Кадр из скетч-шоу «Наша Russia»
Хотя российской аудитории более близки термины «телемагазин» или «магазин на диване», у подобных ТВ-блоков имеется официальное название – infomercial («информационная реклама»). Это форма маркетинга, предназначенная для более активного продвижения продукта или услуги посредством телевидения. Инфореклама продолжительнее традиционного ролика (от пары минут до часа и дольше) и детальнее описывает и демонстрирует тот или иной товар. Подобное взаимодействие между зрителем и продавцом называется телевидением прямого отклика, которое преимущественно осуществляется звонком на бесплатный телефонный номер.
Первое упоминание такой рекламы датируется 1949 годом, когда изготовитель блендеров Vitamix выпустил серию экспериментальных рекламных роликов. В них харизматичный основатель компании Уильям Г. Барнард, «автор, лектор и специалист по еде», как он сам себя описал, представил аудитории «одно из самых замечательных устройств, которое когда-либо было изобретено». Глава компании убеждал зрителей, что без этого блендера они не смогут жить полной жизнью, что этот продукт – то, чего им всегда не хватало. Трюк Vitamix сработал – продажи ее товаров взлетели.
Однако подобный формат рекламы просуществовал недолго. В 1950–1960-х Федеральная комиссия по связи наложила ряд ограничений на телевизионный маркетинг. За один час в эфире в общей сложности могло появиться 8 минут рекламы, при этом один ролик не должен был превышать 30 секунд. Полуминутные ролики впоследствии стали ТВ-стандартом.
Инфореклама так бы и канула в Лету, не успев толком развиться, если бы не президентство Рональда Рейгана. В 1980-е он кардинально изменил курс экономики страны, в том числе продвинув подход свободного рынка, когда правительство меньше участвовало в регулировании бизнеса. Тогда же Федеральная комиссия по связи сняла упомянутые ограничения на рекламу, а кабельное телевидение, где буквально любой мог купить эфирное время, стало одним из ключевых трендов в американских домохозяйствах. К концу десятилетия в США появились идеальные условия для того, чтобы инфореклама восстала из пепла.
Одним из тех, кто разглядел потенциал ТВ-маркетинга, оказался предприниматель Кевин Харрингтон, который в дальнейшем станет известен по реалити-шоу Shark Tank. Он обратил внимание на то, у кабельных сетей есть пробелы в вещании: с 12 часов ночи до 6 утра каналы практически ничего не демонстрировали зрителям. Харрингтон выкупил у каналов пустое эфирное время и подготовил несколько рекламных роликов. За счет того, что у бизнесмена не было конкуренции, он мог позволить себе более продолжительные ролики, в которых он не только детально описывал аудитории продаваемый товар, но и наглядно показывал его достоинства. Именно в этот период телемагазины обрели ту форму, к которой все привыкли.
Главным преимуществом инфорекламы стала низкая стоимость производства. При пересчете на текущий курс на создание одного ролика уходило от $25 тыс. до $250 тыс. При этом цена трансляции товара на местных каналах (от 6 до 8 недель) варьировалась от $150 тыс. до $250 тыс., в то время как за 30-секундное видео в прайм-тайм кабельные каналы могли просить от $15 млн до $30 млн.
В 1990-е произошел бум телемагазинов. Пока в классической рекламе зрителям демонстрировали популярные торговые марки, знакомые каждому, инфореклама предлагала аудитории малоизвестные бренды, выпускающие самые разные продукты: от бытовых чудо-устройств и «революционных» хозтоваров до ювелирных изделий и детской канцелярии. Далеко не все из них отличались высоким качеством, но люди все равно скупали их в огромном количестве. Особенно когда за приобретение одного товара зрители получали в подарок какой-то бонус (до боли знакомая фраза «Но и это еще не все!», которую, наверное, слышали все, кто смотрел ТВ-рекламу в 1990-е).
У формата телемагазинов сформировался определенный сценарий. Посредством коротких сюжетов с актерами продавцы утрировали достоинства продукции, преувеличивая ее исключительность и значимость в жизни покупателя. Сами товары могли быть похожи на то, что люди привыкли видеть в магазинах, но при этом по функционалу изделие хоть в чем-то должно было быть уникальным. Обязательными условиями инфорекламы были сообщения об ограниченном количестве продукции («Спешите позвонить и заказать! Осталось всего 100 штук!»), а также ограниченная по времени скидка до 50%. Таким образом продавцы подталкивали зрителей к немедленной покупке по «очень выгодным условиям».
