Имя народного артиста РФ Сергея Маковецкого известно всем, а благодаря мультипликационной франшизе про богатырей, где он озвучивает князя Киевского, его голос узнает любой ребенок. При этом звезда и гордость отечественного театра и кино остается одним из самых закрытых и загадочных актеров, и мало кто может объяснить его феномен. Но мы попытаемся.
В середине 1990-х бытовало суждение – мол, будущее российских кино и театра магическим образом определяют актеры, чьи фамилии начинаются с буквы «М»: Машков, Миронов, Маковецкий. Иногда к ним добавляли еще и четвертого – Меньшикова, формально ставшего звездой чуть раньше.
Сейчас понятно, что шутливая конспирология, связанная с «фамильным сходством», была нужна только для красного словца. Эти артисты бесконечно разнятся по амплуа и по творческим траекториям своих карьер, однако есть у них и кое-что действительно общее – некоторая нездешность, загадочность. Эти артисты олицетворяли новую эпоху в российском кино – буквально были новыми лицами.
С тремя остальными понятно: Владимир Машков, Евгений Миронов и Олег Меньшиков, что называется, герои – блестящие актеры, руководители театров, звезды, с которыми хочется ассоциироваться широкому зрителю. Те, о ком много говорят, кого ставят на обложки глянцевых журналов и кому зачастую, впрочем, приходится доказывать свою способность удивлять зрителя. Сергей Маковецкий же удивлял с самого начала.
Его актерская судьба всегда была далека от определенности – образа, амплуа, следующего шага. Рослый (180 сантиметров) и спортивный (в юности занимался водным поло), он сыграл первую роль еще в школе – Аркадия Счастливцева в пьесе «Лес» Александра Островского. Взволнованный предложением учительницы английского, он выучил довольно большую роль всего за сутки, придумал герою хромоту и в итоге так увлекся процессом, что решил стать актером.
Впрочем, первые попытки поступить в театральный в родном Киеве, а потом и в Москве удачей не увенчались. Но Маковецкому все же удалось поступить в Щукинское училище, а потом и в Театр им. Евг. Вахтангова, где он служит и по сей день.
«У меня очень много кинопризов. Три «Золотых орла», две «Ники», два «Золотых овна», еще есть «Золотое яблоко», «Золотой листок» и Гран-при разных кинофестивалей, – рассказывает Сергей Васильевич. – А вот театральных призов у меня практически нет. Есть только одна «Хрустальная Турандот» – за «Дядю Ваню». Но нет и нет, никакого сожаления по данному поводу я не испытываю. На полочки есть что поставить».
В Театре им. Евг. Вахтангова Маковецкий служит вот уже больше четырех десятилетий. То, что называется «актерским аппаратом», как известно, получает регулярные тренировки именно в театре, и, учитывая спортивную юность, народный артист РФ наверняка прекрасно понимает необходимость таких тренировок и не ропщет на судьбу за то, что эта практика не приносит вожделенных многими наград.
Зрители все равно неизменно ходят в театр «на Маковецкого». В 1990-е это была «М. Баттерфляй» в Театре Романа Виктюка, теперь – «Дядя Ваня» и «Евгений Онегин» Римаса Туминаса – настоящая современная театральная классика. Впрочем, кино в жизни актера всегда было значительно больше, а главное, именно этот синтетический вид искусства максимально полно раскрыл его удивительное, не поддающееся четкому определению дарование.
Поколение артистов, определивших кинематограф конца ХХ века, обладало совершенно иной, несоветской психофизикой. И Маковецкий в этом смысле был, пожалуй, выразительнее прочих. Даром что одними из первых его киноработ были роли в двух экранизациях Максима Горького – «Жизни Клима Самгина» (1986–1988) и романа «Мать» (1989). Великий пролетарский писатель, несмотря на свою включенность в создание идеологии коммунистического государства, своими героями всегда делал людей переходного периода. Все они уже не «там», но еще и не «здесь». Сергей Маковецкий для этих ролей подходил идеально, а главное – эта самая его пограничность, как бы непроявленность черт стала уникальной индивидуальной краской, обеспечившей долгую жизнь в искусстве.
