Путешествия во времени, разборки в виртуальной реальности и семейные драмы в аниме самобытного творца и большого мечтателя.
В далеком 1989 году один окрыленный анимацией юноша подал заявку на стажировку в небезызвестную студию Ghibli. Но только чтобы получить отказ от маэстро Хаяо Миядзаки с формулировкой «Если мы вас возьмем, ваш талант пропадет». Годы спустя уже не юноша, но умудренный опытом постановщик основал собственную анимационную студию и прославился как если и не «второй» – не забываем про гения Макото Синкая, – то как минимум «третий Миядзаки».
И пускай его имя всплывает в разговоре о японской мультипликации не так часто, готовы поспорить, что названия некоторых его работ у вас на слуху. Дамы и господа, встречайте: Мамору Хосода! Его главные аниме «КиноРепортер» и решил разобрать к повторному прокату фантастически прелестной «Девочки, покорившей время».
«Девочка, покорившая время» (2006)
Первая лента Хосоды вне франшизных обязательств перед студией Madhouse с ее бесконечными «Дигимонами» – и сразу оглушительный успех. Даже невзирая на то, что это вообще-то адаптация сай-фай бестселлера Ясутаки Цуцуи, который прежде уже с десяток раз экранизировали. Но прошла проверку временем, сдается, только одна киноверсия. Темпераментная героиня которой, как подсказывает название, самолично устраивала проверку времени, по воле случая осознав себя вольной прыгать туда-сюда в прошлое и будущее. И по всем законам подобных притч об эффекте бабочки постепенно осмысляя последствия своих шалостей вкупе с неуловимой быстротечностью юности, первой любви и, как ни прискорбно, человеческой жизни.
Работая с чужим вроде как материалом, Хосода тем не менее уже тогда задал вектор своей независимой карьере, в которой есть чуткое раскрытие социальной проблематики сквозь призму магического реализма и научной фантастики. Да, его старшеклассница Макото наделена даром, что при действующих законах физики, вероятно, можно посчитать вымыслом. Но в то же время ее моральная трансформация абсолютно реальна и убедительна. Особенно когда кадр выстроен так, что картинка буквально дышит воздухом, а редкий экшен увлекает динамичностью и детализированностью. А мораль, пусть и предельно простая и в своей простоте обескураживающая, трогает и, словно мягкое кучевое облачко, оседает светлой печалью на душе.
«Летние войны» (2009)
К концу 2000-х Хосода окончательно взял бразды правления в свои руки – пусть в случае этой и последующей картины все еще в соавторстве с Сатоко Окудэрой – и представил свой первый оригинальный сценарий. Который резво вращался вокруг 17-летнего компьютерного гения Кэндзи, эскапирующего в онлайн-игрушку под сказочным названием «Оз», где он и от школы отвлекается, и темки денежные периодически мутит. Но в реале мечтает мутить с хитрой Нацуки, которая упрашивает его притвориться ее женишком на семейном празднике. И ладно бы только с многочисленными родственниками ему пришлось управляться: вдобавок в «Оз» с ноги заходит злобная ИИшка, Love Mashine, и путает Кэндзи все карты. Сыр-бор во всех измерениях, и все, естественно, из-за любви…
В «Войнах» постановщик вспоминает свое приключенческое прошлое с «Дигимонами», по винтикам собирая диковинную киберпанк-стилистику виртуальной реальности и абсолютно реальных угроз, в ней притаившихся. Одновременно с этим он противопоставляет ее душевной пасторальной Японии и ее традициям, хранимым как зеница ока в огромном семействе Нацуки. Хосода отмечал, что на подобный сеттинг его вдохновило общение с гостеприимной семьей жены, оттого и сотканы образы экранных тетушек и дедушек с такой любовью. Что до характерных технических решений, то уже здесь наметилась визуальная фишка работ японца: за продолжительным общим планом-экспозицией следуют экспрессивные кадры с действием, транслируемым через частые монтажные склейки.
«Волчьи дети Амэ и Юки» (2012)
Наверное, самое душераздирающее аниме Хосоды, корни которого также растут из его личной жизни – Мамору и его жена на протяжении нескольких лет хотели стать родителями, но раз за разом терпели неудачи на этом пути (спойлер: в итоге все получилось). Потому у него и назрело острое желание создать собственную студию Chizu и в ее первом проекте высказать идею о том, что дети – это самое настоящее благословение, а родительство – каждодневный труд и усердная работа над тем, как бы сберечь драгоценных чад. Особенно если рядом – никого, а ты, увы, мать-одиночка. Прям как хосодовская Хана, потерявшая любимого и потому вынужденная самостоятельно воспитывать двух отпрысков, любознательную Юки и замкнутого Амэ. Причем детки-то совсем не простые, а наполовину волчата.
Добавляя щепотку фэнтезийности в виде интересного происхождения ребятишек, постановщик на деле поднимает целую кипу болезненных тем, среди которых – сложность воспитания особенных детей, социальная сегрегация, неумолимо преследующая инаковых, превратности переходного возраста, самоопределения и, конечно, материнства. И пусть выводы, к которым нас за руку подводят герои, могут показаться не слишком затейливыми, обернуты они в восхитительно красивую оболочку. С завораживающими полями и лесами, дивными зверями и не менее дивными людьми и поворотами сюжета. То и дело норовящего нанести зрителю удар со спины и заставить его всплакнуть в сочувствии семье, обреченной на лишения, но всеми силами пытающейся их превозмочь.
