Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Интервью > Большое интервью с автором фильма о СВО «У края бездны» Максимом Фадеевым

Большое интервью с автором фильма о СВО «У края бездны» Максимом Фадеевым

9 мая 2025 /
Большое интервью с автором фильма о СВО «У края бездны» Максимом Фадеевым
Фото: Евгения Безрук

Режиссер рассказал, как жил до 2014 года, вспомнил самые страшные моменты на передовой и раскрыл тайну своего творческого псевдонима.

Когда-то он издавал журнал о предметах роскоши и красивой жизни, ныне его фильм стал первым доком об СВО, попавшим в кинопрокат и на онлайн-платформы. Автор нашумевшей тетралогии «У края бездны» Максим Фадеев – человек совершенно парадоксальной судьбы и столь же четкой жизненной позиции. И тем интереснее с ним общаться.  

Как вы думаете, почему до вашей работы ни один документальный фильм об СВО не добирался ни до стримингов, ни, тем более, до широких экранов?

У всех предвзятое отношение к документальному кино. Тем более, об СВО. Платформы говорят какие-то глупости – мол, это вообще никому не интересно. А их рейтинги говорят совсем другое. На KION «У края бездны» заработал высший балл среди вообще всех фильмов, которые есть на площадке.

На сборы в прокате влияет то, что фильм параллельно выложен на стриминге?

Думаю, нет. Большинство людей, которые видели его на смартфонах, хотят увидеть его на большом экране. Они все об этом пишут. 

Что неудивительно: картина оказывает мощнейшее эмоциональное воздействие. И не только в силу самого контента – она потрясающе снята и смонтирована. Где вы учились?

У меня никакого кинообразования нет. Я учился на энергетика. Должен был работать на Южно-Украинской атомной станции. Но до войны трудился в агентстве, которое издавало корпоративные СМИ для лакшери-сегмента Донбасса. Это же один из богатейших регионов Украины до войны был. Я был соучредителем этой фирмы и арт-директором и, по сути, главным редактором журнала про топовые бренды одежды, ювелирные украшения, элитные отели… Уникальное было издание, черно-белое, фотограф вдохновлялся работами Хельмута Ньютона (выдающийся немецкий фотохудожник, – КР). В каждом номере из трех фотосессий одна-две снимались за границей – в Италии, Франции. Ни в Москве, ни в Киеве ничего подобного нет. Все просто торгуют одеждой, а мы продавали стиль жизни.

Максим Фадеев
Фото: Евгения Безрук

К мысли снимать документальное кино вас подтолкнуло начало боевых действий?

То, что будет война, мне стало понятно еще в декабре 2013 года. К тому моменту я уже несколько месяцев как ушел из агентства, уехал жить в Славянск и начал там снимать первый свой документальный фильм про добычу сланцевого газа. Вообще, одна из причин, почему Славянск как центр русского сопротивления возник первым, – в том, что его жители начали задумываться о своей судьбе на год раньше всех остальных. Там было очень массовое протестное движение. Для понимания, при населении города в 120 тысяч человек, на одну из демонстраций выходило чуть ли не 30 тысяч.

Выходит, перефразируя поговорку, вы просто «оказались в том месте и в то время».

Все мы, кто был в Славянске, получили потом у полевых командиров ополчения определенный карт-бланш при боях за Донецкий аэропорт. То есть я мог снимать там по своему усмотрению. А такая возможность мало, у кого была. Чтобы вы понимали, интенсивность боев за него была самой высокой в Европе со времен Второй мировой войны. На уровне Сталинграда, но только в локальном масштабе. Я начал снимать 10 мая 2014 года, и у меня быстро накопился достаточно большой опыт съемки боевых действий разного типа.

А когда вы впервые взяли в руки камеру?

Первую свою камеру я купил в 2010 году, но через две недели у меня ее украли. Вторую – в 2011-м. Снимать на нее в видеорежиме начал на Евро-2012 (чемпионат Европы по футболу, который проходил в Польше и Украине, – КР) в Донецке. Тогда приехало очень много иностранцев, и мне просто хотелось показать, что мы тоже люди. Это было главным мотивом, почему я вообще решил снимать. С 2004 года шло чудовищное расчеловечивание жителей Донбасса – очень сильное информационно-психологическое давление через все СМИ. И оно ощущалось даже на улицах, когда говорил, что ты из Донецка, где-нибудь в Днепре или в Киеве.

В чем это проявлялось?