Критики уже не первый год бьются над тем, чтобы как-то описать, навесить ярлык на то, что делает на экране Сергей Васильевич, придумать название этому самому амплуа. Определения колеблются в диапазоне от наследника Смоктуновского до классического «человека без свойств», способного воплотить на экране практически любой образ. Однако все это звучит неточно и не слишком убедительно. Маковецкого сложно (в любые годы) представить Гамлетом или даже князем Мышкиным, а многие его работы – при всей их разности – носят на себе очевидный авторский оттиск. Вспомните Белкина из «Брата 2» (2000) или Черненко в «72 метрах» (2004) – диаметральную противоположность характеров примиряет абсолютная актерская достоверность.
Очевидно и еще кое-что – отстраненность, потусторонность, легкий холодок, который пробегает по спине при появлении даже самых положительных его героев. Ведь неслучайно за год до принесшего ему всероссийскую славу и место в высшей актерской лиге «Макарова» (1993) Владимира Хотиненко Маковецкий сыграл в «Патриотической комедии» (того же Хотиненко) – фильме о том, как тихий странноватый интеллигент обнаруживает в собственном шкафу тайный проход в другие страны.
В 1993-м Сергей Васильевич сыграл в фильме «Маленькие человечки Большевистского переулка, или Хочу пива», где его герой зовется просто Человечек – домовой, вновь «пограничник» между нашим миром и тем, который существует то ли в фантазиях и мороке, то ли просто за пределом обыденной реальности. Да что там, тот же «Макаров» – это ведь тоже история про морок, липкий кошмар о превращении человека (поэта!) в приложение к пистолету. Сложно представить другого артиста, который в любую эпоху сделал бы себе имя такой странной ролью, однако Маковецкий был в ней столь пугающе убедителен, что если не влюбил, то навсегда приковал к себе внимание.
Любопытно, что эта самая пограничная странность характеров, сыгранных актером, сохраняется на протяжении всей его экранной жизни. Взять хотя бы героя из «Ликвидации» (2007), карманника Фиму-полужида, – что это, скажите на милость, за имя-то такое?! Приверженность персонажам-перевертышам, которые либо сами оказываются не теми, кем выглядят, либо выворачивают наизнанку привычную реальность, – родовой признак или знак качества Маковецкого.
И какими бы ни были времена, для него всегда находится работа. Видимо, дело в том, что его герой – это не «маленький человек», а герой нового времени, место которого год от года становится лишь значительнее. Достаточно вспомнить, что в «12» (2007) Никиты Михалкова именно персонаж Маковецкого становится носителем «разумного сомнения», запускающего драматургический конфликт картины.
И вот еще один парадоксальный факт: двумя главными режиссерами в карьере Маковецкого стали постановщики, склонные к работе с классическим и историческим материалом: Владимир Хотиненко и Сергей Урсуляк. С одним, помимо упомянутых картин, артист работал над «Гибелью империи» (2005), «Попом» (2009) и экранизацией «Бесов» (2014), для другого же стал и вовсе актером-талисманом. Первой ролью у Урсуляка стал, кстати, Басов из «Летних людей» (1995) по горьковским (опять же) «Дачникам». А дальше были «Исаев» (2009), «Жизнь и судьба» (2012), «Ненастье» (2018) и «Тихий Дон» (2015), где Маковецкий неожиданно перевоплотился в брутального Пантелея Мелехова.
«Если бы роли оказывали влияние на актера, он стал бы потрепанной купюрой, где непонятно, какого она достоинства. А ведь ты в каждую роль вкладываешь частицу самого себя. Иногда роль тобою движет. Ты совсем не ожидал от себя таких качеств, а сыграл какую-то роль, и вдруг тебе говорят: «Сереж, мы не ожидали от тебя, неужели ты такой?» – посмеивается Сергей Васильевич. За долгие годы он сумел сохранить важнейшие актерские качества – таинственность и непредсказуемость.
Ярким свидетельством того, что у Маковецкого есть, чем удивить, стала роль Ивана Грозного в сериалах Алексея Андрианова «Годунов» (2018) и «Грозный» (2020). Никто не мог ожидать, что тихий интеллигентный артист способен так перевоплотиться в одну из самых кровавых и одиозных фигур русской истории.
И дело здесь не в трех часах грима, которые ожидали его на каждой смене, а в том, что Грозный – такой же перевертыш, несбывшаяся надежда на русский Ренессанс, обернувшаяся террором, которая разыграна Маковецким не только как трагедия, но и как тайна, за которую его любят и которую не разгадали до сих пор. Тайна, которая всякий раз обрекает его на то, что, по собственному признанию артиста, ему сложнее всего пережить – фанфары.
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…