«Ученик чудовища» (2015)
Продолжая исследовать проблемы трудных подростков и их воспитания, Хосода погружается в жанр исекай, герои которого попадают в чуждые им параллельные миры. А в случае местного протагониста Рена – в мир, населенный не людьми, а антропоморфными животными. Осиротев, мальчик отбивается от рук и, бесцельно шляясь по Токио, случайно забредает в портал, ведущий в мир чудовищ. Где так же бесцельно блуждающий по жизни мастер боевых искусств Медвежут подбирает мальчишку и начинает учить его драться и уму-разуму набираться. Да, прям как в культовом «Каратэ-пацане», которым, вероятно, и вдохновлялся японец (помимо вестернов и фильмов о якудза вроде «Телохранителя» Акиры Куросавы). Только с гигантским медведем вместо Джеки Чана.
Казалось бы, аниме, пропитанное флером древних японских сказаний и исполненное в гипертрофированной фантастической манере, – произведение довольно специфическое. Но, как ни парадоксально, даже спустя десятилетие «Ученик чудовища» остается самой популярной работой Хосоды. Ведь воспевает он все те же универсально значимые ценности и предлагает универсально увлекательный экшен в духе любимых миллионами боевичков о единоборствах. Что уж говорить о трогательной динамике отношений учителя и ученика, которые то друг от друга отталкиваются, то смотрят в товарища, как в зеркало, признавая прежние ошибки и преодолевая свое эго.
«Мирай из будущего» (2018)
Покинув драчливый «чудовищный» мир, Хосода вернулся к проникновенным семейным историям. И взял за основу очередной такой истории, как уже можно догадаться, личные наблюдения. Однажды сын Мамору рассказал ему о сне, в котором увидел свою новорожденную сестренку совсем взрослой, что и навело их обоих на размышления о том, какой она вырастет. И привело режиссера к его первой – и на данный момент последней – номинации на премию «Оскар». Не говоря о многоминутных овациях в Каннах, где состоялась премьера «Мирай». Для чего опять же потребовались умения Хосоды выстраивать уникальный мечтательный визуал с фирменными облаками, в которых хочется раствориться, а также прокладывать нехитрую мораль о важности единения с семьей через фантастический сюжет.
В его центре – четырехлетний Кун, беззаботную жизнь которого омрачает появление младшей сестрички Мирай (с японского mirai – «будущее»). Малыш прибавлению в семье совсем не рад, ведь отныне родители больше заботятся о ненавистном младенце, что мешает спать и играть в его брутальные мальчишеские игрушки. Прячась на заднем дворе, обиженный Кун обнаруживает волшебное семейное дерево, которое учит его уважению и принятию. И не просто так учит, что называется, через рот, а через чудо-встречи с повзрослевшей Мирай, их совсем юной мамой и молодым прадедушкой. Поэтому мальчик, равно как и девочка, время покорившая, начинает это время ценить и стараться родными не пренебрегать. Ничего из ряда вон, но за душу берет и работает слаженно, как японские часы.
«Красавица и дракон» (2021)
Последнее на данный момент аниме Хосоды снова тяготеет к исекаю – та самая заглавная красавица добрую половину жизни проводит в цифровой реальности. Ведь в калейдоскопе пестрых аватаров, бесконечных сообществ по интересам и, казалось бы, безвредной анонимности можно быть кем угодно. Хоть распрекрасной певицей Белль, которую обожают миллионы VR-пользователей, что следят за каждой взятой ей нотой и новыми пиксельными нарядами. Или за историей противостояния кумира и некого Дракона, жестоко срывающего ее онлайн-шоу. Тогда как в не столь радужной действительности ты никакая не Белль, а всего лишь старшеклассница Судзу, подобно Ханне Монтане скрывающая свою звездность и скорбящая по матери.
В японской интерпретации французской сказки «Красавица и чудовище» на арену выходит не только извечная мораль об истинной красоте, что кроется внутри, но и привычные для работ Хосоды социальные проблемы. Вроде взросления в неполной семье, домашнего насилия, а также рисках, что несет с собой век технологий и безнаказанности за вполне осязаемые разрушения в ирреальном мире. В котором хоть и предостаточно безобидных песен и танцев (в музыкальных номерах создатели использовали технологии захвата движения и новаторские компьютерные эффекты), но хватает и драконов, и скелетов в шкафу. Ближе к финалу это аниме слегка сдает в темпе, но все равно остается невероятно красочным и актуальным.
Бонус: «Бесконечный алый» (2025)
Уже этой зимой Хосода представит на суд публики очередной исекай – суровый сказ о принцессе Скарлет, чьего отца-короля беспощадно убивают завистники. А преисполненная жаждой мести дочь в отчаянной попытке восстановить справедливость оказывается в стране мертвых, где царствуют анархия и безумие. И где каждый, чья попытка отомстить оборачивается поражением, со временем приходит в забвение и обращается в пыль.
По словам постановщика, по уровню экшена «Бесконечный алый» будет на голову выше его предыдущих работ. Кроме того, в грядущем аниме на передний план выйдет романтическая линия между принцессой и, по всей видимости, другим обитателем мертвой земли, что не совсем характерно для творчества Хосоды. Заинтриговал, ничего не скажешь!
Комментарии