Начинали агитацию проводить. Говорили, что мы быдло, дети проституток. Что шахтерами могут работать только люди с рабским менталитетом. Поэтому шахты все нужно закрыть. Мнение Донбасса вообще не учитывалось. Это ведь всегда был самый советский регион Украины, теснейшим образом связанный с Россией – как производственными цепочками, так и людьми. Основная их масса попала на Донбасс в результате трех волн эмиграции разного времени. Именно там был снят первый в Союзе звуковой фильм – «Энтузиазм: Симфония Донбасса» (документальная лента Дзиги Вертова с музыкой Дмитрия Шостаковича, 1931 год, – КР).

В связи с названием вашего фильма «У края бездны» вспоминается известное изречение Ницше: «Когда заглядываешь в бездну, она заглядывает в тебя». Вы его имели в виду?

Я хотел этим сказать, что с мая 2014 года на Донбассе разворачивается рукотворный ад на Земле. И начался он именно в моем городе. Поначалу он занимал лишь малую часть населенного пункта Семеновка на востоке Славянска – всего несколько квадратных километров. Причем война шла там только на закате и на рассвете. Но из-за общего равнодушия – люди же думают, что это их не коснется, что это все где-то далеко, – война за 10 лет достигла колоссальных масштабов. Сегодня Украина уже в этой бездне полностью, и теперь у края бездны Россия оказалась. Соответственно, от того, как быстро мы сможем эту войну свернуть, я считаю, зависит судьба России. И тут важно понимать, что главное поле битвы – не там, а здесь.

Максим Фадеев
Фото: Евгения Безрук

Это на самом деле далеко не первый ваш фильм. И их много. Почему, как вам кажется, только с ним вас, можно сказать, заметили?

Я тоже хотел бы это знать! Полевые командиры меня заметили, еще когда я снял штурм Донецкого аэропорта. Они видели, как погибают их ребята, и говорили: «Сними фильм про моих пацанов». Понимали, зачем я это делаю. И я понимал, зачем это делаю. Но не понимал, как это донести всей России, где на это деньги взять. И такого эффекта, как сейчас, я ожидал еще летом 2015 года. Но его не случилось. Мы как слепые котята долбились во все инстанции. Говорили: «Нам нужна машина, нам нужны еще хотя бы два человека». Ну и какая-то зарплата – мы же не можем все время бесплатно это делать, у нас же семьи, их кормить нужно. Я сам и снимал, и монтировал, и музыку подбирал. И соответственно, пока был этим занят, то не снимал. Но с ужасом наблюдал то, что делает противник в этом плане. Для понимания, на Netflix сейчас четыре документальных фильма про конфликт Украины с Россией, на Кинопоиске – ни одного. 

Фильм снят на деньги, которые собраны с помощью краудфандинга?

Практически полностью. Какие-то материалы, снятые в Мариуполе, мы продавали, но это где-то процента три от всех средств.

Основная стадия расходов – техническое оснащение?

Мы сделали фильм «Призраки. Солдаты забытой войны». Он вышел в октябре 2021 года. В феврале 2022-го я получил за него гонорар, и он весь ушел на покупку камеры. Все остальное – объективы, микрофон – я в кредит купил. Потом началась СВО, нарисовался первый спонсор, и мне выдали сумму, которой хватило на зарплату водителя, снарягу – куртку, очки тактические – и деньги семье на пару месяцев. Вот и все.

Я видел на VK бэкстейдж вашего фильма, который четко показывает, насколько вы были внутри боя…

В роте, которая штурмует город, есть три группы – передовая, вторая и третья, которые обеспечивают прикрытие. Они все идут в шахматном порядке. Иногда я был в передовой, иногда во второй или третьей, но всегда внутри штурмовой группы. Были моменты, когда я шел четвертым. То есть фактически четвертым человеком, который заходит в этот район Мариуполя, был человек с камерой.

Максим Фадеев
Фото: Евгения Безрук

И при этом вы без оружия?

Ну да. Там, где я был, никто вообще не снимал. Ну, Андрей Филатов только. Я провел в составе штурмовой группы 30 дней. Температура была тогда около нуля. Нередко приходилось спать в помещении без стекол – то есть фактически как на улице, защищен только от ветра и осадков. Холодно, голодно, много физической нагрузки, плюс что-то прилетает. Соответственно, иногда уже не соображаешь, что снимаешь. И в том числе поэтому мы впервые сделали закадровый текст.

Это было самое тяжелое, что вы пережили?

