Фильмы-участники фестиваля рассказали про вырождающееся дворянство, расстройство множественной личности, московского рокера Анатолия Крупнова, спортивный успех и многое другое.
«Земля»
Реж. Николаус Гейрхальтер
Австрия
Австрийский современный классик документального кино Николаус Гейрхальтер («Хлеб наш насущный», «Человек разумный») снял фильм об отношениях между людьми и планетой. Он наблюдает за добычей полезных ископаемых, стройками, археологическими раскопками и изменением ландшафта — режиссер показывает, как мы пытаемся поменять поверхность Земли, выкапывая, взрывая, разрушая и строя.
«Земля» начинается как рассказ о людях, которые меняют поверхность планеты для своих нужд – новых жилых кварталов, больниц, детских садов и кинотеатров, давая понять зрителю, что человек уже сильнее природы. Затем он говорит о людях, занимающихся изменением ландшафта. Для кого-то из них это призвание, для кого-то чистый адреналин, а есть и те, кто своей работой пытаются минимизировать ущерб окружающей среде. Последние утверждают, что из-за неаккуратного и недобросовестного захоронения токсичных отходов в прошлом, обеспечивать безопасность придется еще в течение сотен тысяч лет. Фильм завершается пассажем о том, что, как бы люди не старались сделать добычу ископаемых менее вредоносной для земли, избегать экологических катастроф не удается, а ресурсы все же конечны, и никто не знает, что будет, когда они закончатся.
Что именно хотел сказать Гейрхальтер остается не совсем понятным. Предупредить людей о надвигающейся опасности или просто дать понаблюдать за тем, как в разных частях света человек расковыривает горные породы в поисках энергии или материалов для чьего-нибудь нового гаража. Да, Земля меняется слишком быстро и, возможно, Илон Маск и Джефф Безос правы, говоря о том, что нашей планете осталось не так долго и пора бы подыскать новую.
«Анатолий Крупнов. Он был»
Реж. Дарья Иванкова
Россия
https://youtu.be/fdJgJd1_ki0
Единственная полностью биографическая работа в конкурсе. Рассказывает картина о культовом рок-музыканте Анатолии Крупнове – лидере группы «Черный обелиск» и бывшем басисте «Неприкасаемых» и «ДДТ». Анатолий прожил короткую (умер в 31 год), но насыщенную жизнь – типичный рокер прошлого века.
Фильм соткан из интервью его близких друзей, родственников и коллег, а также архивных съемок для телепередач или концертов. Друзей у музыканта было много, и каждый отзывается о нем, как о светлом и чистом человеке.
Помимо жизни Крупнова, Иванкова пытается исследовать дух 90-х, которое многим казалось переломным в истории России. «Тогда мы думали, что меняем жизнь и время, но, в итоге, мы все ******ли. Я не знал, что пока мы поем песне о свободе у Белого дома, прямо под нами люди ели икру и делили власть», — вспоминает близкий друг и коллега Крупнова Гарик Сукачев.
Для музыкантов 90-е стали настоящим испытанием – после падения железного занавеса на постсоветское пространство обрушился поток наркотиков. Крупнов с испытанием зависимостью не справился – наркотики так подкосили его здоровье, что тело не выдержало изнуряющего графика записи нового альбома.
«Зимние терзания»
Реж. Сидсе Торстхольм Ларсен, Стурла Пильско
Норвегия, Гренландия, Дания
Гренландия, самый крупный остров на планете, стала датской колонией еще в 1814 году и с тех пор не выходила из-под политической и экономической зависимости от Королевства. Однако в начале 2000-х в глазах местных эскимосов забрезжил лучик надежды – гигантская американская металлургическая компания задумала вложить в остров порядка 3,5 млрд долларов в течение десятилетия (ВВП всей Гренландии равен примерно 1,1 млрд долларов — прим. ред). Таким образом, благодаря вливанию астрономических средств островитяне смогли бы справиться с зависимостью и, наконец, обрести хотя бы финансовую свободу, важную для любой народности.
С 2006 года в крошечном рыбацком городке Маниитсок началась борьба с ожиданием. Абсолютно все жители подсели на иглу призрачного, но такого притягательного финансового благополучия в будущем, что во многом совершенно перестали жить сегодняшним днем. В городе начались невероятные проблемы с безработицей, пьянством и домашнем насилием, а молодежь перестала видеть смысл прозябать в деревне и повалила в столицу – где «хотя бы есть кинотеатр и фитнес-центр».
Стурла Пильско, один из режиссеров проекта, сам вырос в деревне с населением всего в 900 человек, поэтому не понаслышке знает о том, как нестерпимо тошно бывает в маленьких поселениях в эру глобальной урбанизации. Жизненные проблемы и сложности островитян связаны не только с несбывшейся «американской мечтой», но им оказывается так сложно трезво взглянуть на сегодня, когда впереди есть пока неосязаемое, но такое сладкое завтра.
«В поисках величия»
Реж. Гейб Польски
США
Что делает нас уникальными и непохожими на других? Почему один человек становится успешнее остальных? Есть ли внутри каждого из нас предопределенность стать великим? Именно этими вопросами задался известный американский документалист Гейб Польски, поработавший над сериалом «Гений» для National Geographic и исследовавший феномен одной из самых успешных команд в истории спорта – советской сборной по хоккею в фильме «Красная армия».
