Рецензии

[ММКФ-2019] Гений в бронзе: рецензия на фильм «Работа без авторства»

Маленький Курт (в фильме Рихтера зовут Курт Барнерт) в конце 1930-х приезжает в Дрезден на экскурсию — раньше он жил в городе, но затем семью выселили из-за отказа отца вступать в национал-социалистическую партию. Трудные времена скрашивает общение с чудесной тетей (Саския Розендаль). Она очень красивая, но немного не от мира сего: Мондриана с Кандинским и прочее дегенеративное искусство любит, а Гитлера — нет. Однажды на параде ей поручат отдать фюреру букет, после чего она сядет играть на фортепьяно перед племянником — голой. После этого, несмотря на арийскую внешность, ее отправят в лечебницу, где вовсю идет работа по избавлению идеальной нации от потенциальных вырожденцев. После войны восточный немец Курт поступит в художественное училище, где его будут учить рисовать Ленина и колхозниц, но прославится он многим позже не благодаря им. Первый успех ему принесут картины, на которые перенесены снимки, запечатлевшие травматическую память немецкого народа, и Рихтера в том числе.

Среди участников программы 8 ½ фильмов, в рамках которой «Работу без авторства» показали на ММКФ, лента больше всего напоминает голливудское кино — с отличной операторской работой (снявшего фильм Калеба Дешанеля номинировали за нее на «Оскар»), понятным сюжетом, очевидным разделением на хороших и плохих героев, преодолением и борьбой, которые вознаграждаются хэппи-эндом. Как снимать кино, которое оценят в Голливуде, фон Доннерсмарк знает хорошо: его первый фильм «Жизнь других» получил «Оскар» как лучшая картина на иностранном языке. Во втором, «Туристе», главные роли играли Джонни Депп и Анджелина Джоли.

Но «Работа без авторства» — голливудское кино в худшем смысле, собрание штампов и сентиментальных пошлостей. Например, в фильме есть такая сцена: герой сидит на дереве посреди хлебных полей и вдруг понимает про жизнь все. Он спускается на землю и, улыбаясь, бежит между налитых золотых колосьев; звучит мажорная фортепианная музыка. В еще одной нелепой сцене герой переживает момент триумфа: камера кружит вокруг него, снова звучит фортепианная музыка, только торжественная (ее в фильме более чем достаточно — и сопровождает она примерно все: от первого свидания до похода в кино на «Психо»). И если в этих случаях штампы смущают только эстетическое чувство, то подобное дурновкусие и бесстыдное изображение страданий в лагерных сценах кажется вовсе неэтичным.

В фильме действуют злые нацисты (Себастьян Кох), добрые обычные немцы (Йорг Шютауф), советские функционеры (Евгений Сидихин) и современные художники — все настолько шаблонно-карикатурные, что их действия можно предугадать заранее. Лишь один раз это узнавание работает на фильм: когда в кадре появляется Йозеф Бойс в шляпе и жилетке с карманами, зритель наконец может получить удовольствие от игры в угадывание.

Сказать, хорош ли Том Шиллинг, который сыграл главную роль, сложно: Рихтер в его исполнении постоянно находится в растерянности, которую режиссер, видимо, пытается выдать за возвышенную задумчивость настоящего гения. При этом фон Доннерсмарк, который явно критически показывает рассуждающего о вреде дегенеративного искусства нацистского экскурсовода и преподавателя академии, провозглашающего единственным настоящим искусством соцарт, почему-то больше всего издевается над совриском («Главное — найти свой угол», — поучает героя приятель, годами методично забивающий гвозди в доски).

Биография Герхарда Рихтера — не такого известного художника, как Джексон Поллок или Лучо Фонтана (обоим досталось в фильме) — великолепный материал для высказывания о личности и истории. Но если в жизни Рихтер сумел возвысить бытовое, превращал случайные снимки, незначительные, маленькие — и в плане фактического размера — в произведения искусства, то здесь все ровно наоборот. Фон Доннерсмарк преподносит ему как гению огромный парадный портрет, в котором Рихтера ждет участь, которой он смог избежать в искусстве: забронзоветь.

Российская премьера «Работы без авторства» запланирована на 12 сентября 2019 года. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

2 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

16 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

18 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

20 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

22 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

24 часа назад