Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Минус один»: Идеальный блокбастер о Годзилле выглядит так

«Минус один»: Идеальный блокбастер о Годзилле выглядит так

11 мая 2024 /
«Минус один»: Идеальный блокбастер о Годзилле выглядит так

Восхищаемся неожиданным японским хитом, который принес легендарному титану первого «Оскара».

1945 год. Вторая мировая война почти завершилась. Япония ее почти проиграла. Токио разрушен. Люди голодают. Никто не смотрит в завтрашний день с оптимизмом. Пилот-камикадзе Сикисима (Рюносукэ Камики), растеряв остатки мужества, улетает с боевого задания и приземляется на острове Одо. Там расположена база японских ВМС. И тут, в довесок ко всем бедам, на остров нападает огромная тварь из морской пучины. Годзилла. Сикисима вновь сплоховал: не нажал на гашетку. Хотя пулеметная очередь могла задержать чудовище. Но надо как-то жить дальше. Сикисима возвращается в Токио. И понимает, что рано или поздно атака Годзиллы должна повториться.

В далеком 1954-м, 70 лет назад, Годзилла явил себя миру как мрачная метафора ядерного конфликта и холодной войны. Его пробудили подводные испытания водородной бомбы, вследствие чего монстр озверел и обзавелся мощным лучом, вырывающимся из пасти. А также специфической текстурой кожи, что напоминала шрамы пострадавших от бомбежки Хиросимы. Постепенно, правда, метафоричность куда-то улетучилась. Годзилла как прародитель жанра кайдзю, поставщик хлеба и зрелищ, возвращался десятки раз – как правило, чтобы столкнуться с другим чудом-юдом. В названии большинства подобных лент японского производства встречается манящее словечко «против»: Годзилла против Хедоры, против Мегалона, против СпейсГодзиллы, против Мехагодзиллы…

В Голливуде титан и вовсе стал своим в доску. Фильм Роланда Эммериха 1998 года заслуженно отхватил две «Золотых малины», но полюбился ценителям жанра как громкое, безмозглое, веселое развлечение со взрывами, дождливым Манхэттеном и симпатягой Мэттью Бродериком. В 2022-м режиссер первого «Годзиллы» Исиро Хонда философски заявил, что «нынешние картины о Годзилле сконцентрированы чисто на разрушениях. Аудиторию меньше волнует история – их интересует, что еще способен выкинуть разъяренный гигант. Думаю, такова специфика нашего времени. Но авторам этих фильмов виднее, и я не буду их критиковать». Иными словами, Годзилла давно превратился в раскрученный бренд, который назойливо продается и активно покупается.

«Годзилла: Минус один»

Впрочем, сборы последних шедевров не больно-то грандиозны: $470 млн у «Годзиллы против Конга» (2021) и $546,9 млн у «Новой империи». Нет, с одной стороны, неплохо, конечно. Особенно рядом с феерическими фиаско вроде «Флэша» и его $271,3 млн. С другой стороны, до заветного миллиардика пока далеко. «Остров черепа», успешнейший проект монстрверса, собрал почти вдвое меньше этой суммы – $561 млн. Параллельно Годзилла прописался на стримингах: авторы сериала «Монарх» попытались доказать, что не одними лишь монстрами монстрверс славен. И до отказа набили его драматичными (типа) ситуациями, сложными (типа) характерами и прочими элементами, с которыми Годзилла вообще-то не ассоциируется. Получилось любопытно местами, но не блестяще.

А вот японские энтузиасты во главе с режиссером и VFX-супервайзером Такаси Ямадзаки справились с аналогичной задачей на пять с плюсом. В борьбе за визуальный «Оскар» фильм «Годзилла: Минус один» с «копеечным» бюджетом $15 млн обставил таких грозных конкурентов, как «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть 1» ($291 млн), «Стражи Галактики. Часть 3» ($250 млн), «Наполеон» ($200 млн) и «Создатель» ($80 млн). В памяти всплывает сенсация 2014-го, когда фантастическая драма Алекса Гарленда «Из машины» (тоже за $15 млн) обошла «Безумного Макса», «Марсианина», «Выжившего» и «Пробуждение силы». Годзилловский «Оскар» стал первым на счету легендарного монстра и тем автоматически вписал «Минус один» в историю. Но знаете, что занятно? Что и «Оскар», и CGI здесь – не главное.