Я в таких ситуациях несколько раз был. И в Славянске я снимал без аккредитации – просто договорился с ополчением. Два или три дня в серой зоне. Прошел бой, наши отступили, и неизвестно, есть там противник или нет. Чувства очень неприятные, скажем так. В Углегорске, когда шла зачистка города, я проник за территорию заградительных блокпостов и вообще один перемещался по городу. Стремная штука! И еще в Дебальцево снимал, когда там были украинские войска. За несколько дней до формирования котла мы с одним безумным таксистом, бывшим ополченцем, туда попали. Встроились в колонну автобусов ОБСЕ, которую ДНР послало для эвакуации. Брал интервью у украинских бойцов, офицеров, гражданских снимал, которые проклинали украинскую армию… Шепотом говорю, мол, я не укроп, и мужик, стоя в двух шагах от солдата, начинает мне всю правду матку говорить. Типа, они нас тут захватили, фашисты, рабами нас сделали.

Ничего себе! Странно, что вас обоих там же не положили!

Ну, это была одна из самых страшных съемок. Вообще, вот таких экстремальных моментов за 8 лет до начала спецоперации было очень много. Потом все это стихло немного. И снимать на линии боевого соприкосновения было тяжело больше по моральным причинам, потому что ты снимаешь в 2019-м там же, где снимал в 2014-м, противник стал только ближе и укрепился сильнее. Первое облегчение было, когда российские паспорта начали выдавать.

И что вот вы так рисковали, безоружный, и за 11 лет – ни одного ранения?

У меня два ранения было. Одно средней тяжести, второе – на месяц–полтора выбыл из строя. Подорвался на растяжке в 2016-м, и в голове остался осколок. Доктор Лиза еще жива была – меня на самолете в Москву возили.

Максим Фадеев
Фото: Евгения Безрук

В одном интервью вы процитировали очень точное изречение: в художественном кино режиссер – бог, а в документальном Бог – режиссер. А как часто вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда было понятно, что у вас очень мощный ангел-хранитель?

Можно книгу написать про типы страхов на войне. Один из самых страшных моментов, когда ты понимаешь, что в тебя стреляют, а тебе нужно дальше перемещаться через простреливающееся пространство. А бывает, что ты не успеваешь осознать… Однажды я как раз шел четвертым и застрял в заборе. У меня снаряжения гораздо больше, чем у парней – из рюкзака торчат всякие палки, штативы. Начал барахтаться, матюкаться. И буквально только вылез, сделал несколько шагов, и в меня выстрелили, но не попали, потому что я в момент выстрела поскользнулся. Что это было, ангел-хранитель или просто совпадение?

Вас дома кто-нибудь ждет?

Жена и сын. Мама на оккупированной территории находится и до конца не знает, чем я занимаюсь. Из-за нее я скрываю свое настоящее имя. Я стараюсь ее лишний раз не травмировать, потому что, когда меня ранило, и отец узнал об этом, то получил сердечный приступ и умер.

Но семья у вас еще до того появилась? Вряд ли они в восторге от того, как вы рискуете.

Да, сын уже взрослый. И жена не раз пыталась отговорить, но, как видите, не вышло. Приходилось врать. Они видели фильмы, конечно, но я говорил, что это художественный замысел такой, на самом деле, это все постанова, там было не так страшно. И все это не улучшает отношения. 

Максим Фадеев – это же ваш позывной?

Да, у меня была всего минута, чтобы его придумать, и я, к сожалению, ошибся с именем. Вообще, у меня был позывной Артем Сергеев – в честь революционера-большевика Федора Сергеева, основателя Донецко-Криворожской республики, известного как товарищ Артем. Но мне его запретили использовать. И когда я должен был давать свое первое интервью на ТВ, нужно было срочно придумать новый позывной. Стал вспоминать имя автора «Молодой гвардии», а в памяти всплыл композитор…

Никого нельзя заставить смотреть. Вы верите, что с помощью вашего кино до кого-то можно достучаться?

Мы это видим по отзывам! Десятки, сотни отзывов: «Простите нас, мы не знали, мы не видели, вы открыли нам глаза, вы перепрошили мне мозг». У нас много волонтеров, которые нам помогают. С премьерой помогали десятки людей. Сейчас даже сотрудник появился. Пришел такой: «Блин, мне стыдно!» Рассказал, что посмотрел один фильм, потом второй, третий: «Спросил себя: а чем я в этот момент занимался? Ну да, чемпионат мира по футболу смотрел». Я же специально эту перебивку в фильм вставил. То есть люди жили себе и не понимали, что происходит. И для нас это было дико и непонятно.

Как вы для себя отвечаете на вопрос, зачем едете в самое пекло?

Главный герой «У края бездны» Рома Воробей – командир роты на тот момент –  успел до своей гибели увидеть все четыре серии, но в черновой сборке, без закадрового текста, без музыки. И написал мне: «Спасибо тебе за то, что показал моих пацанов и ад, через который они прошли. Чтобы люди увидели, что такое война, и это больше никогда не повторилось». И мне кажется, это лучший ответ на вопрос, ради чего это все.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: