Рассказываем о рождении популярных жанров, без которых невозможно представить современное кино.
160 лет назад, 19 октября 1862 года, родился Огюст Люмьер – выдающийся изобретатель, новатор и пионер кинематографа. 28 декабря 1895-го они с братом Луи организовали первый в истории публичный платный кинопоказ. В подвале «Гран кафе» на парижском бульваре Капуцинов официально появилось на свет величайшее из искусств, в любви которому мы не устаем признаваться день и ночь.
Конечно, грузить вас деталями технической революции, устроенной Люмьерами по горячим следам Томаса Эдисона, мы не намерены. Вместо этого лучше расскажем о том, как Огюст и Луи придумали большинство популярных жанров, от эксцентричной комедии до самого настоящего хоррора, а заодно проиллюстрируем свои наблюдения их короткометражками, которые можно посмотреть прямо здесь и сейчас.
Комедия
«Политый поливальщик» (1895)
Первый сюжетный фильм Люмьеров, ознаменовавший и рождение комедийного жанра. Удивительно, но до сих пор – столько лет спустя – трудно сдержать смех, глядя на озорного мальчишку, который издевается над бедолагой поливальщиком! Садовник братьев и сын их слуги исполнили главные роли, а событийная основа перекочевала на экран из серии лубочных карикатур. В соответствии с классической трехактной структурой здесь имеются завязка, развитие действия и развязка, в которой хулигана настигает заслуженное наказание. Лента в свое время стала громким хитом и породила огромное количество подражаний, а для ее рекламы был нарисован первый в истории кинопостер.
Хоррор/триллер
«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1895)
Известнейшая работа Люмьеров, о которой наверняка слышали даже те, кто не видел ни одной ленты братьев. В отличие от «Политого поливальщика», никакого сюжета здесь нет. Просто на платформе вокзала Вильфранш-сюр-Мер столпились люди в ожидании поезда (в основном эти роли достались родственникам Люмьеров). Сам состав же надвигается с медленной неотвратимостью, символизируя как неумолимое наступление технологического прогресса, так и своеобразный злой рок. Этот фильм нередко называют первым в истории хоррором, поскольку, если верить распространенной легенде, зрители в ужасе сбегали с показов. А еще «Прибытие поезда» не на шутку напугало юного Альфреда Хичкока, после чего этот образ стал важным тревожным символом во многих его картинах.
Мелодрама
«Завтрак младенца» (1895)
Абсолютно мелодраматичную сценку наблюдаем в безмятежной короткометражке «Завтрак младенца», где снялись Огюст Люмьер, его жена Маргерит и дочурка Андре. Хотя речь вроде как идет о завтраке, на столе, помимо чайных чашек, красуется бутылка коньяка, недвусмысленно иллюстрирующая народную мудрость «с утра выпил – весь день свободен». Счастливый отец кормит ребенка с ложечки, довольная мать потягивает чаек, и такой сентиментальной гармонией наполнен этот эпизод, что первые зрители «Завтрака» небось чуть не умерли от умиления. Его обаянию покорился и Максим Горький, который в 1896 году выпустил киноведческую заметку «Синематограф Люмьера» и применительно к «Завтраку» написал, что «на всем лежит такой хороший, задушевно простой тон».
Бадди-муви
«Партия в карты» (1895)
Превосходный образчик бадди-муви от братьев Люмьер – «Партия в карты», которую разыграли солидные мужчины в костюмах и шляпах. Один из них – папа Огюста и Луи Антуан. Другой – знаменитый мим, фокусник, танцор и музыкант Фелисьен Треве. Конечно, карты – игра на редкость азартная. Но едва ли герои собрались для того, чтобы обчистить друг друга. Они просто отлично проводят время вместе. И когда жизнерадостный официант приносит господам пиво, они с удовольствием чокаются и явно наслаждаются происходящим. Такая вот трогательная зарисовка о мужской дружбе, которую, кстати, вскоре переснял Жорж Мельес, часто воровавший у Люмьеров идеи.
Научная фантастика
«Механическая колбасная» (1895)
Принято считать, что фантастикой среди первопроходцев кинематографа занимался упомянутый Жорж Мельес. Люмьеры же, дескать, лишь запечатлевали обычные фрагменты повседневной жизни. Как бы не так! За 7 лет до «Путешествия на Луну» братья совершили первые шаги по неизведанной территории фантастического жанра, выпустив занятную «Механическую колбасную». Рассказ о загадочном агрегате, куда можно запихнуть свинью, затем крутануть как следует колесо и мигом получить готовые сосиски да колбасы. Фильм имел грандиозный успех и обзавелся массой ремейков, хотя дерзкую находчивость оригинала никто не сумел переплюнуть.
Экшен
«Игра в снежки» (1896)
Да, люмьеровский шедевр «Игра в снежки» не является классическим боевиком, но по части экшена это ураганная штука. Безупречная диагональная перспектива создает отчетливый контраст между мужчинами и женщинами, швыряющими друг в друга снежки, и велосипедистом, который преспокойно едет по улице, пока не оказывается в центре событий. Это чертовски увлекательные 46 секунд: ленту можно пересматривать бесконечно, обращая внимание то на одного, то на другого участника перестрелки – примерно так разглядываешь персонажей на полотнах Питера Брейгеля. Снежкам покорны представители всех полов, возрастов, профессий и социальных статусов, а эти люди, от которых нас отделяет больше столетия, до сих пор кажутся необычайно живыми.
Фильм Кристофера Нолана
«Разрушение стены» (1896)
Да, зрение вас не обмануло. Братья Люмьер действительно сняли типичный фильм Кристофера Нолана за 74 года до того, как сам Кристофер Нолан появился на свет! Потрясающий эксперимент «Разрушение стены» стал первой картиной, которую прокручивали задом наперед. То есть сначала рабочие старательно сносят стену, а потом та, как по волшебству, вырастает заново. Если многих так впечатлил нолановский «Довод», попробуйте представить, какое изумление вызывали подобные трюки в далеком 1896 году, когда к обычным-то лентам еще мало кто привык. С тех пор, конечно, обратная съемка сплошь и рядом использовалась и в художественном кино, и в клипах, и в рекламных роликах, но именно Люмьеры первыми решились на столь радикальный шаг.
Цвет из иных миров
«Танец серпантин» (1897)
В заключение отметим еще одну кинореволюцию, совершенную Люмьерами. Только связана она уже не с конкретным жанром, а с уникальными средствами выразительности. В 1892 году покорившая Париж американка Лои Фуллер изобрела так называемый «танец серпантин», который свел с ума рядовых зрителей и интеллектуальную элиту во главе с Жаном Кокто, Огюстом Роденом и Анри де Тулуз-Лотреком. Разумеется, новое явление тут же взяли на вооружение кинематографисты, посвятившие яркому перформансу немало картин. Одну из них поставили братья Люмьер, причем раскрасили ее от руки! Зрелище просто сногсшибательное. Дух захватывает и почву из-под ног выбивает.
Комментарии