«КиноРепортер» поговорил с Аленой Москвиной, психологом и консультантом 2-го сезона популярного детектива про маньяков с Константином Хабенским, Паулиной Андреевой и Александром Петровым. Вот что Алена рассказала о работе над проектом.
Режиссер второго сезона сериала Александр Войтинский снимает в основном доброе семейное кино, и для него «Метод» был очень большим вызовом. Он мне сказал: «Ну раз ты психолог, расскажи, что ты знаешь, я расскажу, как я это вижу».
По сути, моя задача заключалась в том, чтобы объяснить, что маньяки вовсе не такие, какими их обычно представляют — обязательно странный человек, который сильно выделяется или обладает какими-то негативными внешними чертами. В реальности такого нет. В реальности существует понятие «маска нормальности». Это то, насколько человек способен социально выглядеть обычным при своем, ну, мягко говоря, необычном хобби. И что у высокоинтеллектуальных преступников — очень высокая маска нормальности.
Также моя задача состояла в том, чтобы объяснить, что существуют разные мотивации убийств — убийство ради великой цели, убийство ради мести, убийство как способ выражения внутреннего конфликта. Во всяком случае, на этапе подготовки была идея каждому условному типу убийства посвятить какую-то историю, серию. Но в чем мы безоговорочно сходились, так это в том, чтобы показать внутреннюю драму — как обычный человек превращается в жестокого убийцу. Какая череда жизненных событий приводит его на этот путь.
Помогала я и на этапе отбора актеров — насколько они могут невербально передать вербальный материал. То есть, чтобы слова соответствовали взгляду, фактуре, пластике. Есть ли у него визуальный и аудиальный образ, куда актер должен смотреть, когда вспоминает, врет и так далее, но в самом продакшене я не участвовала.
Например, в России официально нет такого понятия, как «серийный убийца», есть «убийство двух и более лиц». В «серию» это объединяется уже в обиходном понятии, в то время как в ФБР и в западных службах есть понятие серийных маньяков. И я рассказывала о них подробно — чем они знамениты, почему, например, женщины убивают реже, чем мужчины, и какое оружие предпочитают.
В целом, серийные убийцы не отдают предпочтение огнестрельному оружию. Это слишком быстро и «легко». Куда более популярно холодное оружие, которое помогает выразить ярость, или любые удушающие средства. Большинству убийц доставляют удовольствие конвульсии жертвы в предсмертной агонии, некоторые испытывают сексуальное удовольствие от процесса и его созерцания. В особенных случаях орудие убийства специфическое — визитка монстра. Например, для героини Паулины Андреевой это карандаш. Каждый выбирает что-то свое…
Огнестрельному оружию отдают предпочтение в основном женщины. И хотя их немного среди общего числа серийных убийц, но все же они есть. Как правило, ствол пускается в ход во время самообороны, но женщина сама создает такие условия, чтобы ей пришлось стрелять. Конечно же, речь не идет о случайных жертвах, которым пришлось превысить самооборону. Скорее о таких, как Эйлин Уорнос. Также женщины с давних времен предпочитали различные отравляющие вещества. Это легко объяснить как минимум общей конституцией: силой женщина мало что может сделать против мужчины, поэтому она выбирает хитрость.
В любом случае, убийцами не рождаются, ими становятся. Как правило, семьи таких людей отличаются эмоциональной холодностью, невнимательностью или жестокостью по отношению к своему ребенку или вести маргинальный образ жизни. Детские травмы формируются не всегда заметно, и при этом могут приводить к ужасающим последствиям.
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…