Легендарный микс киберпанка, кунг-фу и размышлений об искусственном интеллекте.
С того момента, как «матричная» лихорадка захватила весь мир, прошла четверть столетия. В 1999-м казалось, что Вачовски сделали невозможное – идейное и визуальное наполнение первой «Матрицы» явно опережало свой век и заставило кинематографистов играть по новым правилам.
Самое время разобрать систему уравнений, из которых построена «Матрица», и оценить ее культовость и новаторство с высоты прошедших лет.
Короли нового миллениума
1999 год был особенным не только для кинорынка, но и для всей планеты. Грядущий переход в новое тысячелетие расколол общество на два лагеря: одни надеялись, что 2000-й принесет дивный мир технологий, другие считали дни до апокалипсиса. Кажется, что «Матрица» не могла прорасти на иной почве, кроме как среди страхов и восторгов от наступления нового времени. Логично и то, что создатели картины тоже в своем роде оказались людьми нового поколения.
Братья (на тот момент) Ларри и Энди Вачовски, снявшие только одну ленту – эротический нео-нуар «Связь» 1996 года, загадочным образом смогли заработать кредит доверия индустрии. Получив средства на дорогостоящую футуристичную одиссею, режиссеры принялись за реализацию грандиозного плана.
А план был весьма амбициозный и, казалось бы, обреченный на крах – Вачовски заступили на территорию научно-фантастических фильмов о противостоянии людей и машин, уже занятую рядом мегауспешных проектов. Тут заправляли и «Терминатор» Джеймса Кэмерона, и аниме-хит Хидэаки Анно «Евангелион», и «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Кто бы знал, что им скоро придется подвинуться.
Проснись, Нео…
Вспомним синопсис картины: хакер по кличке Нео (Киану Ривз), тянущийся к разгадке тайн вселенной, наконец узнает главный секрет реальности вокруг него. Оказывается, человечество давно стало рабом разумных машин, захвативших планету и использующих энергию людей в качестве батареек для своего питания.
Привычный Нео мир на самом деле является матрицей, иллюзией, созданной искусственным интеллектом суперкомпьютера. В это время повстанцы во главе с таинственным Морфеусом (Лоренс Фишберн) ведут войну с агентами матрицы как в симуляции, так и в ужасающей реальности, оставаясь единственными свободными от рабства людьми во всем мире.
Соратница Морфеуса Тринити (Керри-Энн Мосс) находит Нео, чтобы пробудить его от сладкого сна в матрице: повстанцы уверены в том, что он Избранный, которому суждено спасти мир. С этого момента герою Ривза предстоит пройти нелегкий путь от осознания всей правды до принятия своего незаурядного титула мессии. А матрица, конечно же, не дремлет и вставляет палки в колеса команде Морфеуса и Нео.
Элементы матрицы
Не секрет, что дитя Вачовски соткано из ряда философских, культурных и религиозных воззрений и аллегорий. Из очевидных источников вдохновения для концепта «Матрицы» можно выделить миф Платона о пещере, подвергающий сомнению реальность мира, который мы познаем с помощью органов чувств.
Помимо влияния трудов научных фантастов XX века, в том числе Артура Кларка и Айзека Азимова, лента вдохновлена и сказками, за кажущейся простотой которых прослеживается тот же платоновский гностицизм. «Матрица» изобилует оммажами к «Волшебнику страны Оз» и «Алисе в стране чудес» – чего только стоит культовая фраза «следуй за белым кроликом», обращенная к Нео.
Среди поп-культурных течений, влившихся в код «Матрицы», заметны и хакерство, грозившее корпорациям в 1990-е, и киберпанк, тренд на который задали «Бегущий по лезвию» и классические аниме «Акира» и «Призрак в доспехах». Визуальные отсылки к последнему Вачовски даже спрятали в своей картине – так, кислотно-зеленый код матрицы, пробегающий на экране компьютера в заставке, был позаимствован именно из «Призрака».
