Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Покоривший аниме: Лучшие работы Мамору Хосоды

Покоривший аниме: Лучшие работы Мамору Хосоды

13 июля 2025 /
Покоривший аниме: Лучшие работы Мамору Хосоды
Кадр из мультфильма «Ученик чудовища» (2015)

Путешествия во времени, разборки в виртуальной реальности и семейные драмы в аниме самобытного творца и большого мечтателя.

В далеком 1989 году один окрыленный анимацией юноша подал заявку на стажировку в небезызвестную студию Ghibli. Но только чтобы получить отказ от маэстро Хаяо Миядзаки с формулировкой «Если мы вас возьмем, ваш талант пропадет». Годы спустя уже не юноша, но умудренный опытом постановщик основал собственную анимационную студию и прославился как если и не «второй» – не забываем про гения Макото Синкая, – то как минимум «третий Миядзаки».

И пускай его имя всплывает в разговоре о японской мультипликации не так часто, готовы поспорить, что названия некоторых его работ у вас на слуху. Дамы и господа, встречайте: Мамору Хосода! Его главные аниме «КиноРепортер» и решил разобрать к повторному прокату фантастически прелестной «Девочки, покорившей время».

«Девочка, покорившая время» (2006)

«Девочка, покорившая время»

Первая лента Хосоды вне франшизных обязательств перед студией Madhouse с ее бесконечными «Дигимонами» – и сразу оглушительный успех. Даже невзирая на то, что это вообще-то адаптация сай-фай бестселлера Ясутаки Цуцуи, который прежде уже с десяток раз экранизировали. Но прошла проверку временем, сдается, только одна киноверсия. Темпераментная героиня которой, как подсказывает название, самолично устраивала проверку времени, по воле случая осознав себя вольной прыгать туда-сюда в прошлое и будущее. И по всем законам подобных притч об эффекте бабочки постепенно осмысляя последствия своих шалостей вкупе с неуловимой быстротечностью юности, первой любви и, как ни прискорбно, человеческой жизни.

Работая с чужим вроде как материалом, Хосода тем не менее уже тогда задал вектор своей независимой карьере, в которой есть чуткое раскрытие социальной проблематики сквозь призму магического реализма и научной фантастики. Да, его старшеклассница Макото наделена даром, что при действующих законах физики, вероятно, можно посчитать вымыслом. Но в то же время ее моральная трансформация абсолютно реальна и убедительна. Особенно когда кадр выстроен так, что картинка буквально дышит воздухом, а редкий экшен увлекает динамичностью и детализированностью. А мораль, пусть и предельно простая и в своей простоте обескураживающая, трогает и, словно мягкое кучевое облачко, оседает светлой печалью на душе.

«Летние войны» (2009)

«Летние войны»

К концу 2000-х Хосода окончательно взял бразды правления в свои руки – пусть в случае этой и последующей картины все еще в соавторстве с Сатоко Окудэрой – и представил свой первый оригинальный сценарий. Который резво вращался вокруг 17-летнего компьютерного гения Кэндзи, эскапирующего в онлайн-игрушку под сказочным названием «Оз», где он и от школы отвлекается, и темки денежные периодически мутит. Но в реале мечтает мутить с хитрой Нацуки, которая упрашивает его притвориться ее женишком на семейном празднике. И ладно бы только с многочисленными родственниками ему пришлось управляться: вдобавок в «Оз» с ноги заходит злобная ИИшка, Love Mashine, и путает Кэндзи все карты. Сыр-бор во всех измерениях, и все, естественно, из-за любви…

В «Войнах» постановщик вспоминает свое приключенческое прошлое с «Дигимонами», по винтикам собирая диковинную киберпанк-стилистику виртуальной реальности и абсолютно реальных угроз, в ней притаившихся. Одновременно с этим он противопоставляет ее душевной пасторальной Японии и ее традициям, хранимым как зеница ока в огромном семействе Нацуки. Хосода отмечал, что на подобный сеттинг его вдохновило общение с гостеприимной семьей жены, оттого и сотканы образы экранных тетушек и дедушек с такой любовью. Что до характерных технических решений, то уже здесь наметилась визуальная фишка работ японца: за продолжительным общим планом-экспозицией следуют экспрессивные кадры с действием, транслируемым через частые монтажные склейки.

«Волчьи дети Амэ и Юки» (2012)

«Волчьи дети Амэ и Юки»

Наверное, самое душераздирающее аниме Хосоды, корни которого также растут из его личной жизни – Мамору и его жена на протяжении нескольких лет хотели стать родителями, но раз за разом терпели неудачи на этом пути (спойлер: в итоге все получилось). Потому у него и назрело острое желание создать собственную студию Chizu и в ее первом проекте высказать идею о том, что дети – это самое настоящее благословение, а родительство – каждодневный труд и усердная работа над тем, как бы сберечь драгоценных чад. Особенно если рядом – никого, а ты, увы, мать-одиночка. Прям как хосодовская Хана, потерявшая любимого и потому вынужденная самостоятельно воспитывать двух отпрысков, любознательную Юки и замкнутого Амэ. Причем детки-то совсем не простые, а наполовину волчата.

Добавляя щепотку фэнтезийности в виде интересного происхождения ребятишек, постановщик на деле поднимает целую кипу болезненных тем, среди которых – сложность воспитания особенных детей, социальная сегрегация, неумолимо преследующая инаковых, превратности переходного возраста, самоопределения и, конечно, материнства. И пусть выводы, к которым нас за руку подводят герои, могут показаться не слишком затейливыми, обернуты они в восхитительно красивую оболочку. С завораживающими полями и лесами, дивными зверями и не менее дивными людьми и поворотами сюжета. То и дело норовящего нанести зрителю удар со спины и заставить его всплакнуть в сочувствии семье, обреченной на лишения, но всеми силами пытающейся их превозмочь.

