Как молодой звезде удается играть то, что другие боятся, и почему ей не грозит повторить судьбу своей матери Энди МакДауэлл.
Помните Энди МакДауэлл – звезду 1990-х с имиджем «красотки-отличницы», покорившую сердце Билла Мюррея в «Дне сурка» и Хью Гранта в «Четырех свадьбах и одних похоронах»? Ее талантливая дочка Маргарет Куэлли – полная противоположность маме: хорошей девочкой никогда не была и даже не притворялась. Она показывала язык Брэду Питту в «Однажды в… Голливуде» и грудь Джо Элвину в «Звездах в полдень», а теперь заставляет ходить по струнке Кристофера Эбботта в садомазохистской комедии «Стоп-слово».
Народная мудрость гласит: «Яблоко от яблони недалеко падает». Если мы хотим рассказать о дочке, надо вспомнить о маме, которая была звездой и даже почти секс-символом, но потом куда-то пропала. На самом деле Энди МакДауэлл, конечно, никуда не пропадала – просто переросла свое амплуа.
В начале 1990-х она была ролевой моделью для правильных девочек с хорошими манерами, протоптав дорожку Кристин Дэвис в роли Шарлотты в «Сексе в большом городе» (Энди, кстати, отлично смотрелась бы на ее месте): Джейн Портер в «Грейстоук: Легенде о Тарзане, повелителе обезьян» (1984), Рита в «Дне сурка» (1993), Кэрри в «Четырех свадьбах…» (1993). Картину немного портили «Секс, ложь и видео» (1989), но, пожалуй, именно Стивен Содерберг вывел «ангела» Энди на чистую воду, показав, что за внешностью недотроги скрывается искушенная и уверенная в своих желаниях женщина.
Так, собственно, и было в жизни самой актрисы: девочка из неблагополучной семьи Розали Андерсон МакДауэлл стала моделью скорее вопреки. Амплуа романтической барышни вовсе не мешало ей заводить романы – то с наследником империи шампанских вин, то с мужем лучшей подруги… Да-да, это из-за нее, между прочим, распался брак Деми Мур и Брюса Уиллиса!
Спутниками ее жизни становились то бывший одноклассник, то продавец подержанных авто, но дольше всех Энди продержалась с моделью Полом Куэлли. За 13 лет вместе они стали родителями троих детей: двух девочек и одного мальчика. Куэлли в итоге бросил карьеру и вплотную занялся своим ранчо в Монтане. Что касается Энди, то она, истинное дитя эпохи хиппи, продолжала плыть по течению жизни. И плывет до сих пор – занимаясь йогой, рекламируя санскрины и органические продукты и снимаясь в одной картине за год.
Ее младшая дочь Маргарет Куэлли, с одной стороны, страшно похожа на маму (особенно внешне). С другой – не похожа совсем. Да, у нее тоже полно комплексов. Да, она тоже провела первые годы своей жизни в Каролине – правда, в Северной, а не Южной. Но, в отличие от матери, у Маргарет никогда не было необходимости притворяться тем, кем она не является, – по крайней мере на экране. Ей повезло: ее неукрощенный бунтарский хиппи-дух оказался к месту в сегодняшней киноиндустрии. Ее никто и никогда не заставлял быть «хорошей девочкой». Ну разве что она сама старалась – в раннем детстве.
Взять хотя бы танец из рекламного ролика туалетной воды Kenzo, благодаря которому мы все запомнили ее имя. Да, снял клип Спайк Джонс, режиссер «Быть Джоном Малковичем», но все эти безумные экстравагантные движения придумала сама Маргарет. В детстве и юности она занималась классическим балетом, потому что хотела «достичь совершенства», быть «идеальной, правильной» балериной – ровно до того момента, как осознала, что она все эти правила ненавидит. Решение бросить классический балет артистка считает главным в своей жизни – именно в тот момент она наконец отпустила себя. Ей было всего 16.
Танцами она занимается до сих пор, но уже скорее в стиле Айседоры Дункан – с чувственными и эксцентричными движениями, где танцора ведет его тело, раскрепощая, а не зажимая классическими па. Свое тело надо любить, уверена Маргарет. И она работает над этим. Ей, например, не нравятся ее ступни почти профессиональной балерины, с натруженными мозолями и пальцами, которые годами были закованы в пуанты.