Добро пожаловать в реальный мир
«Матрица» основана на идее о том, что контроль людей над своей жизнью на самом деле иллюзорен, а наша реальность является симуляцией, подобной экранной. Внутри этой концепции настоящими правителями мира можно считать прочих разумных созданий, включая искусственный интеллект и инопланетян, Бога или другие тайные силы, о существовании которых мы можем и не подозревать.
Мысли о неизвестном манили человечество с давних пор, а страх всего таинственного являлся лейтмотивом множества фильмов, начиная с ранних работ Стивена Спилберга («Дуэль», «Челюсти») и «Чужого» Ридли Скотта. Вачовски эксплуатируют эту фобию и окружают ее другими, не менее актуальными для всех нас идеями.
Лента задает вопросы и о том, является ли человек творцом своей судьбы, или же он только марионетка, помещенная в рамки заранее написанного сценария. Замысел Морфеуса состоит как раз в том, чтобы взять контроль над своей жизнью, пускай и с помощью пресловутого выхода из зоны комфорта, о чем так громко кричит современная культура достигаторства.
Свобода Нео и в конечном счете всего человечества может быть достигнута только путем трудного морального выбора (синяя таблетка или красная?) и огромной работы над собой. При этом встает вполне справедливый вопрос – какова цель этого освобождения? В размышления о смысле жизни фильм особо не вдается.
Герой нового времени
«Матрица» не могла не трансформировать и часто встречающийся в кино троп о герое-спасителе, которому суждено стать ключом к счастью человечества. В оригинале Нео называют the One, что справедливо было бы перевести как Единственный, а не Избранный: именно в этом заключается суть персонажа Ривза.
Изначально Нео не наделен сверхспособностями, благодаря которым он с легкостью обходит все козни матрицы. Избитый тезис о том, что героями не рождаются, а становятся, как нельзя лучше подходит для описания протагониста ленты: ведь он сам выбирает и выйти из симуляции, и наконец стать тем, кого так ждали повстанцы.
Нео – именно что единственный, кто может стать спасителем. Чтобы стать им, ему нужно перепрограммировать себя и пройти длинный путь от пробуждения до осознания ответственности, возложенной на его плечи. Конечно, в его миссии сложно переоценить и помощь Морфеуса, слепо верящего в Избранного. Но решающим фактором, как в большинстве сказок и современных драм, становится любовь.
Любовь спасет мир
Вачовски играют с самой романтичной и своего рода банальной темой о всесилии любви: именно в тот момент, когда Тринити признается в своих чувствах умирающему Нео в концовке ленты, он воскресает и начинает свой путь уже в качестве Избранного, который может подчинять себе код матрицы. Однако даже здесь это подается зрителю в качестве традиционной загадки из разряда «курица или яйцо».
Непонятно, Тринити влюбляется в Нео потому, что он может спасти человечество, или же он набирается сил для роли Избранного как раз из-за ее трогательного признания. Поле для размышлений, развернутое режиссерами, в этот момент становится еще больше, а вопросы о существовании симуляции в нашем мире для самых чутких зрителей (и зрительниц) могут даже отойти на второй план.
Безусловно, любовная линия Нео и Тринити не была бы настолько запоминающейся, если бы не парящая в экранном воздухе химия между Ривзом и Мосс. И внешняя совместимость актеров, и их выдающиеся таланты заставляют нас слепо верить в чистую, непоколебимую любовь между Избранным и его музой.
Следи за пулей
Помимо идейной новизны «Матрицы», нельзя не сказать и о техническом прорыве, совершенном Вачовски и постановщиком спецэффектов Джоном Гаэтой. Ведь визуальные трюки картины перевернули игру в сфере боевиков и научной фантастики и в целом поставили высокую планку для кинематографистов XXI века.
Самый известный «матричный» прием – это, несомненно, так называемый bullet time, при котором время в кадре «замораживается», а камера при этом продолжает следовать за каким-либо объектом, в нашем случае за пулей. Подобная комбинированная съемка стала визитной карточкой франшизы и частым гостем компьютерных игр и современных экшенов.
