Юрий Мороз в последние годы чаще снимает сериалы, чем полнометражное кино, так что «Лунатиков» вполне уместно назвать неожиданным для него проектом. Зато признанию удивляться не приходится: до выхода в широкий прокат драма успела получить несколько призов – за лучший сценарий («Окно в Европу» в Выборге), актерскую игру (Викторию Исакову назвали «героиней нового сезона») и режиссуру (международный кинофестиваль в румынской Валахии). Главный вопрос теперь – понравится ли фильм широкой публике?
Все предпосылки для этого есть: «Лунатики» поднимают важные социальные проблемы и на живом материале препарируют болезненную тему отношений детей и родителей. А еще эта роскошно снятая драма основана на реальных событиях. Хотя на первый взгляд может показаться, что сюжет из разряда фантастики: уставшая от загулов сына (Степан Белозеров) властная телепродюсер (Исакова) решает раз и навсегда покончить с его пагубными привычками и прибегает к экспериментальному методу лечения.
Практика психокоррекции радикальна настолько, что в дело вмешивается принципиальный следователь (Алексей Филимонов), которому начальство советует как можно скорее закрыть дело. Вместо этого он пытается понять, идет ли речь о незаконном похищении (или даже об убийстве), возможно ли стереть человеку память и что, черт возьми, вообще происходит?
Детективная интрига и процесс биохакинга, впрочем, отходят на второй план. Линейный сюжет «Лунатиков» укладывается в одно предложение, но визуально оформлен столь разнообразно, что может как очаровать, так и отвратить от просмотра. Приемы сменяют друг друга – стилизация под ч/б, имитация дефектов пленки, а следом и солнечные флешбэки, и настоящий рэп-клип. Сам режиссер объясняет это тем, что хотел добавить кислотности.
Правда жизни остается лишь в характерах. Исакова изображает тот тип матери, который чаще всего можно увидеть в артхаусе. Холодность и эгоизм ее героини Ренаты раз за разом перебарывают материнские инстинкты и потребность любить. Она – источник невыносимого давления, под которым ломается явно не понимающий, во что он ввязался, любовник (Дмитрий Чеботарев) и от которого тщетно пытается улизнуть наследник. Сбежать получается только на больничную койку – и даже после этого разочарованная мать выдохнет: «Умеешь ты праздник испортить».
Дисфункциональность этой семьи будет подчеркнута многократно: пространство вокруг героев постоянно раскладывается на кусочки общего пазла, плеяда второстепенных персонажей создает метавселенную, над которой можно вдоволь посмеяться, а интерьеры поражают своей условностью. Это, кстати, тот редкий случай, когда используются они не для галочки: пустота роскошной жизни Ренаты в «Лунатиках» находит выражение на всех уровнях сразу. И даст ли трещину строгий фасад – вопрос куда интереснее, чем присутствующее в сюжете уравнение Шредингера на минималках.
Еще удивительнее, что лента получилась агиткой против запрещенных веществ, хотя сама при этом напоминает бэд-трип. В атрибуты молодежной жизни Юрий Мороз погружается без неприязни и предубеждений, с отсылками управляется играючи, да и концовке придает такую полярность, что диву даешься. В общем, не просмотр, а сплошной когнитивный диссонанс. Но не отпускает до последней секунды.
Добрый доктор с анекдотической фамилией Рабинович (вернее, Робинавич, но вы все равно будете слышать именно «Рабинович») приходит рано утром в…
Малый театр анонсировал праздничную программу, приуроченную сразу к двум юбилеям: 270-му театральному сезону и 90-летию со дня рождения Юрия Соломина.…
«КиноРепортер» продолжает знакомить вас с бриллиантами российской анимации. В нашей новой подборке нашлось место мультфильмам на любой вкус. Тут и…
За окном 1932-й. Близнецы Смок и Стэк, сменившие окопы Первой мировой на темные делишки в Чикаго, возвращаются в родной городок…
С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…
Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…