Журнал

«Мальчик русский»: Как ученик Сокурова совместил поэзию войны и магию музыки

Первая мировая война. 1916 год. Деревенский мальчуган Алеша (Владимир Королев) уходит на фронт, мечтая о наградах и славе. Окопная правда ничего не приносит, а только отбирает: лишает зрения. Отчего глуповатому, но славному юноше приходится работать слухачом — ловить через исполинскую трубу звуки приближения вражеских самолетов.

Параллельно — в другом строю — сегодняшние ровесники Алеши играют Рахманинова. Они записывают саундтрек к фильму, в котором ослепленный перспективой социального лифта юноша теряет зрение по-настоящему и сталкивается с сочувственными руками окружающих, которые тянут его в разные стороны не всегда с добрыми намерениями.

«Мальчик русский» — дебют Александра Золотухина, выпускника кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова. Его положение, как и устройство фильма, двусмысленно: одни называют Золотухина самым талантливым учеником мастера, другие помещают в тень Балагова («Дылда»), Коваленко («Софичка»), Битокова («Глубокие реки»). Сходятся в одном: молодой режиссер наиболее стилистически близок к Сокурову с его элегической и эпической манерой.

В теории «Мальчик русский» действительно неуловимо хорош: поэтичен, чувственен, напоминает фотографии начала XX века и трагично озвучен не случайными вещами Сергея Рахманинова. Третий фортепианный концерт написан в 1909-м, «Симфонические танцы» — в 1940-м — в преддверии или предчувствии двух мировых войн. Армейское братство рифмуется с оркестровой необходимостью звенеть в унисон. Хрупкая индивидуальность — с точным звучанием ноты.

Вместе с тем двойственность «Мальчика» производит излишне ученический эффект. Словно поэзия явлена с помарками и черновыми вариантами, пометками на полях, сырыми рифмами и движениями мысли. Без музыки не хочется пропадать. Искусство — как возможность чутких проникнуть в звучание сфер (самая эффектная сцена фильма — как слухач внимает бесконечному предбатальному небу). Общество — как тысячи вариантов строя, где положено найти свое место и если не умереть, то затихнуть. А может быть, предчувствие новой войны. Или констатация, что та уже идет. И на ней человек особенно хрупок, раним, открыт как к ужасам, так и к тихой магии жизни. Ее нужно лишь расслышать, открывшись чему-то надбытийному. К этому располагает не только музыка Рахманинова.

«Мальчик русский» в прокате с 6 февраля.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Акция «Бессмертный полк» пройдет в память о кинематографистах-фронтовиках

Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…

25 минут назад

Важные люди. Магия монтажа

Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…

3 часа назад

«Отцы и дети» в Театре наций

20 и 21 мая на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссером…

3 часа назад

Просто Мария: Почему Аронову обожают зрители

Эффектная, смешная, суровая, трогательная и сильная – Мария Аронова соткана из противоречий. Она может заставить плакать в трагедии и тут…

8 часов назад

Спектакль-мираж «Долгая счастливая жизнь» покажут в СТИ

Премьера постановки Сергея Тонышева «Долгая счастливая жизнь» состоится в мае в Студии театрального искусства Сергея Женовача. Создатели характеризуют свой новый…

1 день назад

Одри Хепберн: Элегантная простота

Одри Хепберн навсегда вошла в историю не только кино, но и моды – свою роль сыграли как красота и безупречный…

1 день назад