Позже телемагазины постепенно перешли от записанных заранее роликов к прямым эфирам, во время которых ведущие на протяжении нескольких часов (а некоторые продавцы оставались на экранах круглосуточно) активно предлагали зрителям купить «суперудобную овощерезку», «складные чудо-спиннинги», «матрасы, превращающиеся в диваны» и другие невероятные изобретения человечества.
В России телемагазины появились с падением «железного занавеса». Причем на заре инфорекламы, как и в некоторых других сферах отечественного телевидения в то время, каналы использовали переозвученные и локализованные западные ролики. Модель взаимодействия со зрителями тоже не поменялась: ограниченное количество товаров, большая скидка, бонус в подарок. И все это по телефону, не выходя из дома.
Некоторые метровые и дециметровые каналы отводили отдельные блоки для инфорекламы, другие делали передачи вроде знаменитых «Магазина на диване» и «Веселкин-магазина» с шоуменом Алексеем Веселкиным в качестве ведущего. В дальнейшем авторы инфорекламы полностью подстроились под российскую аудиторию, выбирая в качестве приглашенных гостей звезд кино и эстрады, благодаря чему лояльность зрителей выросла. А вместе с ней и спрос на предлагаемые товары.
Телемагазины существуют в России и по сей день. Пик популярности формата пришелся на середину 2010-х и начало 2020-х. Основная аудитория отечественных телемагазинов – женщины от 45 и старше (чем дальше от крупных городов, тем меньше средний возраст потребителя). В 2023-м российский рынок ТВ-шопинга достиг 75 млрд руб., а по итогам 2024-го приблизился к отметке 100 млрд руб. Согласно проведенному исследованию, структура рынка услуг выглядит следующим образом:
Среди регионов по спросу лидирует Центральный федеральный округ (29%). За ним следует Приволжский (21%), а замыкает тройку Северо-Западный (17%). Наименьшим спросом телемагазины пользуются в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах (2%).
На 2020-й российская индустрия телемагазинов насчитывала 11 представителей. К настоящему моменту у некоторых телемагазинов сохранились только собственные маркетплейсы, однако у большей части все еще идут прямые трансляции. Как по ТВ, так и в сети. Интерес к сфере телешопинга помогают поддерживать не столько разнообразные товары, сколько ведущие. Нередко телеканалы набирают в команду харизматичных артистов, у которых даже появляются поклонники и поклонницы.
«Когда я только стал ведущим, мы нигде не говорили, что я еще и актер. А потом люди в группе телемагазина во «ВКонтакте» стали писать: «Представляете, включаю сериал, а там Лапшин!» Тогда уж мы не стали ничего скрывать, наоборот, выложили большое интервью со мной», – отметил ведущий одного из российских телемагазинов Алексей Лапшин, который служит в Театре сатиры.
Если говорить про глобальный рынок телемагазинов, то аналитики прогнозируют ему хорошее будущее. Сейчас мировой ТВ-шопинг оценивают в $262 млрд. По мнению экспертов, он будет увеличиваться на 6% ежегодно до 2032-го. Росту популярности телемагазинов способствовало несколько факторов, однако ключевой из них – пандемия COVID-19, поскольку самоизоляция способствовала изменению потребительского поведения. Кроме того, ТВ-магазины еще долго будут с нами из-за постоянного роста количества телевизоров в сельских и городских районах.
Недавно два уважаемых артиста отметили юбилеи: Чарли Ханнэму стукнуло 45, Рону Перлману – 75. Что объединяет этих колоритных мужчин? Одни…
Инфантильный воришка Эдди (Билл Скарсгард) болтается по Лос-Анджелесу, перебиваясь инспекцией чужих кошельков и машин на наличие мелочовки, на которую можно…
По сравнению с пугающей бесконечностью космоса океан кажется более привычной средой. Но и в его глубинах, если верить легендам, обитает…
Когда по книге снимают кино, это называется экранизация. Бывает же, что, наоборот, тот или иной кинематографический опус конвертируют в опус…
Космос, манящая даль… Человечество десятилетиями пытается освоить хотя бы скромный его уголок, доступный нам благодаря текущему состоянию науки, пока киноделы…
25 лет назад мир увидел скандальную экранизацию не менее скандального романа Брета Истона Эллиса. Постмодернистский бестселлер «Американский психопат», заклеванный феминистками…