На этой неделе исполняется 65 лет Марку Райлэнсу, одному из ярчайших британских артистов. Его мастерство перевоплощения и способность передавать тонкие нюансы человеческой природы помогли ему покорить и театральные подмостки, и широкие экраны, и сердца зрителей. К юбилею Райлэнса «КиноРепортер» рассказывает, как некогда молчаливый мальчик преодолел себя и добился всемирного признания.
Дэвид Марк Райлэнс Уотерс родился в Эшфорде, графство Кент, в семье учителей английского языка, Энн и Дэвида Уотерсов. В 1962 году чета перебралась в Коннектикут, а спустя несколько лет осела в Висконсине, где родители мальчика преподавали в Университетской школе Милуоки. Марк был старшим из троих детей Энн и Дэвида, но, к беспокойству своих родителей, развивался он медленно. До пяти лет Райлэнс не мог нормально говорить, и никто не понимал его речь, кроме младшего брата. Марк произносил много гласных и почти не мог выговорить согласные. Поэтому во время пребывания в детском саду он почти не общался со сверстниками.
Побороть недуг Марку помогли, как он сам их называл, «воображаемые игры» с друзьями. В детстве все они фанатели от «Звездного пути», «Путешествия на дно моря», «Дикого, дикого запада» и даже разыгрывали отдельные сценки в подвале дома. Именно тогда мальчик начал замечать, что во время этих «игр» у него практически не возникает проблем с речью. Актерство, хоть и в таком детском ключе, стало для Райлэнса не только путем к исцелению недуга, но и смыслом жизни.
Когда семья переехала в Милуоки, Марк с еще большей страстью окунулся в понравившееся ему ремесло. В старшей школе Райлэнс не только брался за любую пьесу – он помогал создавать декорации, чинить свет и писать программки. Правда, игру Марка на тот момент нельзя было назвать исключительной. Как позже вспоминал артист, в 13 лет он исполнил одну из ролей в школьном мюзикле. По дороге домой его родители говорили обо всех остальных детях, участвовавших в постановке. Всех, кроме него. Долгое время Райлэнс не решался поговорить об этом с мамой и папой, боясь услышать неприятный ответ. И лишь годы спустя он смог подойти с этим вопросом к отцу.
«Извини, мы думали, что ты ужасен. Мы не знали, что сказать», – со смехом цитировал отца Марк в интервью.
В декабре 1977 года, незадолго до своего 18-летия, Райлэнс отправился в Нью-Йорк на прослушивание в приглашенную группу Королевской академии драматического искусства (RADA), потому что, по словам артиста, это было дешевле, чем большинство американских актерских колледжей. Марк не стал изощряться и исполнил перед преподавателями монолог из «Гамлета». И его приняли. Райлэнс оказался в небольшом классе, в котором также обучался Кеннет Брана. Вскоре успех начал следовать за юношей по пятам. Он прослужил год в Citizens Theatre в Глазгоу вместе с Гари Олдманом, а после попал в знаменитую Королевскую шекспировскую труппу, где ему давали одну главную роль за другой. В 1984 году во время показа «Питера Пэна», где Райлэнс играл главного героя, один из критиков отметил в рецензии, что от исполнения Марка плакал весь зал.
Пиком своей карьеры в Королевской шекспировской труппе артист считает 1989 год, когда он воплотил на сцене образ Шекспира как душевнобольного в грязной пижаме. Тогда Марк вместе с труппой играл в психиатрической больнице строгого режима. После спектакля к нему подошел один из пациентов и сказал следующее:
«Ты действительно был сумасшедшим… Я-то знаю, я же псих».
Параллельно Райлэнс пробовал себя и в кино. Его дебютным проектом стала телевизионная драма «Рауль Валленберг: Забытый герой» (1985). После актер появился в сериальной антологии BBC «Второй экран», а в 1987-м впервые засветился на широких экранах в «Огненных сердцах». Лента вышла, мягко говоря, неудачной, и позже Марк отметил, что согласился на эту роль исключительно из-за своей любви к Бобу Дилану (он сыграл главного героя). Он хотел завести дружбу с живой легендой и даже попытался поговорить с ним на политическую тему. Но Дилан лишь ответил Марку, что он «не знает ничего ни о чем».
За некоторое время до премьеры «Огненных сердец» с Райлэнсом связался Стивен Спилберг и предложил ему роль в «Империи солнца». Артист сперва отказался. Но Спилберг не спешил сдаваться и перезвонил Марку, предложив большую роль и, соответственно, больший гонорар. Как отметил Райлэнс, ему давали около 15 тыс. фунтов стерлингов – сумму, позволявшую получить ипотеку или «что-то в этом роде». Тогда у актеры были проблемы с деньгами, и он согласился на предложение Спилберга.
Однако в тот же день Марку позвонил постановщик Майк Альфредс, сказав, что готовит новый сезон для Королевского национального театра. И что Райлэнс может взять «практически любую роль, которую захочет». Актер некоторое время колебался, но все же выбрал театр. В будущем Марк еще успеет поработать со Спилбергом над тремя проектами: «Шпионский мост» (2015), «Большой и добрый великан» (2016) и «Первому игроку приготовиться» (2018). За роль в первом Райлэнс получит премии «Оскар» и BAFTA.
В 1990-е артист продолжал блистать на театральной сцене. В начале десятилетия он основал собственную труппу Phoebus Cart вместе с женой Клер Ван Кампен, режиссером, композитором и драматургом в одном лице. В 1994-м за роль в классической пьесе «Много шума из ничего» Марк удостоился своей первой премии Лоренса Оливье. А год спустя Райлэнсу доверили важный пост – он стал первым художественным руководителем шекспировского театра «Глобус». Марк гордился своим назначением, которое в том числе помогло обратить внимание на его сильные актерские стороны.
Однако работа отнимала у него много сил, поскольку ему приходилось совмещать две роли: руководителя и артиста. И Райлэнсу это не очень нравилось, ведь он привык относиться к коллегам как к семье. В какой-то момент он был даже вынужден носить специальную шляпу худрука (стильную трилби), чтобы подчеркнуть различие между собой и коллективом. В конце концов Марк осознал, что роль администратора всегда была ему чужда. Райлэнс покинул должность художественного руководителя «Глобуса» в 2005 году, спустя 10 лет после назначения. При этом, по словам актера, он ощущал себя подавленным и уставшим. «Глобус» успел стать для него вторым домом, но вновь зайти в эту реку он бы не смог.
«Я не скучаю по управлению театром. Это не значит, что я не любил всех людей, с которыми работал в «Глобусе», но для меня это было слишком… Я много на себя брал. Я хотел решать проблемы каждого, и я не очень хороший тайм-менеджер. Я сходил со сцены в роли Гамлета, а через полчаса уже председательствовал на административном совещании. В конце концов, я покидал совещания всего за 20 минут до выхода на сцену. Теперь я знаю, что я актер», – поделился Марк.
После ухода из «Глобуса» Райлэнс смог сосредоточиться на ролях в кино и на телевидении. Помимо фильмов Спилберга Марк появился в таких важных для себя телепроектах, как лента «Правительственный инспектор» (2005) и мини-сериал «Волчий зал» (2015), за каждый из которых получил премию BAFTA TV. Также он снялся у Роланда Эммериха в «Анониме» (2011), посвященном шекспировскому вопросу, что по сей день интересует и самого артиста. Озвучил одного из главных героев в детском мультсериале «Бинг» (2014–2015). Заглянул в нолановский «Дюнкерк» (2017) и соркиновский «Суд на чикагской семеркой» (2020).
Хотя 65-летний артист и сегодня продолжает радовать театралов (в прошлом году он исполнил одну из главных ролей в пьесе «Юнона и павлин»), именно его кинокарьера переживает очередной взлет. Он вернулся к знаменитому образу Томаса Кромвеля из «Волчьего зала», успел поработать с Лукой Гуаданьино и Адамом МакКеем и, самое главное, исполнил роль Сатаны в грядущем «Пути ветра» Терренса Малика. Режиссера, чью «Тайную жизнь» Марк считает лучшим фильмом, который он когда-либо видел.
Вдобавок к этому Райлэнса называют главным претендентом на роль Альбуса Дамблдора в готовящемся сериале HBO про Гарри Поттера.
«Я думал, что умру до 40. Нельзя сказать, что я подвергал себя опасности. Иногда я хулиганил и терял голову, ничего слишком экстремального, но по какой-то причине у меня было впечатление, что я не доживу до 40. Так что все, что происходит сейчас, – это бонус», – как-то шутливо заметил Райлэнс.
На этой неделе в Сети завирусилось видео, на котором Тимоти Шаламе приезжает на лондонскую премьеру своего фильма «Боб Дилан: Никому…
Сегодня в столице состоится премьера фестивальной драмы «Времена года», которая завоевала более 20 авторитетных российских и международных наград. Это дебют…
Актеру Эдварду (Себастиан Стэн) не очень повезло в жизни. Бедняга страдает от нейрофиброматоза, из-за чего над ним посмеиваются пассажиры в…
Влияние сериала «Слово пацана» на нашу жизнь переоценить невозможно. А вот недооценить – легче легкого. Мемы с Вовой Адидасом, новые…
Скончался великий режиссер и сценарист Дэвид Линч, снявший сериал «Твин Пикс» и триллеры «Малхолланд Драйв» и «Синий бархат». 20 января…
Юбиляр Кевин Костнер (завтра он разменяет восьмой десяток) был хорош во всех, кажется, мыслимых жанрах. От романтических мелодрам и трагикомедий…