Юрий Мороз в последние годы чаще снимает сериалы, чем полнометражное кино, так что «Лунатиков» вполне уместно назвать неожиданным для него проектом. Зато признанию удивляться не приходится: до выхода в широкий прокат драма успела получить несколько призов – за лучший сценарий («Окно в Европу» в Выборге), актерскую игру (Викторию Исакову назвали «героиней нового сезона») и режиссуру (международный кинофестиваль в румынской Валахии). Главный вопрос теперь – понравится ли фильм широкой публике?
Все предпосылки для этого есть: «Лунатики» поднимают важные социальные проблемы и на живом материале препарируют болезненную тему отношений детей и родителей. А еще эта роскошно снятая драма основана на реальных событиях. Хотя на первый взгляд может показаться, что сюжет из разряда фантастики: уставшая от загулов сына (Степан Белозеров) властная телепродюсер (Исакова) решает раз и навсегда покончить с его пагубными привычками и прибегает к экспериментальному методу лечения.
Практика психокоррекции радикальна настолько, что в дело вмешивается принципиальный следователь (Алексей Филимонов), которому начальство советует как можно скорее закрыть дело. Вместо этого он пытается понять, идет ли речь о незаконном похищении (или даже об убийстве), возможно ли стереть человеку память и что, черт возьми, вообще происходит?
Детективная интрига и процесс биохакинга, впрочем, отходят на второй план. Линейный сюжет «Лунатиков» укладывается в одно предложение, но визуально оформлен столь разнообразно, что может как очаровать, так и отвратить от просмотра. Приемы сменяют друг друга – стилизация под ч/б, имитация дефектов пленки, а следом и солнечные флешбэки, и настоящий рэп-клип. Сам режиссер объясняет это тем, что хотел добавить кислотности.
Правда жизни остается лишь в характерах. Исакова изображает тот тип матери, который чаще всего можно увидеть в артхаусе. Холодность и эгоизм ее героини Ренаты раз за разом перебарывают материнские инстинкты и потребность любить. Она – источник невыносимого давления, под которым ломается явно не понимающий, во что он ввязался, любовник (Дмитрий Чеботарев) и от которого тщетно пытается улизнуть наследник. Сбежать получается только на больничную койку – и даже после этого разочарованная мать выдохнет: «Умеешь ты праздник испортить».
Дисфункциональность этой семьи будет подчеркнута многократно: пространство вокруг героев постоянно раскладывается на кусочки общего пазла, плеяда второстепенных персонажей создает метавселенную, над которой можно вдоволь посмеяться, а интерьеры поражают своей условностью. Это, кстати, тот редкий случай, когда используются они не для галочки: пустота роскошной жизни Ренаты в «Лунатиках» находит выражение на всех уровнях сразу. И даст ли трещину строгий фасад – вопрос куда интереснее, чем присутствующее в сюжете уравнение Шредингера на минималках.
Еще удивительнее, что лента получилась агиткой против запрещенных веществ, хотя сама при этом напоминает бэд-трип. В атрибуты молодежной жизни Юрий Мороз погружается без неприязни и предубеждений, с отсылками управляется играючи, да и концовке придает такую полярность, что диву даешься. В общем, не просмотр, а сплошной когнитивный диссонанс. Но не отпускает до последней секунды.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…