В спорте вроде бы ясно, что делает тебя великим – наибольшее количество очков, пасов, голов или ударов по телу соперника. Но почему одни спортсмены, с не самыми выдающимися данными оказывается успешнее других, с куда большей антропометрической расположенностью к успеху. Для своего исследования Польски углубился в самые популярные виды спорта и попытался узнать у хоккеиста Уэйна Грецки, игрока в американский футбол Джерри Райса и футболиста Пеле, почему именно их имена навсегда стали нарицательными, а поклонники спорта и через сотни лет не забудут их выступления.
Спортивный успех – это сплав. Сплав обстоятельств, таланта, удачи, трудолюбия и, главное, любви к своему делу. «Друзья в детстве часто звали меня в кино вечером. И папа постоянно просил сходить с ними погулять. Но я отказывался, брал клюшку и шайбу и шел на задний двор. Потому что я любил это делать и был по-настоящему счастлив, играя в хоккей», — вспоминает Грецки, чье имя, скорее всего, навсегда останется на первом месте в списке самых результативных игроков в истории НХЛ.
«В поисках величиях» не дает рецептов и формул успеха, зато отлично раскрывает личности величайших спортсменов в истории – от Майкла Джордана до Серены Уильямс – и дает прекрасную возможность заглянуть во внутренний мир тех, кто каждые выходные своими действиями на кортах, полях, площадках и катках собирают миллионы зрителей.
«Наследие»
Реж. Карл Олссон
Дания
Документалисты редко рассказывают и показывают жизнь состоятельных людей – в теме бедности куда проще найти драму и куда легче ее преподать. Карл Олссон задался вопросом – как в 21-м веке живут те, кто получил гигантское наследство, сколоченное предками еще веке в 17-м.
Никто из героев «Наследия» никогда не ходил на работу из надобности (а многие вообще никогда не работали), не занимал до зарплаты и не отслеживал скидки в ближайшем супермаркете. Зато в их ежедневном расписании есть охота на дичь, верховая езда и инвентаризация семейного угодья.
Дворянство в 21 веке смотрится очень рудиментарно. Тотальное желание реализовать себя и невероятное количество возможностей сделать это убивает традиционные идеи помещества, поэтому оно проходит неизбежную мутацию. Сложно сказать, как долго классовое деление еще просуществует, но, глядя на героев медитативного «Наследия», ждать осталось недолго.
«Людно внутри»
Реж. Ольга Львова
США
Friends, we have super exciting news!!!! The World Premiere of Busy Inside will take place at the Moscow International Film Festival this April — in the competition program! We are dancing and drinking champaign: after 3,5 years in the making we can't wait to share the film with you! Stay tuned for the screening info if you are in Moscow this spring.
Posted by Busy Inside on Tuesday, March 19, 2019
В 1981 году писатель Дэниел Киз привлек своим прорывным документальным романом внимание миллионов читателей к истории Билли Миллигана – первого человека в истории США, который был признан невиновным в совершении преступления по причине диссоциативного расстройства личности. С тех пор о множественных личностях были написаны сотни работ и сняты десятки фильмов.
«Людно внутри» рассказывают историю нескольких пациентов с психическими проблемами, а также их взаимодействия с психиатром. Психиатр, к слову, оказывается крайне нестандартным – она сама страдает от этого расстройства, а внутри нее живет около 14 личностей. Однако, в отличие от вышеупомянутого Миллигана, врач может управлять всеми персонажами внутри себя и вызывать «на свет» каждого из них по необходимости.
Рефреном через всю картину проходят детские травмы героинь – все они подвергались сексуальному насилию или чрезвычайно жестокому обращению со стороны родителей, после чего, пытаясь передать боль другому человеку, развили в себе множество личностей. Именно поэтому Львова посветила свою работу всем тем, кому в детстве пришлось пережить тяжелые травмы.
«Потому что мы мужики»
Реж. Петтер Соммер, Ю Вемунн Свендсен
Норвегия
В одном из маленьких норвежских городков есть 25 мужиков, которые футболу или тренажерным залам предпочитают хоровое пение. Они весьма популярны среди местных жителей, поэтому споров о том, кто должен выступать на разогреве у Black Sabbath, которые совсем скоро приедут с концертом в их город, не было. Парни счастливы, но есть одна проблема – их руководителю и сердцу коллектива – Ивару Крогу – ставят смертельный диагноз. Врач дает прогноз: больной проживет не больше двух месяцев, а концерт будет только через 100 дней.
Эти 100 дней стали одновременно испытанием и школой для дирижера и всех членов хора. По их мнению, мужики редко вслух говорят о своих переживаниях и чувствах, но когда в твое племя, а именно частью племени они себя и ощущают, приходит беда, стереотипное мышление уступает сентиментальности. По сути, весь город объединяется перед лицом смертельного диагноза, стараясь скрасить и сделать незабываемыми последние дни жизни Ивара. Каждому по-своему тяжело, грустно и больно, но столь желанное выступление перед концертом легендарной группы объединяет всех героев перед неотвратимым концом.
Еще 10 лет назад, когда хор только основывали, все хористы заключили договор лишь с одним пунктом в нем – каждый из них должен петь на похоронах товарища. Договор был заключен в шутку, но оказался очень трогательной и важной точкой в отношениях дирижера и его подопечных.
Комментарии