Томас Андерсон трудится программистом в IT-конторе, босс которой его недолюбливает. И вообще нет в жизни счастья: все какое-то безрадостное и однообразное, как будто ненастоящее. Но тут девушка с татуировкой в виде кролика на плече говорит ему: «Следуй за мной», потом Морфеус дает красную таблетку, он просачивается через зеркало и просыпается в прозрачной ванночке посреди жуткого реального мира, где ему предстоит выучить кунг-фу и всех спасти.
Вы думаете, это сейчас был пересказ оригинальной «Матрицы», но нет. В смысле да, это пересказ оригинальной «Матрицы». Но и новой, четвертой, тоже. Потому что все самые тревожные опасения сбылись: Лана Вачовски взяла и сварганила почти дословный ремейк фильма, который двадцать с лишним лет назад прославил фамилию Вачовски.
С тех пор, как мы знаем, ни Лане, ли Ларри, ни Эндрю, ни Лилли так и не удалось сотворить ничего сопоставимого хотя бы по степени влияния на поп-культуру. Соответственно, мотивация Ланы Вачовски, кажется, яснее некуда: если ничего другого не удается, надо заниматься тем, что удается.
Тем противоречивее в этом контексте выглядит первая треть фильма. Где, в частности, из уст одного ключевого персонажа звучит жалобная исповедь, суть которой в следующем: никто опять браться за «Матрицу» вообще-то не хотел, но компании Warner Bros. приспичило, и поэтому вот. Это практически прямая цитата, без существенных искажений.
То есть Лана Вачовски (Лилли, заметим, деятельного участия в мероприятии не принимала) таким образом как бы снимает с себя всякую ответственность и превентивно отвечает на все претензии. Мол, ребят, я-то с вами на одной стороне, мне тоже это «Воскрешение» даром не сдалось, но деваться некуда, так что давайте просто расслабимся и постараемся получить удовольствие.
И чтобы окончательно втереться к нам в доверие, принимается всячески дурачиться, пуская залпы метаироничных шуток, наряжая Морфеуса в нелепый ярко-желтый костюм, разыгрывая сцену с таблетками на фоне сцены с таблетками и повторяя в каждой сцене слова «бинарность» и «модальность». Что до определенной поры даже работает. Да и чего уж там: будь вся «Матрица: Воскрешение» таким вот глумливым метаремейком, откровенно – и остроумно – высмеивающим доминирующий в индустрии тренд на перезапуски, цены бы ей не было.
Но в какой-то момент Лане точно по рукам линейкой стукнули и строго шикнули: «Хватит придуриваться, нормально делай». И в одночасье фильм весь свой постмодернистский задор растерял. Приходится этот момент ровно на ту часть, где Нео снова вырывается из симуляции и обнаруживает себя в наполненном слизью коконе. Дальше, за редкими просветлениями (вроде встречи с Меровингеном), нас ждут лишь фансервис и уже без юмора пересказ знакомой истории с незначительными косметическими корректировками.
Хуже того, Лана всерьез озадачивается поиском смысла в этом пересказе. Тут, конечно, так и напрашивается припомнить черную кошку и темную комнату. Что было бы отвратительной пошлостью, если бы не черные кошки, которые в «Воскрешении» буквально куда ни плюнь. В отличие от смысла. Но то, с каким усердием она свои изыскания на ощупь проводит, достойно по крайней мере уважения.
При этом методологию Лана Вачовски позаимствовала у Кристофера Нолана. Ведь длинные диалоги, нить которых теряется уже спустя несколько предложений, но которые зато по-умному звучат, чему угодно придадут внушительности, а главное – иллюзии чего-то осмысленного. Пускай в них и не объясняется, зачем это все. Может, в следующей серии придумают, а пока путаная болтовня вполне сойдет как паллиатив.
Интересно, кстати, что Кристофер Нолан сам же из «Матрицы» немало для собственных опусов почерпнул. А теперь вон как все перевернулось. Теперь «Матрица», будучи не в состоянии предложить чего-то кардинально нового (кроме недореализованной концепции метаремейка), кусает себя за хвост и дергает по чуть-чуть отовсюду. И не только из фильмов Нолана. Где-то уши «Поезда в Пусан» недвусмысленно торчат, где-то и вовсе сцена точь-в-точь как в нашем «Аванпосте» (нет, правда). Возможно, в том и заключается тот самый смысл. Круг жизни совершил полный оборот. Ах да, это же из «Короля Льва».
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…