«Ученик чудовища» (2015)

«Ученик чудовища»

Продолжая исследовать проблемы трудных подростков и их воспитания, Хосода погружается в жанр исекай, герои которого попадают в чуждые им параллельные миры. А в случае местного протагониста Рена – в мир, населенный не людьми, а антропоморфными животными. Осиротев, мальчик отбивается от рук и, бесцельно шляясь по Токио, случайно забредает в портал, ведущий в мир чудовищ. Где так же бесцельно блуждающий по жизни мастер боевых искусств Медвежут подбирает мальчишку и начинает учить его драться и уму-разуму набираться. Да, прям как в культовом «Каратэ-пацане», которым, вероятно, и вдохновлялся японец (помимо вестернов и фильмов о якудза вроде «Телохранителя» Акиры Куросавы). Только с гигантским медведем вместо Джеки Чана.

Казалось бы, аниме, пропитанное флером древних японских сказаний и исполненное в гипертрофированной фантастической манере, – произведение довольно специфическое. Но, как ни парадоксально, даже спустя десятилетие «Ученик чудовища» остается самой популярной работой Хосоды. Ведь воспевает он все те же универсально значимые ценности и предлагает универсально увлекательный экшен в духе любимых миллионами боевичков о единоборствах. Что уж говорить о трогательной динамике отношений учителя и ученика, которые то друг от друга отталкиваются, то смотрят в товарища, как в зеркало, признавая прежние ошибки и преодолевая свое эго. 

«Мирай из будущего» (2018)

«Мирай из будущего»

Покинув драчливый «чудовищный» мир, Хосода вернулся к проникновенным семейным историям. И взял за основу очередной такой истории, как уже можно догадаться, личные наблюдения. Однажды сын Мамору рассказал ему о сне, в котором увидел свою новорожденную сестренку совсем взрослой, что и навело их обоих на размышления о том, какой она вырастет. И привело режиссера к его первой – и на данный момент последней – номинации на премию «Оскар». Не говоря о многоминутных овациях в Каннах, где состоялась премьера «Мирай». Для чего опять же потребовались умения Хосоды выстраивать уникальный мечтательный визуал с фирменными облаками, в которых хочется раствориться, а также прокладывать нехитрую мораль о важности единения с семьей через фантастический сюжет.

В его центре – четырехлетний Кун, беззаботную жизнь которого омрачает появление младшей сестрички Мирай (с японского mirai – «будущее»). Малыш прибавлению в семье совсем не рад, ведь отныне родители больше заботятся о ненавистном младенце, что мешает спать и играть в его брутальные мальчишеские игрушки. Прячась на заднем дворе, обиженный Кун обнаруживает волшебное семейное дерево, которое учит его уважению и принятию. И не просто так учит, что называется, через рот, а через чудо-встречи с повзрослевшей Мирай, их совсем юной мамой и молодым прадедушкой. Поэтому мальчик, равно как и девочка, время покорившая, начинает это время ценить и стараться родными не пренебрегать. Ничего из ряда вон, но за душу берет и работает слаженно, как японские часы.

«Красавица и дракон» (2021)

«Красавица и дракон»

Последнее на данный момент аниме Хосоды снова тяготеет к исекаю – та самая заглавная красавица добрую половину жизни проводит в цифровой реальности. Ведь в калейдоскопе пестрых аватаров, бесконечных сообществ по интересам и, казалось бы, безвредной анонимности можно быть кем угодно. Хоть распрекрасной певицей Белль, которую обожают миллионы VR-пользователей, что следят за каждой взятой ей нотой и новыми пиксельными нарядами. Или за историей противостояния кумира и некого Дракона, жестоко срывающего ее онлайн-шоу. Тогда как в не столь радужной действительности ты никакая не Белль, а всего лишь старшеклассница Судзу, подобно Ханне Монтане скрывающая свою звездность и скорбящая по матери.

В японской интерпретации французской сказки «Красавица и чудовище» на арену выходит не только извечная мораль об истинной красоте, что кроется внутри, но и привычные для работ Хосоды социальные проблемы. Вроде взросления в неполной семье, домашнего насилия, а также рисках, что несет с собой век технологий и безнаказанности за вполне осязаемые разрушения в ирреальном мире. В котором хоть и предостаточно безобидных песен и танцев (в музыкальных номерах создатели использовали технологии захвата движения и новаторские компьютерные эффекты), но хватает и драконов, и скелетов в шкафу. Ближе к финалу это аниме слегка сдает в темпе, но все равно остается невероятно красочным и актуальным.

Бонус: «Бесконечный алый» (2025)

Бонус: «Бесконечный алый»

Уже этой зимой Хосода представит на суд публики очередной исекай – суровый сказ о принцессе Скарлет, чьего отца-короля беспощадно убивают завистники. А преисполненная жаждой мести дочь в отчаянной попытке восстановить справедливость оказывается в стране мертвых, где царствуют анархия и безумие. И где каждый, чья попытка отомстить оборачивается поражением, со временем приходит в забвение и обращается в пыль.

По словам постановщика, по уровню экшена «Бесконечный алый» будет на голову выше его предыдущих работ. Кроме того, в грядущем аниме на передний план выйдет романтическая линия между принцессой и, по всей видимости, другим обитателем мертвой земли, что не совсем характерно для творчества Хосоды. Заинтриговал, ничего не скажешь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: