Интервью

«Маньяками не рождаются»: Что рассказал психолог о сериале «Метод 2»

«КиноРепортер» поговорил с Аленой Москвиной, психологом и консультантом 2-го сезона популярного детектива про маньяков с Константином Хабенским, Паулиной Андреевой и Александром Петровым. Вот что Алена рассказала о работе над проектом.

Режиссер второго сезона сериала Александр Войтинский снимает в основном доброе семейное кино, и для него «Метод» был очень большим вызовом. Он мне сказал: «Ну раз ты психолог, расскажи, что ты знаешь, я расскажу, как я это вижу».

По сути, моя задача заключалась в том, чтобы объяснить, что маньяки вовсе не такие, какими их обычно представляют — обязательно странный человек, который сильно выделяется или обладает какими-то негативными внешними чертами.  В реальности такого нет. В реальности существует понятие «маска нормальности». Это то, насколько человек способен социально выглядеть обычным при своем, ну, мягко говоря, необычном хобби. И что у высокоинтеллектуальных преступников — очень высокая маска нормальности.

Также моя задача состояла в том, чтобы объяснить, что существуют разные мотивации убийств — убийство ради великой цели, убийство ради мести, убийство как способ выражения внутреннего конфликта. Во всяком случае, на этапе подготовки была идея каждому условному типу убийства посвятить какую-то историю, серию. Но в чем мы безоговорочно сходились, так это в том, чтобы показать внутреннюю драму — как обычный человек превращается в жестокого убийцу. Какая череда жизненных событий приводит его на этот путь.

Помогала я и на этапе отбора актеров — насколько они могут невербально передать вербальный материал. То есть, чтобы слова соответствовали взгляду, фактуре, пластике. Есть ли у него визуальный и аудиальный образ, куда актер должен смотреть, когда вспоминает, врет и так далее, но в самом продакшене я не участвовала.

Например, в России официально нет такого понятия, как «серийный убийца», есть «убийство двух и более лиц». В «серию» это объединяется уже в обиходном понятии, в то время как в ФБР и в западных службах есть понятие серийных маньяков. И я рассказывала о них подробно — чем они знамениты, почему, например, женщины убивают реже, чем мужчины, и какое оружие предпочитают.

В целом, серийные убийцы не отдают предпочтение огнестрельному оружию. Это слишком быстро и «легко». Куда более популярно холодное оружие, которое помогает выразить ярость, или любые удушающие средства. Большинству убийц доставляют удовольствие конвульсии жертвы в предсмертной агонии, некоторые испытывают сексуальное удовольствие от процесса и его созерцания. В особенных случаях орудие убийства специфическое — визитка монстра. Например, для героини Паулины Андреевой это карандаш. Каждый выбирает что-то свое…

Огнестрельному оружию отдают предпочтение в основном женщины. И хотя их немного среди общего числа серийных убийц, но все же они есть. Как правило, ствол пускается в ход во время самообороны, но женщина сама создает такие условия, чтобы ей пришлось стрелять. Конечно же, речь не идет о случайных жертвах, которым пришлось превысить самооборону. Скорее о таких, как Эйлин Уорнос. Также женщины с давних времен предпочитали различные отравляющие вещества. Это легко объяснить как минимум общей конституцией: силой женщина мало что может сделать против мужчины, поэтому она выбирает хитрость.

В любом случае, убийцами не рождаются, ими становятся. Как правило, семьи таких людей отличаются эмоциональной холодностью, невнимательностью или жестокостью по отношению к своему ребенку или вести маргинальный образ жизни. Детские травмы формируются не всегда заметно, и при этом могут приводить к ужасающим последствиям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Что происходит с зарубежным независимым кино в российском прокате

В столице открылся рынок и кинофорум «Российский кинобизнес». Темой первой сессии деловой программы стало репертуарное планирование и закупочная политика в…

4 часа назад

Академия Никиты Михалкова открывает новый набор

Академия кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова объявила об открытии новой приёмной кампании на 2025-2026 учебный год по программам дополнительного…

4 часа назад

Абьюз, гнев и нищета: Судьба домовых в российском кино

Ко Дню домового (да, есть и такой праздник!) «КиноРепортер» решил проследить, как трансформировался образ домового с течением времени, на примерах…

9 часов назад

Не верь рассказчику: Как кино оставляет зрителя в дураках

Кино часто заставляет тебя почувствовать себя дураком. В хорошем смысле слова. Кинематографисты играют с нарративом самыми разными способами, уменьшая предсказуемость…

14 часов назад

Российский фильм о бионических протезах взял главный приз на фестивале «Мир знаний»

Организаторы Международного кинофестиваля научно-популярных и исследовательских фильмов «Мир знаний» подвели итоги в Москве, где киносмотр проходил впервые. Главный приз Гран-При…

1 день назад

«Позывной Тишина»: Монолог-исповедь бойца СВО на театральной сцене

Один из героев нашего журнала в ответ на вопрос, почему на третьем году СВО все еще практически нет фильмов о…

1 день назад