«Годзилла: Минус один»

Это рвет устоявшийся шаблон зрительского восприятия лент о Годзилле, согласно которому нам, как отметил мудрый Исиро Хонда, лишь взрывов с дестроем подавай. «Минус один» без них не обошелся. «Бабахов» тут немало, и все – бесконечно зрелищные. Налет Годзиллы на остров Одо, его столкновения с кораблями, хаос в Токио и сокрушительная развязка – превосходный эпик, выглядящий в десять раз дороже реально вложенных средств. Сказать кому, что над эффектами трудилась крохотная команда из 35 человек, – не поверят. Но куда важнее, что Годзилла обрел былой символизм. Который оказался пугающе актуален. В новом ящере нет ничего дружелюбного (хотя Ямадзаки придумывал его образ, вдохновившись повадками котика): это первобытная, неприрученная, деструктивная сила, воплощенное зло, после набега на Токио оставившее за спиной 30 тыс. трупов и 20 тыс. уничтоженных зданий. Еще и является героям в ПТСР-кошмарах.

Годзилла напоминает, как хрупок мир, в котором мы живем, как непредсказуемо будущее, как зыбко международное равновесие в настоящем. Идеи не революционные, но злободневные, достойные осмысления и обсуждения. А если столь глобальные посылы вас все-таки не впечатляют, «Минус один» предлагает и более камерный уровень вовлеченности – через истории отдельных людей. Пытающихся жить после катастрофы национального и частного масштаба. Тот же Сикисима струсил, лишился чести, поэтому развитие его персонажа – эдакий путь самурая: из малодушного дезертира он превращается в идущего на смерть и приветствует ее как долгожданное искупление. А потом осознает, что и красивым самопожертвованием ничего не исправить.

«Годзилла: Минус один»

Свежий «Годзилла» печален, хотя мог бы быть еще печальнее и беспросветнее. Сразу в нескольких ключевых эпизодах Ямадзаки решил не отнимать у нас надежду, за что драматургически его хочется пожурить, а по-человечески – понять и простить. «Минус один» вообще удивительно человечен, причем человечность его эмоциональна и надрывна, но при этом – трогательна и проста. Обычные японские мужички сколачивают народное ополчение, чтобы бросить вызов Годзилле, и восстанавливают истребитель, дабы Сикисима смог возглавить финальную миссию. В любви к небу и людям, в здоровой обеспокоенности судьбой мира сквозит что-то от Хаяо Миядзаки: если бы ему взбрело в седую голову поставить фильм о Годзилле, он сделал бы его примерно таким. Название «Мой сосед Годзилла» напрашивается само собой.

И совсем не парадоксально, что лента, завоевавшая «Оскара» за лучшие визуальные эффекты, запоминается не столько визуальными эффектами, сколько тем, что происходит в их отсутствие. Внутренними страстями юного камикадзе. Его странной связью с девушкой, вместе с которой он воспитывает ребенка-сироту. Спокойной и даже умиротворенной рутиной – когда ополченцы дружно разрабатывают план по ликвидации титана. План довольно наивный, обреченный на провал, но наивность – ничто по сравнению с обжигающим энтузиазмом и отчаянной верой в успех. Все эти составляющие – наивность, энтузиазм и вера в лучшее (плюс несомненное техническое мастерство) – в равных пропорциях распределяются по «Минусу» и во всеуслышание заявляют: Годзилла – это серьезно. Иначе зачем бы ему существовать еще и в элегантном ч/б?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: