из них начинается от полутора миллионов рублей – Толе же их нужно четыре. (По статистике, в нашей стране протезами обеспечена лишь треть тех, кто в них нуждается, причем бионика достается лишь единицам). Впрочем, житье-бытье в подмосковных Электроуглях подмечено очень точно, да и настроение у проекта жизнеутверждающее и боевое, так что пока не будем судить «Толю-робота» слишком строго и посмотрим, как будет развиваться его история.
Режиссер Дмитрий Тюрин. Продюсер Александр Цыкало
В ролях: Максим Матвеев, Светлана Иванова, Игорь Костолевский
Артем Стрелецкий иногда ведет себя, как настоящая сволочь. Он может лапать свою клиентку, может разгуливать по офисным дебрям в семейных шортах и шлепанцах, может быть прямолинейным до неприличия. При этом людей он читает, как открытую книгу: взглянет на человека разок – и начинает ему рассказывать, что тот ел на завтрак и почему ему нужно развестись с женой. Впрочем, это уже издержки профессии, ведь Артем Стрелецкий – психотерапевт. Правда, один из его пациентов покончил с собой, после чего нашего горе-доктора посадили. Но сейчас он уже вышел – и пытается найти того, по чьей милости он отправился за решетку.
В отличие от «Толи-робота», «Триггер» – проект, ориентированный на западные стандарты сериалостроения. Он почти не привязан к родным реалиям, его характеры и истории универсальны, да и визуальная составляющая явно задумывалась с оглядкой на зарубежные аналоги (пусть и с поправкой на отечественный бюджет). Авторы довольно бойко микшируют секс, детектив и иронию, а во главе угла ставят персонажа-циника, не стесняющегося показывать средний палец благоденствующему офисному планктону – и это тоже «тлетворное влияние Запада», хотя там голод на подобных героев был в значительной мере утолен еще с появлением доктора Хауса. Кстати, права на адаптацию «Триггера» купила крупная американская компания, что уже само себе не самая плохая рекомендация.
Режиссер Елена Хазанова
В ролях: Виктория Исакова, Александр Кузьмин
Когда девочке было шестнадцать, девочка зашла в бар – и расстреляла всех мужиков, которые там находились. Ее закрыли на восемнадцать лет. Тем не менее, волею полиции, вышла она почти сразу, но лишь за тем, чтобы стать отечественной Арьей Старк – профессиональной убийцей со множеством лиц. Ее учили притворяться и убивать, быть проституткой и невинным ягненком. А она вышла замуж и родила – и семнадцать лет ее муж не догадывался, что спит вместе с киллером.
«Надежда» – новый проект кинокомпании «Yellow, Black and White», за спиной которой «Папины дочки», «Кухня», «Отель Элеон», «Ивановы-Ивановы», «Последний богатырь» и так далее. Чем он интересен? – Тем, что в кадре очень мощный и очень неоднозначный женский характер (привет тебе, культ сильной героини!), тем, что в этот раз юмора и гламурности ощутимо меньше, чем в других проектах компании, и тем, что сделана «Надежда» чуть более жестко, чем допускает формат «сериала для домохозяек».
Правда, на фоне героини Виктории Исаковой все другие персонажи смотрятся массовкой. Например, ее муж выглядит как вечный подросток, играющий на гитаре и обиженно скулящий «когда ты пьяная, ты мне не нравишься». Поэтому в искренность их отношений как-то очень сложно поверить. Тем не менее, с интригой у сериала все хорошо, с динамикой тоже, да и развивается сюжет одновременно в двух временных параллелях, что только подливает масла в огонь: мы видим Надю современную и Надю-ребенка, которой до сегодняшней киллер-леди еще расти и расти. Так что после двух эпизодов проект кажется вполне смотрибельным, тем более, что хронометраж у серий щадящий – всего 25 минут.
Режиссер Алеко Цабадзе
В ролях: Константин Лавроненко, Екатерина Вилкова, Карина Андоленко
1945-ый, послевоенная весна, Сочи, море, счастье. В порту знакомятся трое: два молоденьких розовощеких солдата в безупречно неношеных гимнастерках и белокурая нимфа в цветастом платье. Потом, правда, выяснилось, что нимфа трудится на должности Мэри Поппинс у английского лорда, живущего в трехэтажной вилле неподалеку, и является при этом лейтенантом НКВД. Впрочем, на знакомство это никак не повлияло: солдатики влюблено повздыхали – и поехали дальше, а нимфа-лейтенант вернулась к своим служебным обязанностям – пошла соблазнять толстокожего лорда, который, кстати, оказался двойным агентом.
Если вы соскучились по лубку и по шпионским страстям с привкусом мелодрамы – то вот вам «Русские горки». Красивостью здесь пропитано все: прически и платья, пейзажи и интерьеры. Вот девушка-русалка в венке целуется с кучерявым солдатом на сеновале, вот лакированный автомобиль несется по кристально чистой деревенской дороге… Отношения здесь тоже, понятное дело, лубочные: с любовью на всю жизнь после первого взгляда. В общем, не сериал – мечта! Мечта, кстати, обещает продлиться вечность: создатели заявили аж 24 серии. Правда, на каком канале мы эту мечту увидим – пока секрет.
Режиссер Майкл Кейллор
В ролях: Алессандро Нивола, Черри Джонс
Химерика – слово-кентавр. В нем соединились «America» и «China», причем намек на огнедышащую красотку Химеру изначально даже никем не планировался. Кентавром, кстати, можно назвать и сериал, в котором вымысел и реальность практически неразлучны: это «вымышленная история о реальных событиях», о чем нам сообщают авторы еще на титрах.
Что же в «Химерике» реального? В июне 1989-го китайское правительство разогнало танками мирную акцию протеста на площади Тяньаньмэнь, в результате чего погибли около тысячи человек. Американский фотожурналист, находившийся неподалеку, сумел сфотографировать мужчину с пакетами, вставшего перед танковой колонной – фотография прославила автора на весь мир и получила название «Неизвестный бунтарь». А вот дальше начинаются домыслы. В 2016-м, во время предвыборной гонки в США, тот самый фотокорреспондент понимает, что должен бунтаря с пакетами отыскать: судя по слухам, он перебрался в Америку и проживает в ней нелегально.
Но это лишь сюжетная канва, а дело, как вы понимаете, не в ней. По сути своей, «Химерика» – это проект-разоблачение, это шпилька (даже не шпилька – костыль!) в сторону Трампа, это оплеуха сразу двум политическим системам: оплеуха американскому благоденствию и китайскому процветанию. Авторы развенчивают иллюзии как китайцев, так и американцев, причем делают это, особо не церемонясь: «Ваша демократия – коллективный онанизм имбецилов», – вот вам для примера одна из фраз. И пусть кое в чем сценаристы все же перегибают палку, за откровенность разговора и за беспринципность «Химерику» можно назвать одним из самых ярких проектов, показанных в рамках 41-го ММКФ.
Режиссер Марко Мартинс
В ролях: Беатриз Батарда, Албану Жерониму, Рита Бланко
Португальская «Сара» Марко Мартинса – это темная лошадка сериальной программы ММКФ, которая, впрочем, ближе к финишу (точнее, к концу второго эпизода) лошадкой светлой так и не становится. Говоря проще, в потенциале это довольно необычный проект, однако, что с этим потенциалом делать, авторы так и не придумали.
Необычность же вот в чем: в центре сюжета здесь актриса-звезда, которая мучается вовсе не от тягот гламура, а от собственных профессиональных кошмаров. Другая ее беда – режиссеры-артхаусники, требующие играть то бескрылых ворон, то метафору мировой женской скорби. А ей бы просто зареветь в кадре по-бабьи, да оплатить счета – большего и не надо. И вот из этой-то бесхитростной ситуации режиссер пытается вылепить нечто оригинальное, микшируя комедию с производственной драмой и щедро разбавляя получившийся результат элементами сюра. Тем не менее, у Марко Мартинса что-то не складывается – и в итоге «Сара» получается сбивчивой, запутанной и невнятной.
Режиссер Нир Бергман
В ролях: Генри Давид, Таль Кахана
«Хотя бы сегодня» Нира Бергмана – лауреат 10-го международного фестиваля сериалов Series Mania в Лилле, получивший там специальный приз жюри. Причем кому-то может показаться, что выстрелил он лишь благодаря своей теме: речь в «Just for today» идет о реабилитации бывших заключенных. Тем не менее, это не совсем так. Да, в первых эпизодах сериал скуп на краски и на эмоции. Да, авторы решили не мелочиться, поэтому большую часть хронометража отдали проблемам УДО и сеансам групповой терапии. Однако постепенно сериал набирает обороты, в нем крепнет любовная линия, и концу второго эпизода ты начинаешь понимать, что сдержанность «Just for today» обманчива: за деловитостью разговоров и визуальным холодком кроится энергия большого взрыва.
Режиссер Джонни Кэмпбелл
В ролях: Пэдди Консидайн, Бел Паули, Набхаан Ризван
Можно сказать, что британский «Информатор» – это злободневность, помноженная на психологизм и отлично разработанную детективную составляющую. Под прицелом сюжета здесь серия терактов и группа агентов, эти теракты расследующая. А так как полиция внезапно теряет ценного информатора (он был убит), то помимо расследования агенты вынуждены заниматься поиском новых кадров – и находят молодого пакистанского беженца Разу, который согласен осваивать ремесло стукача в обмен на неприкосновенность своей семьи.
Таким образом, основных сюжетных ветвей в сериале две: это житье-бытье полицейских (секреты и особенности вербовки, специфика работы под прикрытием) и житье-бытье информатора Разу, чьими глазами мы видим мытарства беженцев, оказавшихся в Лондоне. Работал же над проектом Джонни Кэмпбелл, звезд с неба не хватающий, но считающийся крепким профессионалом: в списке его регалий премии «Эмми» и BAFTA, а в фильмографии – проект «Во плоти» и серии для «Мира дикого Запада», «Доктора Кто» и «Бесстыдников».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…