Но в сценарии «Однажды в… Голливуде» (2019) была совершенно ясно прописана сцена, в которой ее героиня Киска, сидя на переднем сиденье автомобиля, закидывает свои босые ноги на лобовое стекло. Куэлли понимала, что спорить с фут-фетишистом Квентином Тарантино насчет уместности этой сцены – лишь даром тратить время. И она показала свои ступни: «Да пошли они все…»
Как гласит другая народная американская мудрость: «Можно вытащить девушку из Алабамы, но Алабаму из девушки – никогда». В случае с Куэлли просто поменяем Алабаму на Северную Каролину или Монтану, где она родилась и где держит ранчо ее отец, – там она гостит по несколько раз в год и, несмотря на маму-звезду, совсем не избалована звездным окружением. Лос-Анджелес никогда не был ее домом.
«Когда мы жили в Эшвилле, моя мама была там единственной актрисой на весь город. Ну а я была крайне странным, некрутым ребенком – просеивала мусорные баки в поисках неразлагаемых отходов, вешала на двери мясных ресторанов фотографии забитых коров, устраивала одиночные пикеты против глобального потепления».
Добавим к тому же, что Маргарет считала себя «неудачной сестрой» – в отличие от старшенькой Рэйни Куэлли, которая была красавицей и умницей и больше нравилась мальчикам.
Но после фильма Тарантино стало понятно, кто из двух сестер восходящая звезда, а кто – просто красотка. Маргарет Куэлли стали активно звать в кино – причем сценарии, что ей предлагали, были столь же странными и интересными, как она сама. В сериале «Фосси/Вердон» (2019) она сыграла одну из сторон любовного треугольника, вершиной в которой был великий хореограф Боб Фосс.
Потом была «Уборщица. История матери-одиночки» (2021) – мини-сериал, где Маргарет неожиданно реалистично сыграла девушку в самом низу социальной лестницы. Ее Алекс – безработная, нищая мать-одиночка, едва спасшаяся от абьюзивных отношений с мужем, – устраивается работать уборщицей. Критика американского социального общества вообще характерна для героинь Куэлли: «демократия, равенство, старбакс», как иронизирует ее Триш из «Звезд в полдень» (2022). Интересно, кстати, что роль мамы Алекс в «Уборщице» исполнила Энди МакДауэлл.
«Звезды в полдень» Клер Дени тоже по-своему обыгрывали тему «девушки в беде». Маргарет сыграла американку, попавшую в Никарагуа в разгар пандемии и оказавшуюся в чужой стране, как в ловушке. Денег нет, паспорт отобрали, и она вынуждена продавать свое тело за 50 баксов или даже просто за шампунь и рулон туалетной бумаги из дорогого отеля. В процессе подготовки к фильму сменились несколько актеров, но Куэлли как была, так и осталась единственной исполнительницей главной женской роли.
Картина впечатляет обилием интимных сцен, и глядя на то, с какой простотой и откровенностью Марго стягивает с себя рубашку и трусы, поневоле думаешь: этой девушке надо было родиться чуть раньше и сниматься у Эрика Ромера и Бернардо Бертолуччи.
Она дружит с Эммой Робертс, но по духу напоминает скорее Кристен Стюарт – с ее готовностью подчиняться воле режиссера, если эта воля не противоречит ее убеждениям. Дожидаясь начала съемок у Йоргоса Лантимоса (фильм, кажется, будет называться «И», но это неточно), Маргарет согласилась сказать «Стоп-слово» в саркастической инди-комедии.
Это, конечно, еще одна провокация с ее стороны, потому что Ребекка из «Стоп-слова» – прекрасная доминатрикс в платиновом парике, которую внезапно «кидает» клиент. Такие «50 оттенков» без романтики для домохозяек – психологическое доминирование в чистом виде и немного ее уже ставшего фирменным эпатажа: «Было очень весело во всем этом участвовать».
Комедия – то, что нужно, даже если главной деталью ее костюма является конусовидный лифчик а-ля Мадонна в туре Blond Ambition. Ей не грозит, как маме, застрять в бесконечном «дне сурка» однообразных сценариев. Маргарет Куэлли играет то, что другие боятся, танцует то, что другие даже вообразить не могут, и не стесняется выглядеть крутой и дерзкой. Потому что она такая и есть.
Комментарии