Монтажные и звуковые решения ленты также были отмечены как зрителями, выходившими с сеансов в состоянии детского восторга, так и Американской киноакадемией. Фильм Вачовски забрал четыре технических «Оскара» и стал культовым не только в рамках своего жанра, но и далеко за его пределами. Поп-культурный феномен «Матрицы» нашел отражение во множестве пародий, мемов и картин, использующих схожие приемы для создания комедийного эффекта.
Искусство боя
1980-е и ранние 1990-е породили несметное количество фильмов о каратэ и кунг-фу – именно тогда свет увидела франшиза «Каратэ-пацан» и легендарные боевики Жан-Клода ван Дамма и Джеки Чана. Вачовски взяли лучшее из этой традиции и опять же трансформировали ее в соответствии со своим видением, фактически переизобретая боевые искусства.
Прежде в кинематографе относительно редко встречались экшен-сцены одновременно и с рукопашным боем, и с пистолетами (не говоря уже и о пулях, которые можно остановить). Экранное насилие здесь завораживает и шокирует своей изощренностью и даже некоторой мультяшностью, которая тем не менее не влияет на эпичность сражений.
Схожий нестандартный подход к использованию боевых искусств в кино можно найти и в других известных лентах, где сцены боев смотреть совсем не скучно. Сюда можно отнести и «Скотта Пилигрима», и «Все везде и сразу», ставших глотком свежего воздуха среди повторяющих друг друга «пистолетных» боевиков.
Тест времени
Спустя 25 лет с выхода оригинального фильма самый насущный вопрос по поводу него звучит так: прошел ли прорывной для своего года хит проверку временем? Наш ответ – и да, и нет, так как некоторые аспекта сюжета и визуального кода ленты кажутся либо не совсем продуманными, либо уже не актуальными. В вычислении «Матрицы» все же были допущены ошибки.
Что касается технической стороны вопроса, несмотря на уникальность фильма в плане доведения некоторых киноприемов до идеала, часть экшен-сцен сейчас кажется топорной и даже затянутой. Покрывшиеся пылью компьютерные эффекты уже не вызывают того вау-ощущения, как в 1999-м, что отчасти объяснимо скачком качества CGI-графики в 2010-е и 2020-е годы.
Большую часть критики на себя забирает сюжет картины. Начинаясь как визуальный философский трактат о природе реальности, первая «Матрица» так и не закрывает все сюжетные дыры. Фильм заканчивается не полным раскрытием своей концепции, а развлекательным калейдоскопом из перестрелок и драк.
Не до конца раскрывается не только необходимость создания симуляции для уже порабощенных людей, но и история появления движения сопротивления, которая лишь вскользь упоминается как сказ о самом первом Избранном. Как он вышел из матрицы и почему машины до сих пор не расправились с командой Морфеуса? Загадка.
Наиболее скептически настроенные зрители могут даже перейти на сторону одного из антагонистов ленты, предателя Сайфера (Джо Пантолиано). Он подвергает сомнению саму цель сопротивления, говоря о его бесполезности и о привлекательности жизни в симулированной реальности. Да, счастье иногда действительно заключается в неведении, и каждый должен всегда иметь выбор из тех самых таблеток.
Взгляд в будущее
Несмотря на некоторые огрехи, «Матрица» все равно остается легендарным фильмом, который не только поразил и озадачил публику, но и предрек последующее развитие информационных технологий. Сегодняшний прогресс в сфере искусственного интеллекта, который развивается семимильными шагами и становится частью нашей ежедневной рутины, легко угадывается в экранном суперкомпьютере.
Виртуальная реальность, нейросети, которые способны пройти тест Тьюринга, – все это отсылает нас к сеттингу фильма Вачовски. Не говоря уже о постоянных спорах о том, сумеет ли компьютер превзойти человека, которые нередко переходят в опасения о похожем на «Матрицу» конце для всего человечества.
Вместо того, чтобы не выходить из комнаты (и совершать ошибку) в страхе того, что мы живем в матрице, можно верить и в то, что где-то там в суровой реальности Морфеус нашего мира уже нашел своего Избранного и встал на путь освобождения человечества. Ну и, конечно, можно еще раз полюбоваться на облаченного в кожу молодого Киану Ривза, идущего спасать мир под забористый ню-метал.
Комментарии