Валерий Попенченко был настолько удивительной личностью, что даже странно, что до этого момента игровых фильмов про него не снимали. Перепробовав массу видов спорта, он мог сделать блестящую карьеру не только в боксе. Причем Валерий был не только великолепным атлетом, но и, например, прекрасно играл в шахматы, писал стихи, в совершенстве знал английский язык, а уже повесив перчатки на гвоздь, стал кандидатом технических наук.
А ведь на ринге часто выигрывает не тот, кто сильнее, а тот, кто умнее. Во многом именно поэтому за свою недолгую карьеру Попенченко одержал 200 побед, став одним из самых выдающихся боксеров в истории советского спорта. Он с 1961 по 1965 год удерживал за собой звание чемпиона СССР, дважды становился чемпионом Европы и неизвестно, сколько бы еще раз победил, если бы не оставил бокс в возрасте 28 лет из-за проблем со здоровьем.
Наконец, ни до ни после Валерия никто из российских спортсменов не получал Кубок Баркера (награда вручается самому техничному бойцу), завоеванный им на Олимпийских играх в Токио в 1964 году. Собственно, легендарной золотой медали, завоеванной Попенченко в Токио, и посвящен новый фильм Артема Михалкова.
Мистер Нокаут – так прозвали советского боксера иностранные журналисты за то, что почти все его поединки заканчивались, толком не успев начаться, потому что Валерий сокрушительным ударом укладывал соперников на пол, и фильм прослеживает весь путь спортсмена.
Вот он еще совсем мальчик в послевоенном Ташкенте, где ввязывается в драки с местными пацанами, которые дразнят его Пончиком. Теперь он уже в Ленинграде середины 1950-х, где отстаивает на ринге честь своего военно-морского училища. Потом, сойдя в увольнительную на берег в польском Гданьске, участвует в нелегальных боях. И наконец, в Токио, куда Мистер Нокаут полетел, несмотря на препоны со стороны спортивных чиновников…
Сценаристы оставили за скобками загадочную гибель Попенченко (в 37 лет он упал с третьего этажа в лестничный пролет недостроенного главного корпуса МГТУ им. Баумана, где работал на кафедре физвоспитания), поставив точку на пике, в японской столице, за 11 лет до трагедии – испытанный прием, знакомый, например, по «Легенде №17» и «Чемпиону мира».
И едва ли кто-то сможет их в этом упрекнуть, потому что чего-чего, а сюжетных перипетий в фильме и без того хватает. Причем не только спортивных. Историю украшают и первая детская любовь (конечно же, несчастная), и первая настоящая взрослая – с романтическими поисками прекрасной незнакомки – почти как в «Золушке».
Есть тут и злодей в лице зловредного чинуши, и, конечно, наставник – тренер спортивного общества «Динамо» Григорий Кусикьянц, который оказал колоссальное влияние на физическую, техническую и психологическую подготовку молодого боксера.
Последнего сыграл мало на него похожий внешне, но (по оценкам тех, кто знал Кусикьянца лично) потрясающе точно воссоздавший внутренне Сергей Безруков. Ну а образ заглавного героя достался «последнему богатырю» Виктору Хориняку, который подошел на эту роль как никто. Актер тоже был курсантом кадетского корпуса и занимался разными видами спорта, включая бокс. Неудивительно, что в сценах поединков он так убедителен.
В целом фильм, очевидно, идет по стопам лучших российских спортивных драм последних лет, среди которых, помимо уже названных выше, стоит назвать «Движение вверх» и «На острие». И Артем Михалков достойно удержал высокую планку.
Хотя, конечно, кино – творчество коллективное, и то, что картина смотрится на одном дыхании, – заслуга многих людей. В том числе и одного из самых востребованных российских операторов Юрия Никогосова («Холоп», «Псих»), и создавших яркие образы актеров – Инги Оболдиной, Евгении Дмитриевой, Ангелины Стречиной, Никиты Тарасова. Все они подарили зрителям яркое путешествие во времени и пространстве.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…