Одним из самых ярких внеконкурсных событий кинофестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске стал музыкальный концерт звезд кино, вторую часть которого Максим Дунаевский фактически превратил в собственный творческий вечер. 79-летний композитор пел, играл на рояле и даже танцевал, исполнив в общей сложности 11 своих хитов. Последний прозвучал на бис, поскольку публика не отпускала. И ее можно понять: прозвучали песни из таких всеми любимых фильмов, как «Д’Артаньян и три мушкетера», «Летучий корабль», «Ах, водевиль, водевиль…», «Карнавал» и «Мэри Поппинс, до свидания». Максим Исаакович – живая легенда, чему и стал подтверждением врученный ему президентом фестиваля Эмиром Кустурицей приз за вклад в киноискусство.
Вы один из тех, чье имя приходит на ум, когда мы говорим о музыке в отечественном кино. А что с новыми именами? Как вам творчество молодых коллег?
– Честно говоря, очень не хочется выглядеть старым брюзгой, но отвечу так: к сожалению, на наших глазах рушится само понятие музыки в кино. Композиторское искусство превратилось в диджейское. Это я констатирую не только потому, что смотрю фильмы, слушаю звуковую дорожку и делаю выводы, но и потому, что наблюдаю за своими студентами в Консерватории, многие из которых уже работают в кино. А в Академии имени Гнесиных я вообще преподаю на отделении музыки в кино. И я вам должен сказать, что очень плохо обстоят с этим дела, потому что молодые люди (и идет это не от них, конечно, а от режиссеров и продюсеров) считают, что саундтрек – это такая прикладная вещь, которую надо научиться производить, и все. Быть композитором как бы и не нужно уже. Надо просто извлекать некие звуки.
То есть это стало ремеслом?
– Именно ремеслом. Творчества в этом нет. Я пытаюсь в них его вдохнуть. И меня просит это сделать руководство Консерватории. Его само просить не надо – там все и так понимают. В Академии имени Гнесиных у меня экспериментальный курс, и вот тут такая установка звучит. А как можно вдохнуть жизнь, если изначально ко мне приходят не композиторы, а ребята, просто неплохо владеющие компьютерами и прочей электроникой? Ну, максимум, чем они могут вас порадовать, это новомодными битами, синтетической музыкой, составленной из чужих идей. Вот это-то и убивает кино!
Ну если, как вы говорите, установка исходит от режиссеров и продюсеров, видимо, их положение дел устраивает?
– Не совсем! Многие режиссеры спрашивают, а где же кинокомпозиторы? Я отвечаю: а вы их не там ищете! Вы почему-то решили, что это некая специальность. Нет, это не специальность! Просто для этого надо быть композитором. Как это и было всегда. Сегодня в кино царствует «саундтрек». Я это слово беру в кавычки, потому что оно означает звуковую дорожку. В его значении даже нет слова «музыка». Конечно, это не только наша проблема. Но если говорить о голливудских блокбастерах, то к ним музыку по-прежнему пишут большие композиторы. Я не знаю, почему у нас с этой дороги сошли. В России традиционно была очень сильная музыкальная школа в кино. И не только в кино.
А вы как-то это объясняете? Может, экономят? Оркестровка, репетиции, запись симфонического оркестра – это дорого?
– Бюджет на ситуацию, безусловно, влияет. В кино, конечно, недостаточно платят композиторам… Хотя, видимо, и правильно делают, потому что музыки-то там нет. Очень редко кто пишет оркестры, и в основном уже люди немолодого возраста.
Собственно говоря, прошлой осенью, например, вышел «Повелитель ветра», в котором звучит симфоническая музыка. И это Алексей Рыбников, который, не считая собственных кинопроектов, написал музыку для фильма впервые за долгие годы.
– Вот именно, что впервые за долгие годы! Не зовут почему-то композиторов. У них существует какой-то свой мир, малоизвестный широкой публике, очень ограниченный и лишенный творчества.
А насколько необходимо музыке и песням, написанным для фильмов в прошлом веке, некое современное звучание? Картинка, подход к монтажу, киноязыку могут устареть. А музыка? Новая аранжировка обязательна?
– Моцарт устарел? Или Бах? Конечно, нет! Я не сравниваю себя с этими классиками, но в любом случае, если песня записана и поется 40 лет, значит, она живет. Нужно ли ее переаранжировывать? Я скажу так: нужно освежить. Потому что появились какие-то новые технологические инструменты. Раньше были другие средства и звукозаписи, и воспроизведения. В Лас-Вегасе идет совершенно гениальный спектакль Cirque du Soleil под названием The Beatles LOVE, для которого проделана огромная работа. Были взяты – а не сочинены заново! – все дорожки The Beatles, которые они записывали. Их не переаранжировали, а именно освежили – внесли в них другой воздух, другую, более современную обработку. И поэтому зазвучало все вроде бы по-новому…
Ну The Beatles – не очень честный пример, потому что их ранние песни вообще записаны в моно, так что их как минимум в стерео нужно было переводить.
– Так переводить, а не переаранжировать – вы правильно сказали! Сомневаюсь, что постановка имела бы такой успех, если бы кому-то пришло в голову сделать аранжировку, лишившую песни ливерпульской четверки тех смыслов, который в них заложены. Ведь что у нас получается? Вышел фильм «Летучий корабль», и в нем для моих песен, которые вся страна знает по мультфильму Гарри Бардина, сделана аранжировка в стиле club mix. То есть для клубов и баров, где выпивают и танцуют, но не для кино.
Понимаю, что ставлю вас в неловкое положение, но в чем, на ваш взгляд, секрет бессмертия песен из того же «Летучего корабля», «Трех мушкетеров», «Мэри Поппинс»? «Ветер перемен» вообще стал гимном КВН…
– А в чем секрет долголетия любого, смею сказать, талантливого произведения? Раз оно живо, значит, в него вдохнули ту самую жизнь, с разговора о которой мы с вами начали.
Не могу не спросить про «кухню». А для всех ваших песен всегда сначала писались стихи, а потом музыка?
– Бывало наоборот. Я больше, конечно, люблю писать на текст – он очень помогает и вдохновляет, но бывали случаи, и когда подтекстовывалась уже готовая музыка. Так было, например, с «Все пройдет» (песня из комедии Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Куда он денется!» 1981 года, которую исполняет Михаил Боярский, – КР).
Вы уже три года возглавляете премию и фестиваль «Музыкальное сердце театра». В чем вы видите их основную задачу?
– Как и у любого фестиваля и любой премии, у нас цель одна – обратить на себя внимание, собрать людей этой профессии и сделать жанр более значимым. Мне кажется, у нас получается.
Наблюдал ваше выступление на фестивале. Получился полноценный ваш концерт. Вам в следующем январе исполнится 80 лет, во что, глядя на вас, невозможно поверить. Откуда в вас столько энергии?
– Мне трудно ответить на этот вопрос! Она всегда во мне была. Для меня это абсолютная данность. Энергия – она либо есть, либо нет. Так же, как и талант. Многому можно обучить, что-то можно прокачать, натренировать, но с энергией все иначе: есть нет от природы – значит, не судьба.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…